Основное содержание ответа. Художественное образование дошкольников – это процесс, направленный на приобщение детей к ценностям культуры в пределах порогов овладения знаниями об

Художественное образование дошкольников – это процесс, направленный на приобщение детей к ценностям культуры в пределах порогов овладения знаниями об искусстве, о художественной картине мира, отраженной в нем, о способах передачи эстетических представлений о мире в различных видах творческой деятельности (изобразительной, речевой, театрализованной, музыкальной), развитие стремления передавать свои чувства, эмоции, отношение к миру, людям, самому себе.

Главная цель художественного образования - научить ребенка осмысливать собственные эмоции, познавая не только объекты культуры, но и саму жизнь и человека в определенной культуре (Б.М. Неменский).

Закон РФ «Об образовании» разрешает выделение в ДОУ одного или нескольких приоритетных направлений развития детей: интеллектуального, художественно-эстетического и других. При этом укрепление физического и психического здоровья является одной из главных задач ДОУ.

ДОУ с приоритетным направлением художественно-эстетического образования реализует одну из государственных образовательных программ в пределах стандарта дошкольного уровня и обеспечивает более глубокое художественно-эстетическое развитие, воспитание и обучение детей, приобщение к ценностям художественной культуры. Это находит отражение в целях, задачах педагогической работы, в системе управления ДОУ.

При этом осуществляются основные линии развития ребенка: познавательная, социально-нравственная, физическая, художественно-эстетическая, формируются базисные характеристики личности ребенка, осуществляется полноценное всестороннее его развитие. Педагогический процесс строится с учетом разумного соотношения базисного и вариативного содержания, отражающего ценности художественной культуры.

Целью дошкольного образовательного учреждения с приоритетом художественного образования является формирование культурно-ценностных ориентаций детей в процессе приобщения их к художественной культуре и искусству, развитие их компетенций в этой области и художественно-творческих способностей.

Основными задачами являются:

1.формирование уклада жизни дошкольного учреждения на основе ценностей художественной культуры и искусства;

2.ориентация на включение основ художественной культуры во всем ее многообразии в различные сферы детской деятельности и направления работы ДОУ (социальное, нравственное, физическое, экологическое, познавательное);

3.создание условий для полноценного художественного развития детей, становление их специальных способностей;

4.формирование общекультурных, ценностных, интеллектуальных, коммуникативных компетенций дошкольников в художественных видах деятельности.

Поставленные цели и задачи определяют содержание педагогического процесса, направленного на художественно-эстетическое образование детей и специфику управления этим процессом.

Организационные условия включают в себя подбор соответствующих программ воспитательно-образовательного процесса, разработку модели педагогического процесса, перспективного плана работы на год с выделением ведущей идеи художественного образования.

В настоящее время существует достаточное количество различных парциальных программ художественного развития дошкольников:

- программы эстетического воспитания (Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б.. Красота. Радость. Творчество: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет);

- программы, объединяющие задачи воспитания разных сторон личности (Воробьева Д.И. Гармония развития. Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника);

- программы развития изобразительного творчества через знакомство детей со средствами выразительности изобразительного искусства (Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А. Дети и архитектура города. Для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. /Ребенок в пространстве города Ростова-на-Дону) и др.

Изучение программ художественного развития детей поможет педагогам составить свою, отражающую специфику экспериментальной деятельности, взяв за основу одну из них.

В Национальной доктрине образования РФ указывается на необходимость достижения современного качества дошкольного образования. Это становится возможным в условиях осуществления новых подходов к управлению педагогическим процессом в ДОУ, раскрытых в исследованиях К.Ю. Белой, Л.В. Поздняк, А.Н. Троян, Р.М. Чумичевой.

Актуальными проблемами художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста по мнению Л.В. Компанцевой являются:

1.Развитие эстетического восприятия как основы художественно-эстетического образования, развитие интереса к эстетической стороне действительности, потребности в творческом самовыражении;

2.интеграция всех видов эстетической деятельности детей (изобразительной, музыкальной, театрализованной), всех видов и направлений искусства (народного, классического, современного);

3. развитие сенсорного опыта, эмоциональной отзывчивости на красоту природы, окружающей действительности, обогащение чувственных впечатлений детей;

4. приобщение детей к миру культуры, искусства, познание их особенностей, ценностей, истории, сущности;

5. использование народного искусства как средства воспитания национального самосознания, патриотизма;

6. развитие ценностно-познавательной сферы личности;

7. развитие творчества как формы жизнедеятельности и личностное развитие в нем детей дошкольного возраста.

Понимание и выделение в управленческой деятельности этих проблем позволит руководителю ДОУ повысить уровень своей профессиональной деятельности, выделить ту проблему, которая актуальна для его учреждения.

Современная наука выделяет в управленческой деятельности такие функции управления, как прогнозирование, проектирование, регулирование, поддержка всего ценного, что возникает в опыте образовательных учреждений, создание условий для творческой самореализации педагогов, помощь в поиске содержания и форм инновационной деятельности, определение «точек развития» конкретного ДОУ.

Компонентами процесса управления выступают развитие педагогической культуры и компетентности педагогов, их педагогического творчества.

В исследованиях Е.В. Бондаревской, А.И. Пискунова, Н.И. Розова понятие «профессиональная компетентность» связано с феноменом культуры, овладение которой является результатом развития личности.

Компетентность предполагает овладение современными концепциями и идеями художественного образования дошкольников, психолого-педагогическим учением о творческом развитии личности в художественной деятельности, положениями личностно-ориентированной художественной дидактики. Для развития компетентности в области художественного образования и воспитания детей руководители ДОУ используют различные формы работы: семинары, консультации, практикумы, школы передового опыта, педагогическую учебу и пр.

В управлении педагогическим процессом необходимо опираться на положение о профессиональной деятельности педагога как творческой, созидательной, в центре которой находится творческая личность. В этой связи творческое руководство художественной деятельностью детей рассматривается как показатель профессиональной культуры педагога, способного самостоятельно приобщать детей к художественной культуре, разрабатывать стратегию развития личности ребенка в художественной деятельности, предвидеть ее результаты, понимать цели обновления содержания художественного образования, осуществлять поиск инновационных технологий развития творчества детей.

Важным аспектом управления выступает стимулирование творчества педагогов, которое проявляется в личностно-ориентированном взаимодействии со своими воспитанниками, коллегами, родителями, в использовании при этом особых индивидуализированных способов и форм, в создании собственных программ художественно-эстетического развития детей, овладении личностно-ориентированными технологиями художественного воспитания и обучения.

Педагогическое управление творческим развитием ребенка включает в себя:

1. методы и приемы, направленные на развитие восприятия, мышления, воображение детей;

2. педагогическая поддержка в достижении оптимальных для каждого ребенка результатов (встречная активность взрослого в ответ на потребность ребенка во взаимодействии (Н.Е. Щуркова), педагогическое общение, выражение «соучастия» с ребенком, создание ситуаций успеха, «снятие страха», «авансирование доверием»).

Эффективность процесса управления развитием детей в художественно-творческой деятельности представлена показателями личностного развития ребенка:

1.развитие общей эмоциональной сферы;

2.проявление эмоционально-положительного отношения к другим людям, природе, окружающему, к самому себе;

3.интеллектуальная активность, стремление к познанию красоты, расширение представление о художественной картине мира, обогащение художественных знаний;

4.творческая активность, стремление к преобразованию, созданию субъективного нового в художественных видах деятельности, появление потребности в творчестве;

5.осознание своей принадлежности к определенной культуре, культурная идентификация, проявление потребности в красоте;

6.духовная потребность в общении на основе искусства;

7.повышение уровня самооценки.

Показатели личностного развития педагога:

1.признание себя как ответственного за личностное развитие ребенка в художественно-творческой деятельности;

2.гуманизация отношений с детьми;

3.удовлетворенность своим трудом, признание зависимости успеха или неудач детей в творческой деятельности от своих творческих стремлений;

4.движение к постоянному творческому росту в познании культуры и искусства, истории, обычаев, нравов своего народа;

5.овладение культурологическими технологиями развития у детей восприятия искусства, понимания его, владение механизмами познания красоты и способами приобщения к ней детей;

6.способность адаптироваться в определенном социокультурном пространстве;

7.саморазвитие, утверждение личностных смыслов и ценностей.

Знание показателей руководителем ДОУ позволяет осуществлять процесс управления на основе признания каждого педагога и ребенка неповторимой личностью, оказывая каждому необходимую педагогическую поддержку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: