Коммерческий банк как субъект хозяйствования

Второй уровень банковской системы составляют коммерческие банки, которые подразделяются на универсальные и специализированные. Универсальные осуществляют все или почти все виды банковских операций (прием вкладов всех видов, предоставление краткосрочных и долгосрочных кредитов, операции с ценными бумагами и т. д.), обслуживание хозяйствующих субъектов любых форм собственности и любых отраслей, а также населения. Специализированные банки осуществляют небольшое количество банковских операций. Однако современная банковская деятельность становится все более универсальной. Это обусловлено такой степенью развития банковского дела, при которой кредитные, денежные и расчетные операции концентрируются в одном центре.

Характерно, что термин «коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю, товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы. Поэтому и банк стал называться коммерческий. В настоящее время термин «коммерческий» утратил первоначальный смысл в названии банка. Он обозначает «деловой» характер банка, а последний осуществляет обслуживание всех хозяйствующих субъектов независимо от рода их деятельности. При этом банковская деятельность должна быть устойчивой. Для этого необходимо, чтобы коммерческий банк располагал достаточным капиталом, имел ликвидный баланс (обладал достаточным капиталом), был платежеспособным, удовлетворял требованиям к качеству его капиталов.

Подобные коммерческим банкам учреждения существовали еще в древности. Так, в Древнем Египте банковские операции осуществлялись в 2700 г. до н. э. Сборник законов Хаммурапи (1704−1662 гг. до н.э.) доказывает, что уже тогда в Вавилоне и Ассирии форма хранения средств и ссудные операции регулировались законами (за хранение средств закон предписывал взимать плату). При этом ссуды представлялись не только деньгами, но и товарами (зерном, шерстью, финиками, семенами, маслом и т. д.). По ссудам начислялись проценты, а хранилищем товаров служили храмы, поскольку там обеспечивалась наибольшая безопасность. Однако первый банк в современном понимании как кредитно-расчетный институт возник в Италии в 1407 г. в Генуе («Банка ди Сан Джорджо»), а первыми банкирами были менялы. Поэтому само понятие «банк» происходит от итальянского «банко» (скамья менялы, денежный стол).

Однако прообразом современных коммерческих банков были банки, которые создавались вследствие расширения процесса индустриализации в разных государствах. Первые из них появились в XVIII ст., большая их часть − во второй половине XIX ст., а остальные − в ХХ ст. На первых порах их клиентуру в основном составляли предприятия и владельцы этих предприятий. Одни из коммерческих банков сразу стали специализироваться на долевом участии, на покупке выпущенных предприятиями облигаций или предоставлении долгосрочных кредитов. Другие стали специализироваться на краткосрочных кредитах, в частности, на учете векселей, банковском акцепте и краткосрочных кредитах, финансируемых из депозитных средств. Некоторые занимались двумя видами деятельности сразу, что привело большинство из них к разорению во время циклических кризисов XIX и ХХ столетий.

При этом характерной чертой коммерческих банков является их двойная специализация при работе с хозяйствующими субъектами и при принятии депозитов частных лиц. Последние позволяют коммерческим банкам финансировать деятельность субъектов хозяйствования, а также финансировать свои инвестиции. По этому признаку за рубежом они подразделяются на общества по взаимному кредиту, кооперативы (занимаются определенной деятельностью), сберегательные банки, занимающиеся работой с частными клиентами и предоставляющие кредиты под строительство (или приобретение) жилья.

Среди коммерческих банков выделяются крупные банки, имеющие филиалы по всей территории страны, и региональные коммерческие банки. В некоторых странах, где есть сеть обществ взаимного кредита и кооперативов, а сберегательные банки не создаются, то коммерческие банки осуществляют основные операции с казначейскими бонами, с государственными займами. Кроме того, во многих случаях им предписывается обязательное вложение средств в государственные ценные бумаги. Коммерческие банки традиционно предлагали также для частных лиц, имеющих счета в банке, услугу в виде управления их портфелем ценных бумаг. Тем самым они составляли конкуренцию биржевым посредникам, что отличало их от сети обществ взаимного кредита, кооперативов и сберегательных банков, которые не были активными в этой сфере услуг.

Деятельность банковских учреждений очень многообразна. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения, но через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Банковские учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении экономических программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.

Коммерческий банк является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги, действует на принципах коммерческого расчета. Мало чем отличаются задачи банка от любого другого предприятия, поскольку он решает вопросы, связанные с удовлетворением общественных потребностей в своем продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов как членов его коллектива, так и интересов собственника имущества банка. При этом банк может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, определенные его уставом.

Как любое предприятие, банк должен иметь специальное разрешение (лицензию). Банки в отличие от промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи действуют в сфере обмена, а не производства. Они «покупают» ресурсы и «продают» их, функционируют в сфере перераспределения, содействуют обмену товарами. Банки имеют своих «продавцов», хранилища, особый «товарный запас», их деятельность во многом зависит от оборачиваемости денег. На этом сходство между банком и сферой торговли в основном заканчивается.

Коммерческий банк является хозрасчетным предприятием. Это означает, что главным в деятельности коммерческого банка является реализация экономических интересов. Полная подчиненность работы банка коммерческим интересам составляет высший принцип, которому должны быть подчинены все другие мотивы и цели. Без этого банк как экономическое предприятие может не состояться.

Банк как предприятие производит свой продукт, имеющий стоимостную форму. Продуктом банка служат платежные средства, входящие вместе с кредитом в денежный оборот. Продуктом банка также выступают определенного рода услуги. К ним относятся как традиционные виды услуг - организация расчетов (в наличной и безналичной формах), вкладов, кредитования, так и нетрадиционные - в виде предоставления гарантий, поручительств, консультаций и т. п.

Особенность банковских услуг состоит в том, что они имеют не только денежную основу, но и обладают свойством самовозрастающей стоимости. В частности, ресурсы, полученные от вкладчиков, не бесплатны для кредитного учреждения. Поэтому они должны быть использованы так, чтобы не только возвратить их владельцам, но и получить приращение, достаточное для уплаты процентов по вкладам, компенсации расходов и получения хотя бы минимальной прибыли. Банк обязан использовать аккумулированные ресурсы и направить их нуждающимся заемщикам в виде кредита таким образом, чтобы его услуга так или иначе содействовала самовозрастанию стоимости, пущенной в оборот посредством банковской деятельности.

Однако для коммерческого банка небезразлично, какой ценой достигнута прибыль. Принцип банковской коммерции предполагает получение большей прибыли при наименьших инвестициях. Небезразлична для банка его собственная доля в общих ресурсах, с помощью которых формируется доход. Каждому банку понятно, что эффект будет тем более заметен, если большая прибыль достигнута при меньшей его собственной доли в пассивах. Поэтому деятельность коммерческого банка должна строиться на следующих подходах:

- дешевле приобрести капитал (уплатить возможно более низкую процентную ставку);

- дороже продать капитал и услуги (получить более высокую процентную ставку);

- снизить риск потерь путем отбора надежных партнеров и получения гарантий, а также разнообразия операций и освоения различных рынков ссудного капитала.

Из упрощенной модели деятельности коммерческого банка видно, что последний стремится получить как можно больший процентный доход. Однако коммерческие банки могут получать так называемые непроцентные доходы, т. е. доходы не за счет предоставления кредитов. К основным видам деятельности, связанной с получением непроцентных доходов, можно отнести оказание консультационной помощи, предоставление гарантий и поручительств, участие в прибылях, посредничество в размещении ценных бумаг своих клиентов.

В последнем случае коммерческие банки осуществляют операции по купле-продаже ценных бумаг как за счет собственных средств, так и по поручениям клиентов, а также руководят эмиссией и реализацией ценных бумаг других субъектов хозяйствования. Характерно, что за исключением квазиинвестиций, связанных с покупкой коммерческим банком собственных акций, по которым не проводится начисление дивидендов, все другие операции (торгово-комиссионные операции с ценными бумагами) направлены на получение дохода (прибыли). Доходы банка от осуществления таких операций представляют собой сумму полученных процентов по ценным бумагам, комиссионных и спрэда (разницы между ценой продажи и покупки ценных бумаг). В настоящее время многие коммерческие банки получают доходы от инвестиционных операций именно за счет превышения цены продажи ценных бумаг над ценой их покупки.

Коммерческие банки традиционно выступали единственными учреждениями, осуществляющими мобилизацию внутренних и иностранных сбережений, а также их распределение среди инвесторов. В последние годы произошли перемены в законодательном и нормативном регулировании, обусловившие коренные изменения в банковской деятельности. Банковские учреждения сталкиваются со все большим давлением со стороны конкурентов, предлагающих новых услуги. Вследствие этого они теряют свое монопольное положение в отношении своих традиционных функций в результате усиления конкуренции со стороны финансовых и нефинансовых компаний. Поэтому банковские услуги все сложнее отличить от услуг, осуществляемых другими финансовыми и нефинансовыми компаниями.

Однако в настоящее время четкое разграничение между банковской и коммерческой или промышленной деятельностью по-прежнему остается общепринятой нормой за исключением некоторых стран, таких, как Франция, Германия и Швейцария. В свою очередь, по характеру функционирования коммерческие банки могут быть самыми разнообразными. Поэтому они различаются по видам совершаемых операций и сфере деятельности (универсальные, специализированные и отраслевые), по формам собственности (государственные, частные, кооперативные, акционерные, смешанные), по страновой принадлежности банковского капитала (национальные, иностранные, совместные), по территории действия (общегосударственные, региональные, межрегиональные, международные, заграничные), по организационно-правовой основе (паевые, акционерные), по срокам выдаваемых кредитов (банки долгосрочного и краткосрочного кредитования), по формам внешних подразделений коммерческого банка (дочерний банк - самостоятельное юридическое лицо, регистрируемое в порядке, установленном для всех коммерческих банков, филиал, отделение, представительство).

Современные коммерческие банки могут создаваться в различных юридических формах. Наиболее часто они создаются в форме индивидуальных или совместных (семейных) банков, товариществ с неограниченной ответственностью (или общих партнеров), товариществ с ограниченной ответственностью (ограниченных партнеров, акционерных компаний и др.), трастов.

Первые две юридические формы отличаются от двух последних тем, что владельцы предприятий (банков) полностью, без каких-либо ограничений, отвечают по обязательству своих предприятий (филиалов). Владельцы банков, образованных в форме товариществ с ограниченной ответственностью, отвечают по обязательствам своих учредителей только в пределах их паевого взноса или доли в акционерном капитале. Банки (и их владельцы), привлекающие средства клиентов на трастовой (доверительной) основе, не отвечают перед клиентами за сохранность их вкладов, если только они не нарушают норм «обычной предусмотрительности» при их размещении.

Банкам, образованным в первых двух юридических формах (индивидуальные или совместные банки, а также товарищества с неограниченной ответственностью) обычно запрещается принимать депозиты от широкой публики (ввиду затруднений с определением границ их ответственности), но они могут осуществлять все остальные банковские функции, например, привлекать средства на основе обычного частного договора о займе с тем, чтобы затем ссужать эти средства под более высокий процент.

Наиболее распространяемой юридической формой банковского предприятия является форма товарищества с ограниченной ответственностью с ее различными разновидностями: местные, частные и публичные компании в Великобритании; корпорации в США; акционерные общества в ФРГ, Японии, Франции и других странах.

Крупнейшие банки обычно имеют структуру, включающую головную (материнскую) компанию, через систему финансовых участий, контролирующих массу отдельных банков и фирм. В США во главе таких концернов обычно стоит холдинговая корпорация, которой подчиняется и ведущий банк концерна. В государствах Западной Европы и Японии функции такого холдинга выполняет непосредственно ведущий банк. В таких концернах сумма привлеченных депозитов часто в десятки и даже сотни раз превышает собственный капитал концерна. Поэтому для таких банков, как правило, существует обязанность страхования депозитов в соответствующем государственном ведомстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: