Особенности организации урока

Занятия гимнастикой могут проводиться как в форме урока, так и в форме самостоятельных занятий. Педагог является организатором и руководителем тренировочной работы. В его обязанности входит правильная постановка задач всего учебно-воспитательного процесса и каждого отдельно взятого урока, квалифицированная помощь ученикам. Воспитание у них морально-волевых качеств. К достоинствам урочной формы занятий гимнастикой относится их коллективность. Находясь в среде своих сверстников, занимающиеся легче находят и исправляют свои ошибки и недостатки.

В зависимости от условий проведения и поставленных задач занятия могут быть учебными, тренировочными и учебно-тренировочными. На практике чаще всего проводят учебно-тренировочные занятия. Несмотря на различия в содержании, организации и методах проведения, все занятия имеют общие принципы построения.

Структура урока – это определенная последовательность решения педагогических задач и соответствующий этому порядок чередования в нем физических упражнений. Правильно построенным уроком следует считать, если на уроке:

1. Занимающиеся достигают максимальных результатов с минимальной затратой энергии и времени.

2. Сохранятся высокий уровень работоспособности занимающихся в течение всего занятия.

3. Созданы благоприятные для здоровья занимающихся условия проведения.

Основные задачи урока. Решаются многие оздоровительные, образовательные, воспитательные, прикладные:

1. Укрепление здоровья, содействие их ФР, закаливание, формирование правильной осанки.

2. Обучающие специальные знания в области гимнастики.

3. Повышение способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями.

4. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств.

Урок должен иметь определённую учебную цель и частные задачи. На уроке соблюдается единство в решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. К каждому уроку подбираются специальные упражнения, методы обучения, сочетаются индивидуальная и коллективная формы учебно-воспитательной работы учителя с занимающимися, обеспечивается безопасность выполнения упражнений. Урок должен быть хорошо продуман и организован, обеспечена постоянная руководящая роль учителя.

Школьные уроки гимнастикипо своим педагогическим задачам могут быть: контрольными, вводными, на изучение нового материала, на совершенствование и повторение изученного, комбинированными (смешанными).

С вводных уроков начинается учебный процесс по гимнастике. На уроках изучения нового материала задачи ставятся развёрнуто и могут носить поисковый характер, чтобы вызвать интерес и найти ответ на поставленный вопрос. Уроки совершенствования и повторения направлены на закрепление и совершенствование ранее освоенных материалов, комбинаций. Комбинированные (смешанные) имеют наибольшее распространение в школе и сочетают изучение, повторение и совершенствование ранее освоенных упражнений. Контрольные уроки проводятся в конце изучения темы или раздела прочитанного материала.

Определение целей обучения. Исходной позицией, определяющей деятельность педагога на уроке, является его цель. От постановки цели обучения зависит выбор средств, методов и форм организации на уроке. Каждое действие учителя должно быть мотивированным. Четкое представление цели занятия повышает активность занимающихся на уроке, мобилизуя их усилия в реализации поставленных задач.

Выбор средств. Основным источником, определяющим содержание урока гимнастики, является государственная программа, которая может претерпевать изменения или дополнения, исходя из условий проведения и материальной базы учреждения. На уроке педагога обучает занимающихся рациональным способам выполнения прикладных и чисто спортивных упражнений. Основными средствами урока по гимнастике являются:

1. Упражнения, обеспечивающие специальную физическую подготовку.

2. Подводящие и специальные дополнительные упражнении, способствующие успешному обучению занимающихся.

3. Разнообразные гимнастические упражнения, повышающие координационные возможности занимающихся.

4. Соответствующие контингенту занимающихся упражнения, предусмотренные государственными программами.

Плотность урока. Насыщенность урока гимнастическими упражнениями можно, используя общую и моторную плотность.

Общая плотность урока определяется по формуле:

Тп * 100%

Робщ. = -----------------

То

Робщ – общая плотность урока;

Тп – время, расходуемое на полезную деятельность (выполнение упражнений, необходимый отдых после выполнения упражнения, переработка наглядной и словесной информации педагога);

То – общее время урока (40-45мин).

В идеале плотность урока должна приближаться к 100%. Но для урока гимнастики общая плотность может быть 80-90%. Снижение этого показателя является следствием допущенных ошибок в работе учителя.

Причины, приводящие к снижению плотности урока:

· неоправданные простои на уроке, вызванные несвоевременной подготовкой мест занятий и спортивного инвентаря, ожиданием очереди выполнения упражнения и т.д.;

· неподготовленность преподавателя к занятию;

· излишняя или малоэффективная словесная информация педагога;

  • неудовлетворительная дисциплина занимающихся на уроке.

Моторная плотность урока определяется по формуле:

Ту * 100%

Рмот. = -----------------

То

Рмот – моторная плотность урока;

Ту – время, потраченное на выполнение упражнений;

То – общее время урока (40-45мин).

Моторная плотность урока гимнастики может быть 60-70%. Она должна постоянно меняться в процессе занятия. Неизбежность этих изменений объясняется, прежде всего, различием содержания применяемых упражнении, местом их использования и методами проведения. В подготовительной части подбираются упражнения небольшого энергетического веса, и проводятся фронтально с незначительными паузами для отдыха. Поэтому ПЧ всегда имеет высокий показатель моторной плотности. В основной части применяются упражнения более высокого энергетического веса, поэтому показатели моторной плотности ниже (двугорбый верблюд).

Требования к занимающимся. Необходимо добиться точного выполнения занимающимися всех упражнений, предусмотренных программой урока, чтобы учебный процесс не превратился в неуправляемое мероприятие. По ходу урока учитель должен постоянно следить за действиями занимающихся, добиваться максимального приближения качества выполнения упражнений к уровню, возможному при данных условиях. Проявление высокой требовательности учителя к ученикам повышает его авторитет и интерес к предмету. Чтобы требовательность к ученикам приносила желаемые результаты, рекомендуется:

· проявлять ее постоянно, не допуская отклонения от задания;

· требовать выполнения действий, и уровня их качества выполнения, которые находятся в пределах возможности занимающихся;

· при исправлении погрешностей в действиях занимающихся проявлять тактичность, щадящую их самолюбие;

· на уроке должна поддерживаться высокая дисциплина.

Необходимо установить такие взаимоотношения с учениками, чтобы в любой момент учитель мог мобилизовать их внимание.

Для организации занимающихся на уроке используют разные способы.

Фронтальный – в подготовительной и заключительной частях урока.

Групповой – основная часть урока. Учащиеся делятся по половому признаку на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет свое задание гимнастического многоборья (работа на снарядах).

При индивидуальном способе каждый выполняет свои задачи самостоятельно.

Круговой предусматривает последовательное выполнение упражнений с различной целевой направленностью в составе небольшой группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: