Гимнастика в школьной программе

Занятия гимнастикой могут проводиться как в форме урока, так и в форме самостоятельных занятий. Педагог является организатором и руководителем тренировочной работы. В его обязанности входит правильная постановка задач всего учебно-воспитательного процесса и каждого отдельно взятого урока, квалифицированная помощь ученикам. Воспитание у них морально-волевых качеств. К достоинствам урочной формы занятий гимнастикой относится их коллективность. Находясь в среде своих сверстников, занимающиеся легче находят и исправляют свои ошибки и недостатки.

В зависимости от условий проведения и поставленных задач занятия могут быть учебными, тренировочными и учебно-тренировочными. На практике чаще всего проводят учебно-тренировочные занятия. Несмотря на различия в содержании, организации и методах проведения, все занятия имеют общие принципы построения.

Подбор упражнений и методика их проведения в различных классах зависят от особенностей возраста занимающихся.

Младший школьный возраст (7—9 лет). Особенность детского организма в том, что в ходе роста и развития строение и функция всех органов и систем непрерывно совершенствуются. Мышцы детей эластичны, поэтому дети способны выполнять движения по большой амплитуде. Однако упражнения для разви­тия гибкости они выполняют в соответствии с мышечной силой. Излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению, а также к нарушёнию правильной осанки. Развитие силы мышц туловища (особенно статической) имеет большое значение для формирования правильной осанки, которая в этом возрасте не­устойчива. Укрепление мышц ног, особенно удерживающих в правильном положении продольный и поперечный своды стопы, очень важно для двигательной деятельности (ходьба, бег, прыжки) и профилак­тики плоскостопия. Скелет детей отличается значительной эластичностью, особенно позвоночник, Межпозвоночные диски эпифизы позвоночника остаются хрящевыми до 14 лет, кости таза срастаются в одну к 14-16 годам. Следовательно, детям младшего школьного возраста нельзя выполнять прыжки на жесткий грунт с высоты более 80 см, а также длительное время выполнять упражнения стоя. Организм детей отличается малой экономичностью реакции всех органов, высокой возбудимостью нервных процессов, слабо­стью процессов внутреннего торможения, поэтому дети быстро утомляются. Следовательно, у детей этого возраста необходимо равномерно развивать все физические качества. Путем активной мышечной деятельности надо стимулировать вегетативные функции, которые влияют на обмен веществ, рост и развитие всех систем и органов. Детям 7—9 лет рекомендуются следующие упражнения основной гимнастики: ходьба, бег, лазанье по наклонно поставленной скамейке, гимнастической стенке, лестницам, перелезание через препятствие высотой до 1м, бросание и ловля мячей, метаниё в цель, переноска набивных мячей, упражнения в равновесии, прыжки (в длину, в высоту до 80 см), акробатические упражнения — перекаты, кувырки, стойки на лопатках (для 3-го класса). При обучении детей этого возраста нужно пользоваться мето­дами показа и рассказа. Объяснять доступные упражнения лаконично, просто, понятно. Показ следует сопровождать образным рассказом, акцентируя внимание на тех действиях, которые обеспечивают выполнение изучаемого упражнения. 7 - 9-летние дети склонны к подражанию, поэтому, обучая их, целесообразно пользоваться методом имитации. Учителю рекомен­дуется говорить «Делайте, как делаю я»

Изучаемые детьми упражнения должны быть простыми, понятными, доступными. Необходимо помнить, что дети быстро уста­ют и также быстро после кратковременного отдыха снова способны к выполнению двигательных действий. Следовательно, упражнения не должны быть продолжительными. Их надо чередовать с короткими паузами для отдыха. У детей 7—9 лет двигательные навыки формируются медлен­нее, чем у 10—13-летних, и часто удачное выполнение чередуется с неудачными. Чем сложнее по координации упражнение, тем четче выражен процесс скачкообразного становления двигательных навыков. Для быстрейшего становления двигательных навыков необходимо изучаемые упражнения повторять по 6—8 раз в каждом занятии, при­чем в относительно постоянных условиях (из одного и того же исходного положения, в одном и том же темпе), и по 2—3 раза в один подход. Дети младшего школьного возраста любят играть, поэтому рекомендуется значитель­ное число упражнений приближать к играм или проводить в форме игр. Особенности мальчиков и девочек этого возраста выражены незначительно, поэтому различий в методике и содержании упраж­нений нет.

Средний школьный возраст (10—15 лет). В среднем школьном возрасте на занятиях основной гимнастикой продолжается даль­нейшая работа по физическому воспитанию кому воспитанию и укрепление растущего организма детей, воспитываются морально-волевые качества совершенствуются основные двигательные навыки. Мальчики до 12 лет и девочки до 11 лет по возрастной перио­дизации относятся ко второму детскому, а мальчики 13-14 лет и девочки 12-13 лет к подростковому возрасту.

Рост и развитие детей среднего школьного возраста происхо­дят неравномерно. Особенно выделяется начало периода полового созревания (11—13 лет) в котором бурно протекают морфологи­ческие и функциональные изменения во всех системах организма. Пути развития мальчиков и девочек различны. Девочки значительно прибавляют в весе и уступают мальчикам в силе, скорости, вы­носливости. Общим для подростков является то, что масса тела у них всегда относительно меньше длины тела, а у быстро растущих это особенно ярко выражено. Высокая возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппа­рат способствуют развитию быстроты движений. В подростковом возрасте нужно развивать динамическую силу, быстроту и ловкость (последнее обусловлено созреванием двигательного анализатора). Следует также развивать гибкость, учитывая, что тонические сопротивления - мышц растягиваются после 12 лет значительно увеличиваются. Процесс формирования двигательных навыков у детей 11-13 лет проходит значительно быстрее, чем у 8—9-летних, поэтому они способны овладевать более сложными упражнениями. Детям 10—11-летнего возраста также нужны краткие и лако­ничные объяснения при разучивании упражнения. Однако они спо­собны различать детали изучаемых упражнений, и могут выполнять знакомые или похожие упражнения по рассказу. При обучении новому показ и объяснение обязательны. Изучаемые упражнения в каждом уроке необходимо повторять 6—8 раз. Они усваиваются быстрее, если дети повторяют их по 2-3 раза за один подход. Учебный материал дети должны усваивать небольшими частями начиная с самых простых и легких форм. Дети умеют оценивать действия в пространстве, во времени и по силе, при обучении ходьбе и бегу нужно научить детей ходить бегать с разной длиной и частотой шагов. Для этого необходимо предлагать детям ходить и бегать по разметкам, расположенным на разном расстоянии. Регулярное выполне­ние заданий дает возможность овладеть скоростью дви­жений. Обучая метанию, нужно давать задания бросать мяч на различные расстояния, определять расстояние, на которое брошен мяч, а также вес бросаемого предмета, бросать на одно и то же расстояние предметы разного веса. Дети должны не только овладеть техникой лазанья, но и научиться определять скорость лазанья. Следует учитывать склонность девочек этого возраста к танце­вальным движениям, которые должны использоваться для укреп­ления мышц ног, туловища, сердечнососудистой и дыхательной систем. Обучение двигательным действиям детей среднего школьного возраста имеет свои особенности. Этот возраст совпадает с перио­дом полового созревания, увеличением средних годичных прибавок роста и веса тела. Быстрый рост тела в длину вызывает вытягивание мышц, сухожилии, нервных путей, кровеносных сосудов.

Старший школьный возраст (16-18 лет). Физическая работоспособность юношей и девушек значительно повышается и приближается к работоспособности взрослых. В этом возрасте постепенно замедляется рост в длину и увеличивается поперечный рост грудной клетки и плечевого пояса: интенсивно растет мускулатура. Деятельность сердечно- сосудистой и нервной систем становится более уравновешенной. Повышается интерес к выполнению упражнений, требующих большей силы и ловкости.

Занятия основной гимнастикой с юношами и девушками имеют различия и проводятся отдельно. Юношам необходимо овладеть прикладными двигательными навыками. Они должны преодолевать естественные и искусственные препятствия, бросать мячи разного веса на дальность и в цель, лазить по канатам, шестам, владеть приемами переноски живого груза и различных предметов, выполнять подъемы силой и переворотом, перевороты в сторону и вперед.

В процессе занятий этими упражнениями нужно воспитывать силу, выносливость, быстроту, ловкость, настойчивость, трудолюбие, стремление к выполнению трудных упражнений.

Девушки старшего школьного возраста значительно прибавляют в весе. Сила мышц отстает в развитии. Внимание следует уделять укреплению мышц брюшного пресса, плечевого пояса, ног. Учитывая склонность девушек к танцевальным движениям, следует включать в урок упражнения художественной гимнастики.

Надо совершенствовать у девушек качества, как ловкость, быстрота, выносливость, метание мячей разного веса, лазанье, преодоление препятствий, акробатические упражнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: