Обухова Л.Ф. очень емко определила игру как «деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности».
Основными компонентами в структуре игры являются:
- роль - взяв на себя роль, ребенок начинает в опосредованной действительности воспроизводить поведение взрослых. Важность ролевого поведения заключается еще и в том, что в процессе игры ребенок воспроизводит поведение взрослого в знаково-символическом виде;
- игровые действия - воспроизведение роли происходит через действия, эти действия - не механические повторения основных характеристик поведения взрослого, игровые действия - это «действия со значениями».
Проследить развитие игры ребенка можно и потому, насколько далеко он может зайти в восприятии игрового предмета (собственно игрового значения реального предмета);
- воображаемая ситуация - обыгрывание роли происходит посредством игровых предметов, которые в игре носят иное значение, отличное от повседневного;
- правила - важная часть игры, от нее зависит произвольность поведения ребенка. Именно в игре происходит понимание важности действия по правилам, которые затем переносятся ребенком в мир.
|
|
Игра – основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности.
Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений со сверстниками.
Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать положительный, социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь и др.
Можно выделить следующие педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры.
· Знакомство ребенка с реальным миром;
· Овладение игровыми умениями в раннем возрасте;
· Обогащение жизненного и игрового опыта ребенка.
Создание игровой среды в соответствии с возрастными особенностями, учет уровня развития детей, также являются важными педагогическими условиями. Игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.
|
|
Н.Я. Михайленко разработала стратегию формирования игры от раннего до старшего дошкольного возраста. Основным педагогическим средством автор считает сюжет (действия, роли, события). Сюжет можно использовать по-разному, в зависимости от этапов развития игры, возрастных особенностей. Для младших детей в совместной со взрослыми игре предлагается использовать несколько ролей (воспитатель – врач, ребенок – больной).
Группа педагогов-исследователей под руководством С.Л. Новоселовой разработала метод комплексного руководства игрой младших дошкольников (3-4 года), который включает следующие компоненты:
· планомерное обогащение жизненного опыта;
· совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
· своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;
· активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
В руководстве играми детей большое место занимают косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию личностных качеств и умений ребенка.
В исследованиях Михайленко Н.Я. выделены принципы организации сюжетно-ролевой игры в детском саду:
1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. Позиция воспитателя в совместной игре – «играющий партнер» Ребенок чувствует себя свободным и равным со взрослым. Не давление воспитателя, а превосходство «умеющего интересно играть» партнера.
Построение игры с учетом возрастных этапов может быть представлено следующим образом:
- 1,5-3 года открыть условное игровое действие с предметами заместителями;
- с 3-3,5 лет втягивать в совместную игру, разворачивать в виде цепочек ролевых диалогов, и тем самым «открыть» игровую роль для детей, сформировать умение использовать роль как основу игры;
- 5 лет – втягивать в своеобразную игру – придумывание, которая позволяет детям освоить новый способ – творческое комбинирование разных событий и новые возможности игры.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе следует развертывать игру таким образом, что бы дети сразу «открыли» и усвоили новый более сложный способ ее построения.
Взрослый должен пояснить игровые действия сам. Взрослый должен ориентировать ребенка на сверстника, втягивая в игру несколько детей.
3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом возрастном этапе дошкольного детства, необходимо при функционировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Таким образом, игровая деятельность является основой развивающей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.
Именно сюжетно-ролевые игры, вкупе с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной роли.
|
|
Проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль на сегодняшнем этапе представляется наиболее сложной из педагогических проблем, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью.