Рассмотрим задачу гостиничного делопроизводства: клиенты могут выполнять бронирование номеров и заселяться в них, менеджеры должны выполнять регистрацию всех заказов.
Существует несколько задач, которые могут быть решены с помощью ПС. Результаты каждого шага должны содержать детальную вспомогательную информацию по ее источникам, способам вычисления результатов, а при необходимости и по доступу к источнику данных.
В данной задаче пользователями программного продукта являются и клиенты, и представители сферы обслуживания. Результаты анализа первого этапа могут быть представлены в табличном виде (таблица 5.2).
Таблица 5.2 – Первый этап это результаты анализа требований, предъявляемых пользователями
Результаты анализа | Клиенты | Представители обслуживающего персонала |
Первый шаг: профиль пользователя | Мужчины и женщины | Мужчины и женщины |
Взрослые | Взрослые | |
Жители разных стран | Жители разных стран | |
Русско- и англоговорящие | Русско- и англоговорящие | |
Минимальное владение ЭВМ | Средний уровень владения ЭВМ | |
Предварительные знания по программе отсутствуют | Средний уровень владения программой | |
Второй шаг: задачи, стоящие перед пользователями | Просмотр информации по гостинице и тарифам | Просмотр информации по гостинице и тарифам |
Просмотр и обновление бронирования | Просмотр и обновление бронирования | |
Сохранение информации о бронировании | Проверка информации о бронировании |
Продолжение таблицы 5.2
|
|
Результаты анализа | Клиенты | Представители обслуживающего персонала |
Третий шаг: требования пользователей | Требуется небольшой тренинг | Требуется минимальный тренинг |
Требуется мало времени | Возможность использовать программу, одновременно общаясь с клиентом по телефону | |
Доступность 24 часа в сутки | Стиль интерфейса аналогичный продукту клиента | |
Возможность просмотра и вывода графической и текстовой информации о гостиницах | Потребность в минимальной технической поддержке | |
Успешное выполнение задачи | Время ответа системы, допустимое для ожидающего клиента | |
Отсутствие необходимости в другом инструментарии и программах | Выполнение задачи может быть прервано и аннулировано |
Продолжение таблицы 5.2
Результаты анализа | Клиенты | Представители обслуживающего персонала |
Четвертый шаг: среда пользователя | ПК-программа, использующая локальную базу данных | Сетевые ПК, используемые в среде обслуживания клиентов |
ПК-Internet-программы, использующие системную базу данных | Несколько представителей обслуживающего персонала, использующие системы одновременно | |
Возможность использования дома, в офисе или в путешествии | Несколько представителей обслуживающего персонала, имеющих доступ к сетевой базе данных одновременно | |
Минимальные требования к компьютерной системе и телефонному обслуживанию | Стандартизированные ПК, рабочие станции и телефонные системы |
Продолжение таблицы 5.2
|
|
Результаты анализа | Клиенты | Представители обслуживающего персонала |
Пятый шаг: соответствие требований задачам, стоящим перед пользователем | Фотографии гостиниц, карты и другая информация должны быть доступны для просмотра и вывода на печать в соответствии с требованиями клиента | Сетевая ПК система должна быть в состоянии обслужить несколько запросов одновременно |
Профиль клиента и информация по состоянию счета должны обновляться для соответствия его требованиям | Аналогичные задачи должны решаться представителями сферы обслуживания и клиентами с помощью аналогичного интерфейса для того, чтобы первые имели возможность эффективно ответить на вопросы клиентов |
Итерационный метод подразумевает возврат к этапу анализа требований пользователя, чтобы проверить, не изменились ли в процессе проектирования и разработки профиль пользователей, задачи, характеристики среды или сами требования. Для построения качественного продукта необходимо периодически возвращаться к первому этапу, чтобы обновлять сведения о пользователях.
В таблице 5.3 приведены некоторые цели и задачи, стоящие перед системой. Именно они должны определять процесс разработки пользовательского интерфейса.
Таблица 5.3 – Второй этап: цели и задачи, стоящие перед продуктом
Цели и задачи, стоящие перед продуктом | Клиенты | Представители сферы обслуживания |
Удобство применения | Цель: пользователи получают возможность использовать программу для выполнения своих задач | Цель: пользователи получают возможность использовать программу для выполнения своих задач |
Задача: 100% потребителей смогут использовать систему для решения своей задачи уже после первой попытки | Задача: 100% потребителей смогут использовать систему для решения своей задачи после прохождения соответствующего тренинга | |
Эффективность | Цель: деятельность пользователей станет более продуктивной (по сравнению с ручным методом работы) | Цель: деятельность пользователей станет более продуктивной (по сравнению с ручным методом работы) |
Задача: 100% пользователей выполнят стоящие перед ними задачи в течение заданного промежутка времени | Задача: 100% пользователей выполнят стоящие перед ними задачи в течение заданного промежутка времени | |
Легкость в освоении | Цель: пользователям потребуется минимальный тренинг | Цель: пользователям потребуется минимальный тренинг |
Задача: пользователи будут в состоянии успешно работать с продуктом после прохождения соответствующего обучения | Задача: пользователи будут в состоянии успешно работать с продуктом после прохождения 4-часового тренинга |
Продолжение таблицы 5.3
Цели и задачи, стоящие перед продуктом | Клиенты | Представители сферы обслуживания | |
Оценка пользователями качества продукта | Цель: пользователи будут удовлетворены качеством продукта | Цель: пользователи будут удовлетворены качеством продукта | |
Задача: пользователи будут высоко оценивать степень своего удовлетворения качеством продукта | Задача: пользователи будут высоко оценивать степень своего удовлетворения качеством продукта | ||
Сценарии действий и задачи, стоящие перед пользователями могут быть следующие.
Клиенты.
1. Сценарий: клиент желает обновить телефонный номер в профиле и посмотреть, были ли отмечены последние заезды в гостиницу, клиент также отсылает карточку с комментариями на фирму.
|
|
Задачи, стоящие перед клиентом: ввести номер счета и пароль; открыть профиль клиента; обновить телефонный номер; открыть сводку о состоянии счета; просмотреть последние записи о заездах в гостиницу; заполнить карточку с комментариями; отправить карточку.
2. Сценарий: клиент желает получить сведения о гостиницах, вывести на печать информацию о гостиницах и забронировать заезд для своей семьи на отпуск.
Задачи, стоящие перед клиентом: ввести номер счета и пароль; получить сведения о гостиницах; отпечатать фотографии гостиниц, карту и маршрут из аэропорта; проверить доступность гостиницы; проверить расценки; забронировать две комнаты для семейного отпуска.
Представители обслуживающего персонала.
1. Сценарий: клиент по телефону желает проверить, есть ли у него право бесплатного заезда в гостиницу, а также зарезервировать комнату в гостинице, клиент желает получить по факсу подтверждение бронирования и права на бесплатный заезд.
Задачи, стоящие перед представителем обслуживающего персонала: найти номер счета; подтвердить пароль члена клуба; открыть сводку о состоянии счета; проверить, есть ли у клиента право на бесплатный заезд; просмотреть гостиницы, выбранные клиентом; забронировать заезд для клиента; отправить клиенту по факсу подтверждение бронирования и возможности бесплатного заезда.
2. Сценарий: клиент звонит по телефону для того, чтобы исправить ошибку в стоимости комнаты, оплаченной во время последнего заезда в гостиницу, и получить возмещение на кредитную карточку.
Задачи, стоящие перед представителем обслуживающего персонала: найти номер счета; найти запись, подтверждающую заезд в гостиницу; проверить истинность исправления в стоимости; исправить запись, подтверждающую заезд в гостиницу; кредитовать возмещение на членскую кредитную карточку; отправить по факсу исправленную запись о заезде в гостиницу, а также квитанцию о возмещении, перечисленном на кредитную карточку.
|
|
Далее происходит определение существительных и глаголов в сценариях и задачах.
Клиенты.
1. Сценарий: клиент желает обновить телефонный номер в профиле и посмотреть, были ли отмечены последние заезды в гостиницу: клиент отсылает карточку с комментариями на фирму.
Задачи, стоящие перед клиентом: ввести номер счета; открыть профиль клиента; обновить телефонный номер; открыть сводку о состоянии счета; просмотреть последние записи о заездах в гостиницу; заполнить карточку с комментариями; отправить карточку.
2. Сценарий: клиент желает получить сведения о гостиницах; вывести на печать информацию о гостиницах и забронировать заезд для своей семьи на отпуск.
Задачи, стоящие перед клиентом: ввести номер счета; получить сведения о гостиницах, печать фотографий гостиниц, карту и маршрут из аэропорта; проверить наличие свободных мест; проверить расценки; забронировать две комнаты для семейного отпуска.
Представители обслуживающего персонала.
1. Сценарий: клиент по телефону желает проверить, есть ли у него право бесплатного заезда в гостиницу, а также забронировать комнату в гостинице; клиент желает получить по факсу подтверждение бронирования и права на бесплатный заезд.
Задачи, стоящие перед представителем обслуживающего персонала: найти номер счета; открыть сводку о состоянии счета; проверить, есть ли у клиента право на бесплатный заезд; просмотреть гостиницы, выбранные клиентом; забронировать заезд для клиента; отправить клиенту по факсу подтверждение бронирования и премии.
2. Сценарий: клиент звонит по телефону для того, чтобы исправить ошибку в стоимости комнаты, оплаченной во время последнего заезда в гостиницу.
Задачи, стоящие перед представителем обслуживающего персонала: найти номер счета; найти запись, подтверждающую заезд в гостиницу; проверить истинность исправления в стоимости; исправить запись, подтверждающую заезд в гостиницу.
В таблице 5.4 приведена часть окончательного варианта списка объектов и данных для рассматриваемой системы.
При уточнении содержания списка объектов сначала необходимо обдумать, к какому типу относится каждый из объектов.
Таблица 5.4– Второй этап: список объектов, типов объектов и действий
Объекты и данные | Тип объекта | Действия, не характерные для отдельных объектов |
Список клиентов | Контейнер | |
Клиент | Контейнер/ данные | Позвонить |
Список гостиниц | Контейнер | Аннулировать |
Представитель сферы обслуживания | Данные | Исправить |
Профиль клиента: номер счета; пароль; номер телефона | Данные Данные Данные Данные | Кредитовать Дебетировать |
Заезд в гостиницу | Данные | |
Ведомость о заезде в гостиницу | Данные | Просмотреть |
Список забронированных мест | Данные | |
Тарифы в гостинице | Данные | Выкупить |
Свободные места в гостинице | Данные | Запросить |
Специальная информация о гостинице | Данные | Отправить |
Карточка для комментариев | Данные | Обновить |
Кредитная карточка | Устройство | Подтвердить |
Устройство поиска клиента | Устройство | Проверить вид |
Продолжение таблицы 5.4
Объекты и данные | Тип объекта | Действия, не характерные для отдельных объектов |
Принтер | Устройство | |
Факс | Устройство | |
Мусорное ведро | Устройство |
Не все объекты списка станут объектами интерфейса в финальной разработке. Некоторые из них могут превратиться в специфические виды основных объектов. Гостиница, конечно, будет ключевым объектом в проекте. Однако другие элементы, например сведения о гостинице, фотографии, карты, тарифы, информация о свободных местах, могут представлять собой данные, содержащиеся в объекте «гостиница» или являющиеся отдельными его представлениями.
Схема отношений между объектами пользовательского интерфейса отличается от традиционных схем программирования. Объекты пользовательского интерфейса необязательно параллельны объектам программирования или бизнес-объектам (рисунок 5.5).
Рисунок 5.5 – Схема отношений между объектами
Далее нужно продумать, как пользователи будут напрямую манипулировать объектами – с помощью мыши или других устройств ввода, и заполнить матрицу прямого манипулирования объектами (рисунок 5.6).
Рисунок 5.6 – Матрица прямого манипулирования объектами
Позициями показаны следующие действия:
1- Добавить клиента в список;
2- Поручать клиента представителю обслуживающего персонала;
3- Переместить данные для бронирования;
4- Отпечатать всю информацию о клиентах;
5- Отправить по факсу информацию для клиента;
6- Удалить клиента;
7- Переместить данные о бронировании;
8- Распечатать профиль клиента;
9- Отправить по факсу профиль клиента;
10- Удалить профиль клиента;
11- Распечатать информацию для представителя обслуживающего персонала;
12- Отправить по факсу информацию для представителя обслуживающего персонала;
13- Привязать заказ к клиенту;
14- Назначить заказ представителю обслуживающего персонала;
15- Сохранить заказ в списке;
16- Распечатать заказ;
17- Отправить заказ по факсу;
18- Удалить заказ;
19- Переместить данные для бронирования;
20- Добавить гостиницу в список;
21- Распечатать информацию о гостинице;
22- Отправить по факсу информацию о гостинице.
Перечисляются все ключевые объекты в левой колонке матрицы и верхнем ряду. Если имеет смысл переместить какой-либо объект и сбросить его на другой, заполняется соответствующая ячейка результатом прямого манипулирования.
Большинство ячеек этого схематического представления не заполнено. Не все объекты являются кандидатами для операции перетаскивания и сброса. Некоторые объекты всегда используются определенным способом: либо как исходный, либо как конечный объект.
Устройства (принтер, факс и мусорная корзина), как правило, будут представлять собой только конечные объекты для операций перемещения и сбрасывания. Действия, выполняемые при сбрасывании объектов, записываются в колонку для конечных объектов.
Пользователи работают с системными объектами (списки клиентов, забронированные места и гостиницы), представленными в этих списках, а не с самими списками. Такие объекты из списков не являются исходными объектами для прямого манипулирования, поэтому в их строке матрицы никаких действий нет.
В таблице 5.5 приведены варианты содержания всплывающего меню для этих объектов. Список бронирования является контейнером, следовательно, его действия из всплывающего меню соответствуют объекту-контейнеру.
Таблица 5.5 – Варианты всплывающих меню для объектов
Объект | Вариант из всплывающего меню | Назначение |
Профиль клиента | Открыть | Открыть в режиме представления данных |
Сводка о состоянии счета | Переместить Создать новый Вырезать Копировать Удалить Вывести на печать Отправить Отправить по факсу | Переместить в другое место Создать новый объект Вырезать объект в буфер обмена Скопировать объект в буфер обмена Удалить объект Отпечатать на принтере Отправить другому лицу Отправить другому лицу по факсу |
Список бронирования | Открыть Содержание... Переместить Создать новый Вырезать Копировать Удалить Вывести на печать Отправить Отправить по факсу | Открыть в режиме вида содержания Просмотреть содержимое, не открывая окна Переместить в другое место Создать новый объект Вырезать объект в буфер обмена Скопировать объект в буфер обмена Удалить объект Отпечатать на принтере. Отправить другому лицу Отправить другому лицу по факсу. |
Контрольные вопросы
5.1 Является ли необходимостью разрабатывать интерфейс и его элементы коллективно?
5.2 Перечислите основные этапы разработки пользовательского интерфейса.
5.3 Какие проблемы решаются при подтверждении качества пользовательского интерфейса?
5.4 Какие методы используются для сбора информации у будущих пользователей программного продукта?
5.5 Приведите примеры форм для представления результатов по каждому этапу разработки интерфейса.