Монетарная политика центрального банка и ее инструменты

Выбор инструментов денежно-кредитной политики центрального банка довольно широк. Использование различных видов инструментов варьируется в зависимости от направленности экономической политики страны, степени открытости ее экономики, сложившихся традиций и конкретных обстоятельств. Денежно-кредитная политика разделяется на «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валюты посредством проведения валютных интервенций, изменений уровня учетной ставки, а также других инструментов, оказывающих влияние на состояние национальной денежной единицы, и «широкую», непосредственно воздействующую на объем денежной массы в обращении. Выделяют также мягкую и жесткую монетарную политику.

Мягкая монетарная политика (политика дешевых денег) наиболее полно реализуется тогда, когда центральный банк, во-первых, покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке путем перевода денег в оплату за них на счета экономических агентов и в резервы коммерческих банков, что обеспечивает расширение возможностей кредитования последними экономики и увеличивает денежную массу, во-вторых, снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований расширить объем кредитования своих клиентов, в-третьих, снижает норму обязательных резервов, что ведет к расширению возможностей кредитования экономики. Поэтому мягкая денежно-кредитная политика направлена на стимулирование экономики посредством роста денежной массы и снижения процентных ставок.

Жесткая денежно-кредитная политика (политика дорогих денег) проводится в том случае, когда центральный банк, во-первых, продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками экономики и уменьшению денежной массы, поскольку снижаются резервы коммерческих банков и текущие счета экономических агентов, во-вторых, повышает учетную ставку процента, что принуждает коммерческие банки уменьшить объем заимствований у центрального банка и повысить ставку ссудного процента по своим кредитам, в-третьих, повышает норму обязательных резервов, ограничивая тем самым рост денежной массы. Поэтому жесткая денежно-кредитная политика носит ограничительный характер для развития экономики и сдерживает рост денежной массы, хотя служит для противодействия развития инфляционных тенденций.

Поэтому на практике гибкая монетарная политика довольно часто приводит к непредсказуемым последствиям, а ее эффективность снижается вследствие развития побочных процессов. Так, стремясь добиться стабилизации и последующего роста экономики, центральные банки сталкиваются с проблемой выбора инструмента монетарной политики (метода торгетирования или промежуточного целевого ориентира): контроль над денежным предложением (торгетирование денежной массы) или контроль за динамикой процентной ставки.

В случае принятия решения о стабилизации (неизменности) процентной ставки центральный банк должен отказаться от каких-либо строго обозначенных ориентиров прироста денежного предложения (денежной массы) и в то же время увеличивать денежную массу с целью снижения ставки процента до намеченного уровня. При решении противоположной задачи, предполагающей повышение процентной ставки до обозначенного уровня, центральный банк должен ограничить предложение денег. Если же приоритетной целью является поддержание прироста денежного предложения, то центральный банк должен принять решение о возможности колебания процентной ставки. Из вышеизложенного следует вывод об отсутствии возможности одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки, что в современной монетарной политике называется дилеммой целей денежно-кредитной политики.

В то же время считается, что недостатками дискреционной (решения принимаются на основе представлений о конкретной ситуации) денежно-кредитной политики не страдает так называемая автоматическая денежно-кредитная политика. Сущность последней наиболее полно выражается монетарным правилом, согласно которого масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпом, равным потенциальному росту реального ВВП (примерно 35% в год). Однако полное выполнение этого правила не позволяет проводить краткосрочную денежно-кредитную политику. Поэтому в настоящее время монетарное правило ни в одной из промышленно развитых стран не было закреплено в банковском законодательстве.

Регулирование денежного обращения центральным банком может быть направлено на любой из элементов денежного рынка: на объем предложения денег в наличной и безналичной формах, величину спроса на кредит и его цену, операции на открытом (вторичном) рынке, связанные с покупкой и последующей перепродажей ценных бумаг. Возможность воздействия на предложение денег обеспечивается совмещением в лице центрального банка субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичной формах и субъекта регулирования. При этом монополия на эмиссию банкнот создает базу для контроля над наличной составляющей денежного обращения, а особая роль центрального банка в формировании кредитных ресурсов банковской системы в целом − основу для определения возможного объема банковских кредитов.

К методам регулирования денежного обращения, принятым в мировой практике, относятся нормы обязательные резервов или политика минимальных резервных требований, регулирование учетной ставки центрального банка, операции на открытом или вторичном рынке. Кроме того, центральные банки воздействуют на состояние денежного обращения посредством инвестиционных требований и кредитных «потолков».

Последние два метода по воздействию на денежное обращение близки к политике минимальных резервных требований. В частности, инвестиционные требования представляют собой обязательство кредитного учреждения держать на счете в центральном банке часть суммы активов или часть их прироста за определенный период в виде государственных облигаций или ценных бумаг, выпускаемых специальными кредитными учреждениями (институтами). Кредитные «потолки» представляют собой верхние пределы общей суммы кредитов или их прироста, устанавливаемые для банков (иногда в индивидуальном порядке), либо лимит суммы или количества кредитов, выдаваемых одному клиенту. Это применяется тогда, когда в отдельных случаях нормы обязательных резервов не приводят к стабилизации денежной массы и сокращению кредитных вложений. Тогда центральные банки вводят прямое лимитирование кредитов, суть которого сводится к установлению кредитного потолка соответственно предусматриваемому темпу роста денежной массы.

В зависимости от конкретных целей денежно-кредитное регулирование центрального банка может быть направлено либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры, а при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов.

По форме инструменты денежно-кредитного регулирования подразделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административными являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального банка и направленные на ограничение сферы деятельности кредитного института. Они занимают определенное место в практике центральных банков развитых стран, а также получили широкое применение в развивающихся государствах. Одним из методов прямого официального вмешательства в деятельность банковской системы является использование в ряде стран политики переучетного контингентирования, т. е. лимитирования объемов переучета векселей кредитных учреждений центральным банком в целях регулирования состояния ликвидности и кредитного потенциала банков. Регулироваться может также общий размер кредита.

Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели. Тем не менее, в настоящее время отмечается отход центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным методам денежно-кредитного регулирования.

По характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а следовательно, на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, т. е. стоимости банковских кредитов.

В большинстве современных государств используется такой метод денежно-кредитного регулирования (метод регулирования депозитной части денежного обращения), как установление норм обязательных резервов. Суть этого метода состоит в том, что центральный банк устанавливает обязательное для коммерческих банков соотношение (в процентах) между суммой такого показателя банковских ресурсов, как пассивы, и той суммой высоколиквидных средств, которую банки обязаны держать в качестве резервов. Качественно состав этих средств характеризуется максимальной приближенностью к денежной массе в обращении. Это обеспечивает возможность использования резервных требований как инструмента воздействия на денежное обращение.

Цель политики обязательных резервов состоит в усилении зависимости коммерческих банков от рефинансирования со стороны центрального банка и ужесточении тем самым контроля за их ликвидностью. Блокирование резервов строго в соответствии с установленными нормами носит обязательный характер, и поэтому политика норм обязательных резервов является наиболее административным методом воздействия на состояние коммерческих банков. Одновременно величина резервов обеспечивает обязательства коммерческих банков по депозитам или выступает гарантией интересов вкладчиков. Эта политика применяется центральными банками также для противодействия стремлению коммерческих банков к чрезмерной автономии, которой они начинают обладать при сокращении доли векселей в денежной массе.

Хранение части активов коммерческих банков в виде обязательных резервов на беспроцентных счетах центрального банка объясняется необходимостью контроля со стороны последнего за способностью коммерческих банков кредитовать своих клиентов. В данном случае центральный банк стремится предотвратить избыток или недостаток банковского кредита и тем самым оказать необходимое воздействие на колебания деловой активности. Обязательные резервы, являющиеся для коммерческих банков активами, отражаются в пассиве центрального банка. Если последний намерен увеличить денежную массу, то ему необходимо уменьшить норму обязательных резервов. Это расширит возможности коммерческих банков в создании новых денег путем кредитования своих клиентов.

Нормы обязательных резервов определяются по различным категориям привлеченных и размещенных средств. Устанавливая минимальные резервные требования на привлеченные ресурсы, центральный банк преследует цель заставить коммерческие банки избирательно привлекать средства и в первую очередь те, по которым размер резервов ниже или совсем не устанавливается. Как правило, по привлеченным краткосрочным ресурсам норма обязательных резервов ниже, чем по средствам до востребования, а среднесрочные и долгосрочные ресурсы освобождаются от отчислений. Установление обязательных резервов по пассивным операциям ведет к сокращению предоставляемых банком кредитов и поэтому ресурсы удорожаются, если банк не намерен сократить общий объем операций. Результатом этого является рост взимаемых по активным операциям процентных ставок и сокращение кредитов.

В расчет суммы привлеченных коммерческим банком средств (пассивов) для определения размера обязательных резервов включаются средства в национальной денежной единице и иностранной валюте, находящиеся, во-первых, на расчетных, текущих и депозитных счетах, во-вторых, на счетах бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов, в-третьих, денежные средства от реализации облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов, векселей. Расчет суммы привлеченных средств производится по формуле средней хронологической по данным остаткам на соответствующих балансовых счетах на каждый день месяца, включая первое и последнее число.

При этом регулирование размера обязательных резервов производится всеми коммерческими банками ежемесячно по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным. В данном случае осуществляется проверка сумм фактически внесенных денежных средств и суммы средств, подлежащих внесению, исходя из остатков привлеченных средств. Сумма остатков привлеченных средств рассчитывается по формуле средней хронологической за отчетный месяц. При наличии недовзноса денежных средств, производится дополнительное перечисление обязательных резервов, а в случае перевзноса средств они возвращаются на корреспондентский счет коммерческого банка.

Длительное использование метода минимальных резервных требований вызывает к жизни ряд последствий для банковской системы, обусловленных ее способностью реагировать на любое внешнее воздействие. К таким последствиям можно отнести, во-первых, повышение конкурентоспособности тех банковских учреждений, по отношению к которым по той или иной причине резервные требования не применяются в течение определенного времени, во-вторых, развитие тех традиционных операций и появление новых, которые не приводят к увеличению величины необходимых резервов.

Манипулирование обязательными резервами используется центральным банком для воздействия на изменение уровня процентных ставок, особенно, когда задачи внутренней денежно-кредитной политики не совпадают с задачами внешней денежно-кредитной политики. Так, эффект повышения ставки денежного рынка, ограничивающий утечку иностранной валюты и защищающий национальную валюту, можно компенсировать смягчением требований обязательных резервов, направленным на поддержание цены кредита на уровне, соответствующем целям политики поддержания экономической активности.

Понижение же процентной ставки на денежном рынке с целью противодействия массовому притоку капиталов и вместе с тем ужесточением условий предоставления банками кредитов может быть связано с повышением норм обязательных резервов. Если возникает необходимость повышения процентных ставок на банковские кредиты без их существенного повышения на денежно-кредитном рынке из опасения вызвать прилив иностранного капитала и тем самым повысить валютный курс, достаточно одновременно повысить норму обязательных резервов, а при необходимости установить чрезвычайно высокие нормы обязательных резервов на вклады нерезидентов.

Минимальные резервные требования являются прежде всего, важным инструментом регулирования предложения денег, поскольку в силу своего относительно жесткого воздействия способны дать быстрые результаты. Но как мощный фактор регулирования предложения денег, имеющий прямой характер действия, минимальные резервные требования являются мерами долгосрочного воздействия и поэтому не подлежат частым изменениям.

Важным методом регулирования денежного обращения является учетная (процентная) политика центрального банка, относящаяся к прямым методам регулирования. Это обусловлено тем, что в отличие от резервных требований, она представляет собой вариант прямого регулирования цены банковских кредитов. Вследствие этого регулирование учетных ставок или ставок рефинансирования быстрее и непосредственнее воздействует на денежное обращение. Способность центрального банка воздействовать на цену кредита определяется его ролью как субъекта кредитной эмиссии, а также существование по многим видам банковских ставок фиксированного отношения к ставкам центрального банка, закрепляемого часто различного рода межбанковскими соглашениями или решениями высших органов управления.

В большинстве государств учетная ставка является официальной ставкой центрального банка (ставкой рефинансирования). Она выступает основой для проведения дисконтной политики, под которой понимается регулирование денежного рынка путем изменения норм процента. Посредством нормы процента происходит переучет векселей при необходимости превращения их в банковские кредиты. Таким путем происходит трансформация коммерческого кредита в банковский. Однако этот инструмент не позволяет в полной мере контролировать предложение денег коммерческими банками, поскольку его основное предназначение в настоящее время сильно изменилось.

Ставка рефинансирования представляет собой взимаемый центральным банком процент по предоставляемым им кредитам коммерческим банкам. С позиций последних величина этой ставки представляет собой неизбежные издержки, связанные с увеличением резервов. Если уровень учетной ставки понижается, то объем спроса со стороны коммерческих банков на кредиты центрального банка возрастает, а их кредитных возможности увеличиваются, соответственно, увеличивается денежная масса. Обратный результат получается при повышении учетной ставки центрального банка.

Учетные операции центральных банков используются в качестве важного инструмента оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Так, повышение ставки рефинансирования увеличивает цену получаемого коммерческими банками дополнительного резерва денежных средств, что, в свою очередь, ведет к удорожанию кредита, выдаваемого клиентам. В результате происходит определенное сдерживание рыночной конъюнктуры и снижение деловой активности в экономике. Но в условиях галопирующей инфляции ставка рефинансирования вполне закономерно привязывается к уровню инфляции. Дело в том, что заниженный уровень данной ставки по сравнению с уровнем инфляции представляет собой форму внеэкономического распределения денежных ресурсов, дополнительный источник дотирования предприятий за счет ресурсов коммерческих банков (при жесткой привязке процента по кредитам к учетной ставке).

В то же время теоретически ставка рефинансирования должна соответствовать норме процента межбанковского кредита (ссуд, выдаваемых одним коммерческим банком другому) или курсу правительственных казначейских векселей (используются для безэмиссионного финансирования государственного бюджета). При этом в стабильной экономике уровень учетной ставки повышается в период экономического роста и снижается в момент спада. Однако эта закономерность не выполняется в условиях высоких темпов инфляции. В свою очередь, увязка депозитного процента с учетной ставкой позволяет сохранить с учетом предполагаемого снижения инфляции достаточно высокую привлекаемость срочных депозитов и стимулировать снижение номинальных процентных ставок кредитов коммерческих банков при одновременном сохранении их реального положительного значения (пересчитанных с учетом темпов инфляции).

Поскольку коммерческие банки стремятся сократить свою потребность в привлечении ресурсов центрального банка, создаваемых за счет их обязательных резервов, то добиться этого они могут только путем уменьшения своего денежного пассива. Для этого им надо превратить депозиты в активы посредством выпуска ценных бумаг, можно также продать активы, например, на межбанковском кредитном рынке. Для того чтобы совершить эти операции, необходимо наличие рынка ценных бумаг, доступного для всех его участников. На данном рынке центральный банк проводит так называемую политику открытого рынка посредством покупки или продажи ценных бумаг. Это же может совершать любой другой банк, предлагая на этом рынке или изымая из него ресурсы центрального банка.

Основным условием функционирования политики открытого рынка является наличие в государстве рынка ценных бумаг, покупка и продажа которых позволяют центральному банку воздействовать на денежно-кредитный рынок и потенциальные возможности коммерческих банков в представлении кредитов заемщикам. В настоящее время объектом сделок на открытом рынке выступают преимущественно государственные ценные бумаги. При продаже ценных бумаг поглощается свободный капитал денежно-кредитного рынка, сокращается кредитоспособность банков и создается возможность кредитной рестрикции, а при покупке ценных бумаг происходит прилив дополнительных ресурсов, расширяются кредитные возможности коммерческих банков и возникают благоприятные условия для кредитной экспансии.

Как при продаже, так и при покупке ценных бумаг изменения соотношений спроса и предложения на кредитные ресурсы проявляется в процентной ставке денежно-финансового рынка, движение которой обусловлено проводимой в стране денежно-кредитной политикой. При этом государственные ценные бумаги можно продавать и покупать в разных объемах, т. е. путем изменения денежного предложения центральный банк может достаточно оперативно воздействовать на ресурсы коммерческих банков. Данный инструмент денежно-кредитной политики воздействует на денежную массу по сравнению, например, с нормой обязательных резервов тоньше, гибче и быстрее. Поэтому в настоящее время операции на открытом рынке фактически превратились в основной инструмент воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу. Совершенно не случайно этот рычаг применяется в странах с развитым рынком государственных ценных бумаг.

Таким образом, операции на открытом рынке сводятся к купле-продаже государственных краткосрочных обязательств (государственных облигаций) центральным банком у коммерческих банков, предприятий или организаций. Если центральный банк осуществляет покупку государственных облигаций, то в результате такой операции ресурсы коммерческих банков увеличиваются. После использования этих ресурсов коммерческими банками путем предоставления их в кредит своим клиентам происходит увеличение депозитов в соответствии с эффектом мультипликации. Поэтому в результате покупки центральным банком ценных бумаг возрастают денежная база и денежная масса. Обратный эффект происходит при продаже центральным банком государственных облигаций.

Политика открытого рынка изменяет не величину капитала банковской системы в реальном исчислении, а только ее состав в деньгах или ценных бумагах. Проведение операций на открытом рынке облегчает контроль над предложением денег коммерческими банками. Поэтому свободная покупка и продажа ценных бумаг центральным банком облегают процесс формирования банковских резервов и, соответственно, регулирование общей денежной массы. В настоящее время операции открытого рынка превратились в определяющий рычаг воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу. Поэтому при умелом использовании операции на открытом рынке могут быть весьма гибким и достаточно мощным инструментом денежно-кредитной политики.

Особая привлекательность для кредитных учреждений операций на открытом рынке связана с высокой ликвидностью его инструментов. В частности, преобладающими являются операции с наиболее краткосрочными обязательствами казначейства (например, операции с казначейскими векселями с трехмесячным сроком погашения), хотя могут проводиться операции с частными финансовыми инструментами и даже с валютой. В отличие от прямых форм регулирования операций центрального банка на открытом рынке предполагают непосредственный выход субъекта регулирования на денежный рынок, поскольку, во-первых, эти операции могут проводиться в тот момент и в таких количествах, которые вызовут требуемую реакцию рынка, во-вторых, операции на открытом рынке более предсказуемы и краткосрочны. Эти два момента определяют предпочтительное использование данного метода воздействия на денежное обращение.

Операции центрального банка на открытом рынке предполагают возможность использования разнообразных форм, различающихся несколькими признаками: условия сделки (прямая купля-продажа на срок с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее установленному курсу или так называемая обратная операция); объекты сделок (государственные или частные ценные бумаги); срочность объекта сделки (краткосрочные − до трех месяцев, долгосрочные − до одного года); направленность операции (при исходной операции покуки происходит расширение ресурсов банковской системы, при исходной операции продажи происходит сужение ресурсов банковской системы); сфера проведения операций (только банковский сектор рынка ценных бумаг или также включается небанковский сектор); ставки операций (устанавливаются центральным банком или определяются рынком); инициатор проведения операций (центральный банк или участники денежного рынка).

Различия в проведении операций на открытом рынке зависят от ряда факторов, во-первых, институционального (структуры кредитной системы, определяющей состав участников рынка), во-вторых, законодательного (налоговое законодательство может ускорять или тормозить развитие операций).

Прямые операции [7] с ценными бумагами исторически являются первой формой такого рода операций, используемых центральными банками для денежно-кредитного регулирования. В наибольших объемах они осуществляются в США специальным органов Федеральной резервной системы − Комитетом по операциям на открытом рынке. Эти операции преимущественно концентрируются на рынке краткосрочных государственных ценных бумаг (казначейских векселей). При этом основная масса заказов на проведение операций размещается у дилеров с указанием типа и срока государственных ценных бумаг, а условия определяются на рыночной основе (по наиболее выгодной цене предложения). В настоящее время во многих государствах развиваются прямые операции с долгосрочными государственными ценными бумагами.

Обратные операции [8] на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок. Поэтому такие операции являются более гибким методом денежно-кредитного регулирования. Вследствие этого использование центральными банками обратных операций в настоящее время возрастает. В то же время при проведении необоснованных реструктуризаций портфеля государственных ценных бумаг, принадлежащих центральному банку, может сложиться такая их структура, при которой ограничивается проведение операций на открытом рынке и тем самым сокращаются возможности использования данного инструмента при реализации монетарной политики.

При незначительных абсолютных и относительных масштабах операций на открытом рынке они оказывают прежде всего, качественное, нежели количественное воздействие на ликвидность банковской системы. Однако по мере развития и совершенствования данного метода денежно-кредитного регулирования появляется возможность перехода от воздействия на структурные характеристики к воздействию на количественные параметры денежного рынка. В данном случае чрезвычайно важной особенностью операций центрального банка на открытом рынке является их способность относительно быстро реагировать на краткосрочные тенденции развития рынка, а также оказывать стабилизирующее влияние на состояние денежного обращения и экономику в целом.

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой относительная независимость центрального банка от правительства?

2. В чем состоят общие и конкретные цели центрального банка?

3. Какие задачи решает центральный банк при проведении денежно-кредитной политики?

4. В чем состоят функции и операции центрального банка?

5. От чего зависит выбор того или иного инструмента денежно-кредитного регулирования?

6. По каким критериям можно разделить инструменты денежно-кредитного регулирования?

7. В чем состоит суть применения метода минимальных резервных требований?

8. В чем проявляются недостатки и преимущества применения норм обязательных резервов по отношению к пассивам или активам банковского учреждения?

9. На что направлено использование метода минимальных резервных требований?

10. К каким последствиям приводит длительное использование норм обязательных резервов?

11. В каких направлениях идет работа по совершенствованию использования норм обязательных резервов?

12. Что представляет собой учетная ставка центрального банка и какие факторы определяют ее уровень?

13. Каким путем дестимулируется использование кредитов центрального банка?

14. Что представляют собой операции на открытом рынке?

15. Каким образом центральный банк посредством операций на открытом рынке может воздействовать на кредитную активность коммерческих банков?

16.Что мешает широкому проведению операций на открытом рынке?

17. Какие формы предполагают операции центрального банка на открытом рынке?

 
 

12. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ И ОСНОВЫ ИХ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: