Примеры результатов выполнения работ на этапах разработки пользовательского интерфейса

Рассмотрим задачу гостиничного делопроизводства: клиенты могут выполнять бронирование номеров и засе­ляться в них, менеджеры должны выполнять регистрацию всех заказов.

Существует несколько задач, которые могут быть ре­шены с помощью ПС. Результаты каждого шага должны содержать детальную вспомогательную информа­цию по ее источникам, способам вычисления результатов, а при необходимости и по доступу к источнику данных.

В данной задаче пользователями программного продук­та являются и клиенты, и представители сферы обслужива­ния. Результаты анализа первого этапа могут быть представ­лены в табличном виде (таблица 5.2).

Таблица 5.2 – Первый этап это результаты анализа требований, предъявляемых пользователями

Результаты анализа Клиенты Представители обслуживающего персонала
Первый шаг: профиль пользователя Мужчины и женщины Мужчины и женщины
Взрослые Взрослые
  Жители разных стран Жители разных стран
Русско- и англогово­рящие Русско- и англогово­рящие
Минимальное владение ЭВМ Средний уровень владения ЭВМ
Предварительные знания по программе отсутствуют Средний уровень владения программой
Второй шаг: задачи, стоящие перед пользо­вателями Просмотр информа­ции по гостинице и тарифам Просмотр информа­ции по гостинице и тарифам
Просмотр и обно­вление бронирования Просмотр и обно­вление бронирования
Сохранение информации о бронировании Проверка информа­ции о бронировании

Продолжение таблицы 5.2

Результаты анализа Клиенты Представители обслуживающего персонала
Третий шаг: требования пользовате­лей Требуется небольшой тренинг Требуется минималь­ный тренинг
  Требуется мало времени Возможность исполь­зовать программу, одновременно обща­ясь с клиентом по телефону
Доступность 24 часа в сутки Стиль интерфейса аналогичный продук­ту клиента
  Возможность просмотра и вывода графической и текстовой информации о гостиницах Потребность в минимальной технической поддержке
Успешное выполнение задачи Время ответа системы, допустимое для ожидающего клиента
  Отсутствие необходимости в другом инструментарии и программах Выполнение задачи может быть прервано и аннулировано

Продолжение таблицы 5.2

Результаты анализа Клиенты Представители обслуживающего персонала
Четвертый шаг: среда пользователя ПК-программа, использующая локальную базу данных Сетевые ПК, используемые в среде обслуживания клиентов
ПК-Internet-программы, использующие системную базу данных Несколько представителей обслуживающего персонала, использующие системы одновременно
Возможность использования дома, в офисе или в путешествии Несколько представителей обслуживающего персонала, имеющих доступ к сетевой базе данных одновременно
Минимальные требования к компьютерной системе и телефонному обслуживанию Стандартизированные ПК, рабочие станции и телефонные системы

Продолжение таблицы 5.2

Результаты анализа Клиенты Представители обслуживающего персонала
Пятый шаг: соответствие требований задачам, стоящим перед пользо­вателем Фотографии гости­ниц, карты и другая информация должны быть доступны для просмотра и вывода на печать в соответст­вии с требованиями клиента Сетевая ПК система должна быть в состоянии обслужить несколько запросов одновременно
  Профиль клиента и информация по состоянию счета должны обновляться для соответствия его требованиям Аналогичные задачи должны решаться представителями сферы обслуживания и клиентами с помощью аналогично­го интерфейса для того, чтобы первые имели возможность эффективно ответить на вопросы клиентов

Итерационный метод подразумевает возврат к этапу анализа требований пользователя, чтобы проверить, не изменились ли в процессе проектирования и разработки профиль пользователей, задачи, характеристики среды или сами требования. Для построения качественного про­дукта необходимо периодически возвращаться к первому этапу, чтобы обновлять сведения о пользователях.

В таблице 5.3 приведены некоторые цели и задачи, стоя­щие перед системой. Именно они должны определять про­цесс разработки пользовательского интерфейса.

Таблица 5.3 – Второй этап: цели и задачи, стоящие перед продуктом

Цели и задачи, стоящие перед продуктом Клиенты Представители сферы обслуживания
Удобство применения Цель: пользователи получают возможность использовать программу для выполнения своих задач Цель: пользователи получают возможность использовать программу для выполнения своих задач
Задача: 100% потребителей смогут использовать систему для решения своей задачи уже после первой попытки Задача: 100% потребителей смогут использовать систему для решения своей задачи после прохождения соответствующего тренинга
Эффективность Цель: деятельность пользователей станет более продуктивной (по сравнению с ручным методом работы) Цель: деятельность пользователей станет более продуктивной (по сравнению с ручным методом работы)
Задача: 100% пользователей выполнят стоящие перед ними задачи в течение заданного промежутка времени Задача: 100% пользователей выполнят стоящие перед ними задачи в течение заданного промежутка времени
Легкость в освоении Цель: пользователям потребуется минимальный тренинг Цель: пользователям потребуется минимальный тренинг
  Задача: пользователи будут в состоянии успешно работать с продуктом после прохождения соответствующего обучения Задача: пользователи будут в состоянии успешно работать с продуктом после прохождения 4-часового тренинга

Продолжение таблицы 5.3

Цели и задачи, стоящие перед продуктом Клиенты Представители сферы обслуживания
Оценка пользователя­ми качества продукта Цель: пользователи будут удовлетворены качеством продукта Цель: пользователи будут удовлетворены качеством продукта
Задача: пользователи будут высоко оцени­вать степень своего удовлетворения качеством продукта Задача: пользователи будут высоко оцени­вать степень своего удовлетворения качеством продукта
       

Сценарии действий и задачи, стоящие перед пользователями могут быть следующие.

Клиенты.

1. Сценарий: клиент желает обновить телефонный номер в профиле и посмот­реть, были ли отмечены последние заезды в гостиницу, клиент также отсылает карточку с комментариями на фирму.

Задачи, стоящие перед клиентом: ввести номер счета и пароль; открыть про­филь клиента; обновить телефонный номер; открыть сводку о состоя­нии счета; просмотреть последние записи о заездах в гостиницу; заполнить карточку с комментариями; отпра­вить карточку.

2. Сценарий: клиент желает получить сведения о гостиницах, вывести на печать инфор­мацию о гостиницах и забронировать заезд для своей семьи на отпуск.

Задачи, стоящие перед клиентом: ввести номер счета и пароль; получить сведения о гостиницах; отпечатать фотографии гостиниц, карту и мар­шрут из аэропорта; проверить доступность гостиницы; проверить расценки; забронировать две комнаты для семейно­го отпуска.

Представители обслуживающе­го персонала.

1. Сценарий: клиент по телефону желает проверить, есть ли у него право бесплатного заезда в гостиницу, а также зарезервиро­вать комнату в гостинице, клиент желает получить по факсу подтверждение бронирова­ния и права на бесплатный заезд.

Задачи, стоящие перед предста­вителем обслуживающего персонала: найти номер счета; подтвердить пароль члена клуба; открыть сводку о состоянии счета; проверить, есть ли у клиента право на бесплатный заезд; просмотреть гостиницы, выбранные клиентом; заброни­ровать заезд для клиента; отправить клиенту по факсу подтверждение бронирования и возможности бесплатного заезда.

2. Сценарий: клиент звонит по телефону для того, чтобы исправить ошибку в стоимости комнаты, оплаченной во время последнего заезда в гостиницу, и получить возмеще­ние на кредитную карточку.

Задачи, стоящие перед предста­вителем обслуживающего персонала: найти номер счета; найти запись, подтверждающую заезд в гостиницу; проверить истинность исправления в стоимости; исправить запись, подтверждающую заезд в гостиницу; кредитовать возме­щение на членскую кредитную карточку; отправить по факсу исправленную запись о заезде в гостиницу, а также квитанцию о возмещении, перечисленном на кредитную карточку.

Далее происходит определение существительных и глаголов в сценариях и задачах.

Клиенты.

1. Сценарий: клиент желает обновить телефонный номер в профи­ле и посмотреть, были ли отмечены последние заезды в гостиницу: клиент отсылает карточку с ком­ментариями на фирму.

Задачи, стоящие перед клиентом: ввести номер счета; открыть профиль клиента; обновить телефон­ный номер; открыть сводку о состоянии счета; просмот­реть последние записи о заездах в гостиницу; заполнить карточку с комментариями; отправить карточку.

2. Сценарий: клиент желает получить сведения о гостиницах; вывести на печать информацию о гостиницах и забронировать заезд для своей семьи на отпуск.

Задачи, стоящие перед клиентом: ввести номер счета; получить сведения о гостиницах, печать фото­графий гостиниц, карту и маршрут из аэропорта; проверить наличие свобод­ных мест; проверить расценки; забронировать две комнаты для семейного отпуска.

Представители обслуживаю­щего персонала.

1. Сценарий: клиент по телефону желает проверить, есть ли у него право бесплатного заезда в гостини­цу, а также забронировать комнату в гостинице; клиент желает получить по факсу подтверждение бронирования и права на бесплатный заезд.

Задачи, стоящие перед пред­ставителем обслуживающего персонала: найти номер счета; открыть сводку о состоянии счета; проверить, есть ли у клиента право на бесплатный заезд; просмотреть гостиницы, выбранные клиентом; заброни­ровать заезд для клиента; отправить клиенту по факсу подтверждение бронирования и премии.

2. Сценарий: клиент звонит по телефону для того, чтобы исправить ошибку в стоимости комнаты, оплаченной во время последнего заезда в гостиницу.

Задачи, стоящие перед пред­ставителем обслуживающего персонала: найти номер счета; найти запись, подтверждаю­щую заезд в гостиницу; проверить истинность исправ­ления в стоимости; исправить запись, подтверждающую заезд в гостиницу.

В таблице 5.4 приведена часть окончательного варианта списка объектов и данных для рассматриваемой системы.

При уточнении содержания списка объектов сначала необходимо обдумать, к какому типу относится каждый из объектов.

Таблица 5.4– Второй этап: список объектов, типов объектов и действий

Объекты и данные Тип объекта Действия, не характерные для отдельных объектов
Список клиентов Контейнер  
Клиент Контейнер/ данные Позвонить
Список гостиниц Контейнер Аннулировать
Представитель сферы обслуживания Данные Исправить
Профиль клиента: номер счета; пароль; номер телефона Данные Данные Данные Данные Кредитовать Дебетировать
Заезд в гостиницу Данные  
Ведомость о заезде в гостиницу Данные Просмотреть
Список забронирован­ных мест Данные  
Тарифы в гостинице Данные Выкупить
Свободные места в гостинице Данные Запросить
Специальная инфор­мация о гостинице Данные Отправить
Карточка для коммен­тариев Данные Обновить
Кредитная карточка Устройство Подтвердить
Устройство поиска клиента Устройство Проверить вид

Продолжение таблицы 5.4

Объекты и данные Тип объекта Действия, не характерные для отдельных объектов
Принтер Устройство  
Факс Устройство  
Мусорное ведро Устройство  

Не все объекты списка станут объ­ектами интерфейса в финальной разработке. Некоторые из них могут превратиться в специфические виды основ­ных объектов. Гостиница, конечно, будет ключевым объектом в проекте. Однако другие элементы, например све­дения о гостинице, фотографии, карты, тарифы, инфор­мация о свободных местах, могут представлять собой дан­ные, содержащиеся в объекте «гостиница» или являющие­ся отдельными его представлениями.

Схема отношений между объектами пользовательско­го интерфейса отличается от традиционных схем програм­мирования. Объекты пользовательского интерфейса не­обязательно параллельны объектам программирования или бизнес-объектам (рисунок 5.5).

Рисунок 5.5 – Схема отношений между объектами

Далее нужно продумать, как пользователи будут напрямую манипулировать объекта­ми – с помощью мыши или других устройств ввода, и заполнить матрицу прямого манипулирования объектами (рисунок 5.6).

Рисунок 5.6 – Матрица прямого манипулирования объектами

Позициями показаны следующие действия:

1- Добавить клиента в список;

2- Поручать клиента представителю обслуживающего персонала;

3- Переместить данные для бронирования;

4- Отпечатать всю информацию о клиентах;

5- Отправить по факсу информацию для клиента;

6- Удалить клиента;

7- Переместить данные о бронировании;

8- Распечатать профиль клиента;

9- Отправить по факсу профиль клиента;

10- Удалить профиль клиента;

11- Распечатать информацию для представителя обслуживающего персонала;

12- Отправить по факсу информацию для представителя обслуживающего персонала;

13- Привязать заказ к клиенту;

14- Назначить заказ представителю обслуживающего персонала;

15- Сохранить заказ в списке;

16- Распечатать заказ;

17- Отправить заказ по факсу;

18- Удалить заказ;

19- Переместить данные для бронирования;

20- Добавить гостиницу в список;

21- Распечатать информацию о гостинице;

22- Отправить по факсу информацию о гостинице.

Перечисляются все ключевые объекты в левой ко­лонке матрицы и верхнем ряду. Если имеет смысл переместить какой-либо объект и сбросить его на другой, заполняется соответствующая ячейка результатом прямого манипулирования.

Большинство ячеек этого схема­тического представления не заполнено. Не все объекты яв­ляются кандидатами для операции перетаскивания и сбро­са. Некоторые объекты всегда используются определенным способом: либо как исходный, либо как конечный объект.

Устройства (принтер, факс и мусорная корзина), как правило, будут представлять собой только конечные объ­екты для операций перемещения и сбрасывания. Дейст­вия, выполняемые при сбрасывании объектов, записыва­ются в колонку для конечных объектов.

Пользователи рабо­тают с системными объектами (списки клиентов, забронированные места и гостиницы), представленными в этих списках, а не с самими списками. Такие объекты из списков не являют­ся исходными объектами для прямого манипулирования, поэтому в их строке матрицы никаких действий нет.

В таблице 5.5 приведены варианты содержания всплываю­щего меню для этих объектов. Список бронирования явля­ется контейнером, следовательно, его действия из всплы­вающего меню соответствуют объекту-контейнеру.

Таблица 5.5 – Варианты всплывающих меню для объектов

Объект Вариант из всплывающего меню Назначение
Профиль клиента Открыть Открыть в режиме пред­ставления данных
Сводка о состоянии счета Переместить Создать новый Вырезать Копировать Удалить Вывести на печать Отправить Отправить по факсу Переместить в другое место Создать новый объект Вырезать объект в буфер обмена Скопировать объект в буфер обмена Удалить объект Отпечатать на принтере Отправить другому лицу Отправить другому лицу по факсу
Список бронирова­ния Открыть Содержание... Переместить Создать новый Вырезать Копировать Удалить Вывести на печать Отправить Отправить по факсу Открыть в режиме вида содержания Просмотреть содержимое, не открывая окна Переместить в другое место Создать новый объект Вырезать объект в буфер обмена Скопировать объект в буфер обмена Удалить объект Отпечатать на принтере. Отправить другому лицу Отправить другому лицу по факсу.

Контрольные вопросы

5.1 Является ли необходимостью разрабатывать интерфейс и его элементы коллективно?

5.2 Перечислите основные этапы разработки пользовательского интерфейса.

5.3 Какие проблемы решаются при подтверждении каче­ства пользовательского интерфейса?

5.4 Какие методы используются для сбора информации у будущих пользователей программного продукта?

5.5 Приведите примеры форм для представления резуль­татов по каждому этапу разработки интерфейса.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: