Основное содержание ответа. Обухова Л.Ф. очень емко определила игру как «деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности»

Обухова Л.Ф. очень емко определила игру как «деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности».

Основными компонентами в структуре игры являются:

- роль - взяв на себя роль, ребенок начинает в опосредованной действительности воспроизводить поведение взрослых. Важность ролевого поведения заключается еще и в том, что в процессе игры ребенок воспроизводит поведение взрослого в знаково-символическом виде;

- игровые действия - воспроизведение роли происходит через действия, эти действия - не механические повторения основных характеристик поведения взрослого, игровые действия - это «действия со значениями».

Проследить развитие игры ребенка можно и потому, насколько далеко он может зайти в восприятии игрового предмета (собственно игрового значения реального предмета);

- воображаемая ситуация - обыгрывание роли происходит посредством игровых предметов, которые в игре носят иное значение, отличное от повседневного;

- правила - важная часть игры, от нее зависит произвольность поведения ребенка. Именно в игре происходит понимание важности действия по правилам, которые затем переносятся ребенком в мир.

Игра – основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности.

Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений со сверстниками.

Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать положительный, социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь и др.

Можно выделить следующие педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры.

· Знакомство ребенка с реальным миром;

· Овладение игровыми умениями в раннем возрасте;

· Обогащение жизненного и игрового опыта ребенка.

Создание игровой среды в соответствии с возрастными особенностями, учет уровня развития детей, также являются важными педагогическими условиями. Игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.

Н.Я. Михайленко разработала стратегию формирования игры от раннего до старшего дошкольного возраста. Основным педагогическим средством автор считает сюжет (действия, роли, события). Сюжет можно использовать по-разному, в зависимости от этапов развития игры, возрастных особенностей. Для младших детей в совместной со взрослыми игре предлагается использовать несколько ролей (воспитатель – врач, ребенок – больной).

Группа педагогов-исследователей под руководством С.Л. Новоселовой разработала метод комплексного руководства игрой младших дошкольников (3-4 года), который включает следующие компоненты:

· планомерное обогащение жизненного опыта;

· совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;

· своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;

· активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.

В руководстве играми детей большое место занимают косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию личностных качеств и умений ребенка.

В исследованиях Михайленко Н.Я. выделены принципы организации сюжетно-ролевой игры в детском саду:

1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. Позиция воспитателя в совместной игре – «играющий партнер» Ребенок чувствует себя свободным и равным со взрослым. Не давление воспитателя, а превосходство «умеющего интересно играть» партнера.

Построение игры с учетом возрастных этапов может быть представлено следующим образом:

- 1,5-3 года открыть условное игровое действие с предметами заместителями;

- с 3-3,5 лет втягивать в совместную игру, разворачивать в виде цепочек ролевых диалогов, и тем самым «открыть» игровую роль для детей, сформировать умение использовать роль как основу игры;

- 5 лет – втягивать в своеобразную игру – придумывание, которая позволяет детям освоить новый способ – творческое комбинирование разных событий и новые возможности игры.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе следует развертывать игру таким образом, что бы дети сразу «открыли» и усвоили новый более сложный способ ее построения.

Взрослый должен пояснить игровые действия сам. Взрослый должен ориентировать ребенка на сверстника, втягивая в игру несколько детей.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом возрастном этапе дошкольного детства, необходимо при функционировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Таким образом, игровая деятельность является основой развивающей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.

Именно сюжетно-ролевые игры, вкупе с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной роли.

Проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль на сегодняшнем этапе представляется наиболее сложной из педагогических проблем, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: