Содержание коммерческой деятельности
- Элементы коммерческой деятельности.
- Концепция маркетинга в коммерческой деятельности.
Вопрос 1. Элементы коммерческой деятельности
Коммерция – это совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров с целью удовлетворения спроса и получения прибыли. Коммерческая деятельность на промышленном предприятии подразделяется на: 1 ) закупочную (материально-техническое обеспечение),
2) сбытовую.
В условиях рынка при закупе материальных ресурсов предприятия следует руководствоваться свободой ценообразования, принимать во внимание экономическую ответственность при покупке сырья и материалов, учитывать конкуренцию среди поставщиков и уметь выбрать экономически выгодных поставщиков.
При закупках материальных ресурсов предприятие должно изучать рынок сырья и материалов, знать динамику цен, расходы на доставку, возможности эффективной замены другими материалами. Поэтому закупочная деятельность складывается из этапов:
- исследование рынка сырья и материалов,
- составление плана закупок материальных ресурсов,
- поиск поставщиков сырья и установление хозяйственных связей, заключение договоров с ними,
- организация закупок материальных ресурсов,
- ведение расчетов с поставщиками за купленную продукцию,
- стоимостной анализ заготовительной сферы.
Сбыт – это реализация произведенной продукции с целью превращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей. Затраченный капитал принимает денежную форму. Производители, обладающие хорошо отлаженным сбытовым аппаратом, обладают конкурентными преимуществами. Многие предприятия имеют и собственные каналы сбыта.
Сбытовая коммерческая деятельность включает следующие элементы:
- планирование ассортимента и сбыта продукции,
- поиск покупателей и установление хозяйственных связей с ними,
- разработка и подписание договоров поставки с покупателями продукции,
- оперативно-сбытовая работа, предусматривающая разработку планов-графиков отгрузки, приемку готовой продукции от цехов и подготовку ее к отправке, организацию отгрузки и оформление документов, контроль за выполнением заказов покупателей и платежеспособностью клиентов.
Сбыту товаров должны предшествовать маркетинговые исследования, предполагающие изучение рынка, потребителей, конкурентов, а также сегментация и выбор целевого рынка сбыта, коммуникационная политика.
Вопрос 2. Концепция маркетинга в коммерческой деятельности
Концепция маркетинга предполагает получение прибыли путем наиболее полного удовлетворения запросов потребителей. Поэтому объектом маркетинговых исследований прежде всего выступает потребность. Коммерческий работник может получить необходимую информацию о потребителях и мотивах их покупок, о товаре, о конкурентной среде, конъюнктуре рынка, потенциальных возможностях предприятия, используя для этого различные методы маркетинговых исследований.
Изучив потребителя и его запросы, коммерческая служба может выделить наиболее перспективные для предприятия целевые сегменты, выбрать «нишу рынка». Изучив конкурентоспособность выпускаемого товара, может определить его позицию на рынке, оптимальные пути продвижения, методы продажи и стимулирования. Изучив поставщиков, может сделать правильный выбор для закупа сырья и материалов. Изучив собственные возможности, выявить сильные и слабые стороны, найти пути совершенствования работы.
Ориентация сбытовой коммерческой деятельности на концепцию маркетинга внесла значительные изменения в организацию сбыта. Это подталкивает поставщика к анализу эффективности сбыта, использованию новых форм сбыта. Многие предприятия перешли в работе на маркетинговую концепцию и нашли способы увеличения сбыта своих товаров за счет:
- создания отделов маркетинга и использования новых маркетинговых стратегий,
- формируя собственные каналы сбыта, собственную сбытовую сеть,
- наращивая объемы экспорта,
- адаптируя выпускаемый ассортимент продукции к особенностям спроса платежеспособных групп покупателей на внутреннем рынке,
- выходя на новые рынки сбыта.
На крупных белорусских предприятиях созданы отделы маркетинга, выполняющие анализ рынка, его сегментацию, выясняющие эластичность спроса по товарным позициям, минимизирующие транспортные и производственные издержки для поддержания прибыльности, организующие рекламную деятельность, стимулирование сбыта, сервисное обслуживание выпускаемой продукции.
В процессе коммерческой деятельности предприятие вступает во взаимоотношения с внешней маркетинговой средой. Необходимо знание этой среды и быстрое реагирование на изменения политической, экономической, научно-технической и социальной среды, на действия конкурентов, поставщиков, потребителей, государственных органов.
Таким образом, маркетинговая концепция ориентирована на конечного потребителя, его интересы. Кто наиболее точно учтет и с наименьшими затратами удовлетворит их, получит наилучший коммерческий результат.
Субъектами коммерческих операций являются стороны, вступающие в договорные отношения по купле-продаже товаров или оказанию услуг. Ими могут быть национальные и иностранные коммерческие предприятия, организации, их объединения, некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели.
В соответствии с международной классификацией субъекты коммерческих правоотношений делятся на четыре группы:
- фирмы,
- союзы предпринимателей,
- государственные органы,
- общественные организации.
Термин «фирма» применяется для условного обозначения партнера по хозяйственным связям. Фирмы в соответствии с общепринятой международной классификацией подразделяются по следующим признакам: правовому положению, форме собственности, принадлежности капитала, целям объединения, виду хозяйственной деятельности. Рассмотрим данную классификацию фирм – субъектов коммерческих операций:
1. По правовому положению фирмы бывают единоличными предприятиями (собственность одного лица или семьи, которое лично управляет своим капиталом ) и объединениями предпринимателей. Объединение предпринимателей может быть основано на:
- личном участии нескольких лиц в ведении дел (простое, полное или коммандитное товарищество);
- объединении капиталов (акционерные общества, общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью).
Акционерное общество – это общество капитала, уставный фонд которого разделен на акции определенной номинальной стоимости. Различают открытое и закрытое акционерное общество. ОАО образуется путем открытой подписки на акции, ЗАО распространяет акции только среди работников фирмы. Акционеры не несут ответственности по обязательствам общества перед его кредиторами.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – также общество капитала, уставный фонд которого разделен на доли, учредители которого несут ответственность по обязательствам общества только своим вкладом и не несут ответственности свом имуществом. ООО не имеет ценных бумаг, учредителям выдаются свидетельства о владении долей уставного фонда.
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – общество капитала, уставный фонд которого разделен на доли, учредительными документами которого предусмотрена дополнительная ответственность к учредителям по обязательствам общества.
- По форме собственности фирмы делятся на государственные (чисто государственные и смешанные) и частные (независимая компания либо объединение участников).
К государственным относятся промышленные и торговые предприятия министерств, ведомств, комитетов, а также концернов, подчиненных правительству.
- По принадлежности капитала фирмы могут быть национальными, иностранными, смешанными.
Национальные фирмы базируются на капитале предпринимателей РБ.
В иностранных фирмах капитал принадлежит иностранным предпринимателям полностью или в доле, обеспечивающей контроль над предприятием (филиалы, дочерние компании, скупка контрольных пакетов акций местных фирм). Капитал смешанной фирмы принадлежит предпринимателям различных стран (совместное предприятие).
- По целям объединения, степени самостоятельности фирмы делятся на концерны, холдинги, финансово-промышленные группы, тресты, картели, синдикаты и др.
Концерн – объединение самостоятельных предприятий, имеющее орган управления
(совет директоров или дирекцию) входящими в него компаниями. На белорусском рынке в качестве субъектов коммерческих операций выступают концерны: Белорусский государственный концерн по нефти и нефтепродуктам, Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Белгоспищепром, Белместпром, Беллесбумпром, Белморрыбпром и др.
Холдинг – акционерное общество, владеющее контрольным пакетом акций юридически самостоятельных компаний с целью осуществления контроля над их операциями.
Финансово-промышленная группа объединяет юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия – промышленные, торговые, транспортные,кредитные_ во главе которых стоит банк, распоряжающийся денежным капиталом входящих в него компаний и координирующий все сферы их деятельности.
Картель – объединение юридически и финансово самостоятельных фирм одной отрасли, осуществляющих совместную коммерческую деятельность по реализации продукции. Разновидностью картели является синдикат. Предполагающий сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган.
Трест – объединение предпринимателей, теряющих свою юридическую, коммерческую и хозяйственную самостоятельность.
- По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций различают фирмы промышленные, торговые, транспортные, сельскохозяйственные, страховые, туристические, инжиниринговые, консалтинговые, рекламные и др.
Субъектами коммерческих операций могут быть союзы предпринимателей.
В отличие от фирм целью их деятельности является не получение прибыли, а представление и защита интересов входящих в них групп предпринимателей в правительственных органах, оказание содействия и поддержки в расширении их деятельности. Они могут оказывать консультативную помощь, помощь при подготовке кадров, при сертификации продукции. В качестве хозяйственного субъекта союзы предпринимателей выступают на рынке по поручению производственных и торговых предприятий.
Субъектами коммерческих операций могут быть государственные органы: различные министерства и ведомства. Они могут от имени своих предприятий совершать операции купли-продажи, например, министерства сельского хозяйства и продовольствия, здравоохранения, промышленности.
Возможны случаи, когда куплю-продажу осуществляют общественные организации: международные организации системы ООН покупают медикаменты, товары, медоборудование. На рынке РБ работают такие общественные организации, как Общество охотников и рыболовов, Союз художников, Общество охраны природы, Общество инвалидов и др.
Субъектами коммерческих операций в системе потребительской кооперации РБ являются: собственные производственные предприятия, коопзаготпромы, оптовые, оптово-розничные, розничные организации, торгово-производственные организации.
Литература: Виноградова С.Н., Пигунова О.В. Коммерческая деятельность. – Мн.: Выш. шк., 2005, с. 24-34.