При обследовании выявить уровень сформированности элемен-; тарных математических представлений:
• счет предметов в пределах пяти;
• отсчет предметов по образцу, по данному числу;
• сравнение множеств (чего больше? чего меньше?);
• владение основными величинными понятиями (большой — маленький, узкий — широкий, толстый — тонкий, высокий — низкий, длинный — короткий);
• различение геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
• различение геометрических тел (куб, шар, цилиндр).
Представление о времени:
• части суток, дни недели, времена года, их последовательность и признаки.
Ориентировка в пространстве:
• знание схемы тела;
• пространственная направленность: вперед — назад, вверх —М вниз, влево — вправо;
• пространственные взаимоотношения: под — над, сзади, спереди, около, в — из и т.д.
Работоспособность
К концу педагогического обследования уже можно сделать выводи о психофизиологических ресурсах каждого ребенка для целесообразной деятельности:
|
|
• способность к продолжительной деятельности;
• старательность, целенаправленность;
• умение мобилизовать внимание;
• умение принять помощь;
• самостоятельность ребенка.
Оценить его работоспособность: высокая, оптимальная, сниженная, низкая.
Такое обследование поможет воспитателю «выявить имеющиеся у детей навыки и умения, необходимые для осуществления различных видов деятельности, а также зафиксировать существующие отклонения», позволит учитывать обнаруженные индивидуальные особенности и возможности детей и правильно строить восстановительно-коррекционную работу.
В группах для детей с ОНР рекомендуется проводить повторное обследование в середине и в конце учебного года. Это необходимо для динамичного наблюдения за ходом речевого и общего развития каждого ребенка.
Воспитатели обследуют состояние познавательной сферы детей, логопед тщательно обследует индивидуальные особенности их речи и мышления. Результаты обследования двух специалистов обсуждаются на малом педсовете, в тесном профессиональном контакте вырабатываются целесообразная, конкретная взаимосвязь в их деятельности, верное понимание коррекционных и воспитательных задач.