Понятие и целевая функция фирмы

. Появление и широкое распространение фирм относятся к периоду первоначального накопления капитала. Фирма как хозяйственная структура и экономическая категория за длительный период развития рыночный отношений существенно эволюционировала. Первоначально фирма (от итал. Firma – подпись) означала торговое имя коммерсанта. В настоящее время фирма рассматривается как определенная организация, экономический и правовой субъект, занимающийся производством экономических благ и обладающий хозяйственной самостоятельностью в решении вопросов: что, как и для кого производить, где, кому и по какой цене продавать.

В современном лексиконе термин «фирма» используется как обобщающее понятие. Фирма может включать как одно, так и несколько предприятий и производств. Под предприятием, как правило, понимается однопрофильное, одно-продуктовое производство. Однопрофильные предприятия выпускают и реализуют один продукт. Современные предприятия – это в основном многопрофильные производства. Ориентация на такое производство делает предприятие более устойчивым в период экономического спада.

Целевая функция фирмы состоит в объединении ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг. Современные фирмы реализуют целевую функцию в условиях взаимодействия факторов внешней и внутренней среды функционирования. Внутреннюю среду формируют цели и задачи хозяйственной деятельности, организационная структура, используемая технология выпуска, профессионально-квалификационный состав работников. К внешней среде относятся поставщики ресурсов, потребители выпускаемой продукции, конкуренты, банки, рекламные агентства, аудиторские и страховые компании, фонды, государство и т. д. внешняя среда деятельности фирмы характеризуется такими чертами, как сложность, нестабильность, асимметричность распределения информации, неопределенность.

Важное место в теории фирмы занимает проблема определения критерия оценки результатов ее деятельности. В модели классической предпринимательской фирмы таким критерием является максимизация прибыли. В модели управленческой фирмы У. Баумоля критерием оценки результатов является объем продаж, характеризующий положение фирмы на рынке и в отрасли. Отличие фирмы, максимизирую щей объем продаж от фирмы, максимизирую щей прибыль, состоит в более высоком объеме производства и более низких ценах. Модель фирмы Р. Мэрриса построена на предпосылке о том, что менеджеры в силу занимаемого ими положения способны навязать свою систему ценностей, а именно рост реальных активов фирмы становится критерием оценки результатов ее деятельности. Резкое увеличение количества слияний и поглощений в 60 – годы 20 века подтвердило теоретические воззрения Р. Мэрриса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: