Основное содержание ответа. Ориентация педагогического процесса на развитие и поддержку индивидуальности каждого ребенка, его творчества предполагает возможности выбора педагогами

Ориентация педагогического процесса на развитие и поддержку индивидуальности каждого ребенка, его творчества предполагает возможности выбора педагогами содержания и способов обучения и воспитания детей.

Художественное обучение детей включает в себя развитие эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и эмоционального переживания, развития стремления замечать новое вокруг себя, удивляться, радоваться при восприятии красоты. Овладение знаниями об искусстве, об операционно-технической стороне художественно-творческой деятельности, способами творческого общения также входят в процесс художественного обучения. Педагог выступает посредником между культурно-историческим опытом и ребенком, помогает ему понять ценностные характеристики отдельных событий, предметов, явлений, представленных в искусстве.

Все это находит отражение в художественно-творческой деятельности детей. С помощью взрослых ребенок открывает для себя новые ценности познания, переживания, преобразования, на которых базируется его субъективный опыт творчества.

Художественная деятельность - деятельность, связанная с осознанием, с пережива­нием, с выражением своего отношения к изображаемому. Это деятельность ребенка в различных доступных ему областях искусства (в исполнитель­ской и творческой деятельности).

Дошкольное детство, по мнению В.Т. Кудрявцева, является, чуть ли не единственным отрезком человеческой жизни, где творчество становится универсальным и единственным способом существования. Эта мысль определяет значимость художественно-творческой деятельности детей в их развитии.

Усвоение культурно-исторического опыта сложный процесс, который эффективнее протекает в условиях личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей. Необходимо найти соответствующие технологии, которые помогли бы педагогу найти пути и способы развития художественных способностей каждого ребенка.

В исследованиях Г.К. Селевко, понятие «педагогическая технология» представлено тремя аспектами:

1.научным – педагогическая технология как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая содержание, цели и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2.процессуально-описательным – описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3. процессуально-действенным – осуществление педагогического процесса, функционирования всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Осмысление педагогами данных теоретических положений способствует разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые направлены на введение детей в мир народной культуры, искусства, обеспечения художественного развития личности.

Возрождение народной культуры, ее ценностей составляет важнейшее направление в развитии идей культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Овладение ценностями народной культуры происходит в различных видах художественно-творческой деятельности. Особо следует выделить использование народного искусства как средства развития ее содержания и нравственно-эстетической направленности. Образы, сюжеты, идеи, представленные в народной культуре и искусстве, обогащают художественный опыт детей, помогают выразить свое отношение к миру человека, миру природы, миру вещей. Познавая через искусство многие ценности народной культуры (красота физическая и духовная, нравственные идеалы, добро, уважение друг друга и т.д.), дошкольник стремится к преобразованию действительности в доступных для него формах, расширяет границы своей деятельности по собственной инициативе.

Выбор народной культуры в качестве содержания художественного образования детей дошкольного возраста обуславливает все большее применение проблемно-игровых технологий в педагогическом процессе ДОУ. Они направлены на формирование у детей художественной картины мира, познание различных художественных стилей, «языка» искусств, взаимосвязи народного искусства с классическим и современным.

Художественная картина мира дает представление о народных традициях, обычаях, одежде, орнаментах, предметах, вещах, образах искусства. На основе ее постижения у детей формируются знания научные, бытовые, «народные», отношения, оценки, свое понимание и принятие того или иного компонента. Результатом такой работы выступает художественно-творческая деятельность детей.

В проблемно-игровые технологии включены следующие последовательно применяемые методы, приемы обучения, воспитательные средства:

- активные наблюдения природы, подготовленные восприятием картин, литературных произведений о ней (методика Л.В. Компанцевой); эстетические и искусствоведческие беседы;

- творческие и проблемные задания (методика Н.А. Ветлугиной);

- прием «вхождения в картину», сравнение элемента росписи в искусстве с реальным образом природы; нахождение в картине образа, представленного в поэтических строчках, сравнение культурного символа с образом в искусстве, жизни;

- сравнение, вычленение среди множества конкретного элемента росписи, нахождение его в природе (например, завиток- в ветвях березы, «кудрина» - зеленая травка), сопоставление особенностей средств выразительности пейзажной картины и декоративной композиции (например, осенний пейзаж и мотивы хохломской росписи);

- диалог с картиной, с произведениями народного промысла с использованием знаковой символики для раскрытия содержания, выражение образных характеристик предметов, ситуаций, отношений в поэзии, прозе, музыке, искусстве и т.д.

На основе положения Н.Н. Поддьякова о том, что чем гибче, оригинальнее поисковая деятельность детей, тем больше возможности получить в итоге новый, необычный результат. Широкое использование игровых приемов, позволяют детям эстетически воспринимать живопись или окружающую действительность, игры – театрализованные, дидактические, сюжетно-ролевые (например, «Путешествие в музей Весны, Зимы», «Хранитель музея») расширяют знания детей о выразительных средствах, побуждают к интеллектуальной деятельности, развивают чувства и эмоции.

Проблемные, поисковые, игровые ситуации, выбор своего варианта решения поставленной задачи, «защита» его перед детьми – все эти технологии способствуют проявлению творчества детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: