В страховом бизнесе основой всего является страховой продукт − услуга по различным видам страхования. Страховые продукты по одному и тому же виду страхования могут быть уникальными для разных страховых компаний, которые формируют и модифицируют свой набор условий, предлагаемых клиентам. Для того чтобы поддерживать различия и возможность постоянных изменений страховых продуктов, информационная система должна иметь гибкие средства настройки параметров договоров страхования. Все эти различия должны сразу же отражаться в подсистемах бухгалтерского и налогового учета. Система должна предоставлять разные данные для организации выплат по разным страховым продуктам и т. д. Получается, что реализация отдельных компонентов информационной системы для страховщиков мало влияет на повышение эффективности бизнеса, и даже способна создать дополнительные сложности. Необходимо сразу увязывать все элементы между собой, изначально делая ставку на комплексное решение с гибкими средствами адаптации к тем уникальным условиям страхования, которые данная страховая компания может предложить в конкретном страховом продукте [7].
|
|
Таким образом, страховой бизнес в настоящее время вынужден проводить автоматизацию сразу по четырем направлениям [7]:
· поддержка основных бизнес-процессов (ERP-системы);
· оптимизация взаимодействия с клиентами (CRM-системы);
· организация сервиса онлайнового страхования;
· управление рисками и активами (аналитические системы).
Использование автоматизированной информационной системы дает возможность [7]:
1. Повысить эффективность управления компанией за счет обеспечения руководителей и специалистов максимально полной, оперативной и достоверной информацией. Это позволит руководству оперативно получать сводные данные, характеризующие финансовое положение компании в целом, оценивать эффективность работы подразделений, определить результаты деятельности по тому или иному виду страхования.
2. Снизить расходы на ведение дел компании за счет автоматизации процессов обработки информации и упрощения доступа сотрудников компании к информации.
3. Аналитическим службам проводить актуарные расчеты на основе единого банка данных, что позволяет компании осуществлять разумную тарифную политику.
4. Руководителям среднего звена анализировать деятельность своего подразделения и оперативно готовить сводные и аналитические отчеты для руководства и смежных отделов.
5. Повысить эффективность обмена данными между отдельными подразделениями и филиалами компании.
6. Гарантировать полную безопасность данных на всех этапах обработки информации.
|
|
7. Изменить характер ручного труда сотрудников, избавляя их от выполнения рутинной работы и давая возможность сосредоточиться на профессионально важных обязанностях.
В настоящее время широкое применение получили АИС «ПАРУС-Страхование 6.х», «РИНТИ S2C Страхование» и другие.
Базовые принципы построения АИС страхования [7]:
1. Система является комплексной, т.е. задача автоматизации решается на основе комплексного подхода, при котором обеспечивается информационное взаимодействие всех основных подразделений страховой компании, в том числе отделов страхования, бухгалтерии, экономических, плановых и маркетинговых служб.
2. Система построена по модульному принципу, обеспечивающему гибкую комплектацию системы в соответствии с особенностями деятельности компании, ее структурой и потребностями.
3. Система использует единую базу данных, которая содержит всю вводимую информацию, а также описание части бизнес-логики для обработки этой информации. «ПАРУС-Страхование 6.х» является многопользовательской системой, обеспечивающей работу большого числа пользователей.
4. Система реализована в архитектуре «клиент–сервер», что придает ей все те качества, которым должна удовлетворять корпоративная информационная система. Обработка информации распределена между сервером и рабочей станцией.
5. Система интегрирована с операционными системами семейства Windows, в связи с чем снижается стоимость.
Сервис современных страховых систем имеет ряд общих характерных черт:
· ведение БД по существующим и потенциальным клиентам, обеспечивающей возможность их сегментации;
· каждый этап оформления договора автоматически формирует пакет соответствующих документов;
· процедура регистрации договора автоматизирована максимально полно, так как в массовых видах страхования данный этап сопряжен с самыми значительными временными потерями;
· поддержка постоянной оперативной обратной связи с заказчиками;
· работа с БД о клиентах, автоматический их обзвон и фиксирование его результатов;
· автоматизация расчета страхового взноса и выписки полиса;
· поддержка Интернет-канала продаж;
· набор стандартных возможностей (создание информационной среды для работы менеджеров, анализ клиентской базы, прозрачность продаж) и специальных функций, позволяющих, в частности, избежать кросс-маркетинга («пересечение» нескольких страховых агентов на одном клиенте) и привязки клиентов к конкретному менеджеру (когда информация о клиенте уходит из-под контроля компании);
· возможность оперативного внесения изменений (обычно в связи с корректировкой правовой базы);
· настройка системы на любые новые виды страхования;
· формирование условий договора на основе заложенных в систему правил и программ страхования;
· объединение различных видов страхования того или иного объекта в одном договоре;
· поддержка перестрахования;
· организация автоматизированных расчетов с агентами и сторонними организациями;
· контроль соответствия плановых и фактических показателей;
· поддержка мультивалютности счетов;
· ведение счетов с неограниченным числом уровней вложенности;
· решение специфических учетных задач с помощью встроенного инструментария;
· визуальный контроль любых показателей в режиме реального времени.
Выводы
1. Страхование − один из самых информационно насыщенных и информационно зависимых видов бизнеса. Автоматизация является одним из главных элементов стратегии развития страховых компаний.
2. На необходимость в использовании в страховых компаниях автоматизированной системы управления указывает ряд следующих факторов, присущих страховому бизнесу: регистрация, хранение и быстрая обработка большого объема информации, оперативность принятия решений в условиях динамично меняющихся внешних обстоятельств, необходимость в информационном взаимодействии подразделений страховой компании.
|
|
3. В страховом бизнесе основой всего является страховой продукт − услуга по различным видам страхования. Страховые продукты по одному и тому же виду страхования могут быть уникальными для разных страховых компаний, которые формируют и модифицируют свой набор условий, предлагаемых клиентам.
4. К базовым принципам построения АИС страхования относятся: комплексность, модульный принцип, единая база данных, архитектура «клиент−сервер».
5. Сервис современных страховых систем имеет ряд общих характерных черт.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение страхованию.
2. Перечислите факторы необходимости использования автоматизирован- ной информационной в страховых компаниях.
3. В чем специфика автоматизации страхового бизнеса?
4. Назовите направления автоматизации страхового бизнеса.
5. Какие возможности открывает использование автоматизированной инфор мационной системы?
6. Сформулируйте базовые принципы построения автоматизирован- ных информационных систем страхования.
7. Приведите общие характерные черты сервиса современных информационных систем.