double arrow

Специфика автоматизации страхового бизнеса. Сервис автоматизированных информационных систем страхования

В страховом бизнесе основой всего является страховой продукт − услуга по различным видам страхования. Страховые продукты по одному и тому же виду страхования могут быть уникальными для разных страховых компаний, которые формируют и модифицируют свой набор условий, предлагаемых клиентам. Для того чтобы поддерживать различия и возможность постоянных изменений страховых продуктов, информационная система должна иметь гибкие средства настройки параметров договоров страхования. Все эти различия должны сразу же отражаться в подсистемах бухгалтерского и налогового учета. Система должна предоставлять разные данные для организации выплат по разным страховым продуктам и т. д. Получается, что реализация отдельных компонентов информационной системы для страховщиков мало влияет на повышение эффективности бизнеса, и даже способна создать дополнительные сложности. Необходимо сразу увязывать все элементы между собой, изначально делая ставку на комплексное решение с гибкими средствами адаптации к тем уникальным условиям страхования, которые данная страховая компания может предложить в конкретном страховом продукте [7].

Таким образом, страховой бизнес в настоящее время вынужден проводить автоматизацию сразу по четырем направлениям [7]:

· поддержка основных бизнес-процессов (ERP-системы);

· оптимизация взаимодействия с клиентами (CRM-системы);

· организация сервиса онлайнового страхования;

· управление рисками и активами (аналитические системы).

Использование автоматизированной информационной системы дает возможность [7]:

1. Повысить эффективность управления компанией за счет обеспечения руководителей и специалистов максимально полной, оперативной и достоверной информацией. Это позволит руководству оперативно получать сводные данные, характеризующие финансовое положение компании в целом, оценивать эффективность работы подразделений, определить результаты деятельности по тому или иному виду страхования.

2. Снизить расходы на ведение дел компании за счет автоматизации процессов обработки информации и упрощения доступа сотрудников компании к информации.

3. Аналитическим службам проводить актуарные расчеты на основе единого банка данных, что позволяет компании осуществлять разумную тарифную политику.

4. Руководителям среднего звена анализировать деятельность своего подразделения и оперативно готовить сводные и аналитические отчеты для руководства и смежных отделов.

5. Повысить эффективность обмена данными между отдельными подразделениями и филиалами компании.

6. Гарантировать полную безопасность данных на всех этапах обработки информации.

7. Изменить характер ручного труда сотрудников, избавляя их от выполнения рутинной работы и давая возможность сосредоточиться на профессионально важных обязанностях.

В настоящее время широкое применение получили АИС «ПАРУС-Страхование 6.х», «РИНТИ S2C Страхование» и другие.

Базовые принципы построения АИС страхования [7]:

1. Система является комплексной, т.е. задача автоматизации решается на основе комплексного подхода, при котором обеспечивается информационное взаимодействие всех основных подразделений страховой компании, в том числе отделов страхования, бухгалтерии, экономических, плановых и маркетинговых служб.

2. Система построена по модульному принципу, обеспечивающему гибкую комплектацию системы в соответствии с особенностями деятельности компании, ее структурой и потребностями.

3. Система использует единую базу данных, которая содержит всю вводимую информацию, а также описание части бизнес-логики для обработки этой информации. «ПАРУС-Страхование 6.х» является многопользовательской системой, обеспечивающей работу большого числа пользователей.

4. Система реализована в архитектуре «клиент–сервер», что придает ей все те качества, которым должна удовлетворять корпоративная информационная система. Обработка информации распределена между сервером и рабочей станцией.

5. Система интегрирована с операционными системами семейства Windows, в связи с чем снижается стоимость.

Сервис современных страховых систем имеет ряд общих характерных черт:

· ведение БД по существующим и потенциальным клиентам, обеспечивающей возможность их сегментации;

· каждый этап оформления договора автоматически формирует пакет соответствующих документов;

· процедура регистрации договора автоматизирована максимально полно, так как в массовых видах страхования данный этап сопряжен с самыми значительными временными потерями;

· поддержка постоянной оперативной обратной связи с заказчиками;

· работа с БД о клиентах, автоматический их обзвон и фиксирование его результатов;

· автоматизация расчета страхового взноса и выписки полиса;

· поддержка Интернет-канала продаж;

· набор стандартных возможностей (создание информационной среды для работы менеджеров, анализ клиентской базы, прозрачность продаж) и специальных функций, позволяющих, в частности, избежать кросс-маркетинга («пересечение» нескольких страховых агентов на одном клиенте) и привязки клиентов к конкретному менеджеру (когда информация о клиенте уходит из-под контроля компании);

· возможность оперативного внесения изменений (обычно в связи с корректировкой правовой базы);

· настройка системы на любые новые виды страхования;

· формирование условий договора на основе заложенных в систему правил и программ страхования;

· объединение различных видов страхования того или иного объекта в одном договоре;

· поддержка перестрахования;

· организация автоматизированных расчетов с агентами и сторонними организациями;

· контроль соответствия плановых и фактических показателей;

· поддержка мультивалютности счетов;

· ведение счетов с неограниченным числом уровней вложенности;

· решение специфических учетных задач с помощью встроенного инструментария;

· визуальный контроль любых показателей в режиме реального времени.

Выводы

1. Страхование − один из самых информационно насыщенных и информационно зависимых видов бизнеса. Автоматизация является одним из главных элементов стратегии развития страховых компаний.

2. На необходимость в использовании в страховых компаниях автоматизированной системы управления указывает ряд следующих факторов, присущих страховому бизнесу: регистрация, хранение и быстрая обработка большого объема информации, оперативность принятия решений в условиях динамично меняющихся внешних обстоятельств, необходимость в информационном взаимодействии подразделений страховой компании.

3. В страховом бизнесе основой всего является страховой продукт − услуга по различным видам страхования. Страховые продукты по одному и тому же виду страхования могут быть уникальными для разных страховых компаний, которые формируют и модифицируют свой набор условий, предлагаемых клиентам.

4. К базовым принципам построения АИС страхования относятся: комплексность, модульный принцип, единая база данных, архитектура «клиент−сервер».

5. Сервис современных страховых систем имеет ряд общих характерных черт.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение страхованию.

2. Перечислите факторы необходимости использования автоматизирован- ной информационной в страховых компаниях.

3. В чем специфика автоматизации страхового бизнеса?

4. Назовите направления автоматизации страхового бизнеса.

5. Какие возможности открывает использование автоматизированной инфор мационной системы?

6. Сформулируйте базовые принципы построения автоматизирован- ных информационных систем страхования.

7. Приведите общие характерные черты сервиса современных информационных систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: