Принципы социального управления

Под законом, не в правовом, а в общественном смысле следует понимать существенные устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между явлениями в природе, обществе, определяющие объективную природу их существования и развития. Применительно к социальному управлению принято говорить не о его законах, а о закономерностях, которые также действуют объективно, в отличии от законов имеют не строго детерминированный, а в большей мере вероятностный характер. Познание закономерностей управления – необходимое условие обеспечения его научной обоснованности. На основе познания закономерностей и изучения опыта управления формируются принципы управления, которые в отличии от объективного характера закономерностей представляют собой отраженные в сознании руководящие идеи, правила о том, как надо управлять[37]. Принципы оказывают воздействие на всю систему управления. Посредством принципов выражаются основные требования к структуре системы управления, ее целям, методам функционирования.

Принципы социального управления взаимосвязаны, они образуют систему. Выделяют следующие группы принципов социального управления: общие и частные.

Общие принципы имеют всеобщий характер, они реализуются независимо от уровня и сферы социального управления. Необходимо отметить, что перечень общих принципов управления, встречающийся в научной литературе различен, но, проанализировав и обобщив их, можно выделить следующие: системность, законность и дисциплина, объективность, гибкость, гуманизм, оптимальность и эффективность, научность.

Системность. Суть этого принципа заключается в использовании системного подхода в социальном управлении, что позволяет рассматривать процесс управления как целостную систему, состоящую из последовательных, взаимосвязанных стадий (этапов), выполнение которых обеспечивается реализацией функций управления. Кроме того, включение принципа системности в число общих принципов управления объективно необходимо в связи с тем, что перед социальным управлением возникает множество комплексных задач, которые затрагивают многие, подчас весьма разнообразные объекты, требуют согласования усилий различных органов управления, различных организаций – от государственных до общественных, от центральных до местных, учета всего многообразия внутренних и внешних факторов; предвидение не только непосредственных, конечных, но и сопутствующих результатов, долговременных последствий.

Законность и дисциплина. Законность как принцип социального управления означает строгое и неуклонное соблюдение и исполнение субъектами управления законов и подзаконных нормативных актов государственных органов. Законность находит свое выражение в обязанности каждого субъекта и объекта управления действовать в пределах, обусловленных своей компетенцией. Кроме того, применительно к нашей стране, принцип законности закреплен в Конституции РФ в ст. 15, в соответствии с которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Законность охватывает различные сферы управленческой деятельности, обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм как управляющими, так и управляемыми. Она является объективным условием эффективности управления.

Необходимо отметить, что эффективность управления зависит не только от уровня законности, но и от дисциплины участников управленческого процесса. Она (дисциплина) предполагает неуклонное исполнение законов, иных нормативных актов каждым субъектом и объектом управления.

Законность и дисциплина, с одной стороны, являются самостоятельными категориями, с другой – они находятся в неразрывной связи, взаимодействуют друг с другом. Их взаимосвязь заключается в том, что законность служит основой, ядром дисциплины, поскольку одним из требований дисциплины является соблюдение законов и других нормативных актов. Законность является способом защиты дисциплины, так как основные требования дисциплины оформляются в виде норм, содержащихся в правовых актах. Следовательно, роль и задача законности состоит в том, чтобы поддерживать, укреплять дисциплину[38].

Объективность. Содержание этого принципа заключается в том, что субъект управления осуществляет свою деятельность на основе знаний объективных закономерностей развития общества, умелом их использовании; учета реальных возможностей и фактического состояния системы управления. Кроме того, поскольку в качестве субъектов управления выступают люди, то принцип объективности не отрицает субъективный фактор, но лишь тогда, когда он опирается на учет реальных условий.

Гибкость подразумевает способность субъекта управления на основе оценки реальных условий функционирования адаптироваться (изменить структуру, методы и характер воздействия) к ним с целью стабилизации управления для реализации целевой функции системы. Важность реализации этого принципа обуславливается современными условиями, когда внешняя среда функционирования социальных систем не только характеризуется множеством факторов, но и динамично изменяется. Гибкость управления базируется на глубоких знаниях, высоких аналитических способностях и воле субъекта управления, уровне его развития и совершенства.

Гуманизм. Осуществляя управление, субъекту управления необходимо постоянно помнить, что его деятельность должна быть непосредственно или косвенно направлена на благо людей, осуществляться для реализации прав, интересов личности и общества в целом. В этой связи, управление, несмотря на свою сущность подчинения воль, должно носить гуманный характер, не допускать унижение чести и достоинства людей.

Оптимальность и эффективность. Два этих принципа взаимосвязаны и вытекают один из другого, поскольку, оптимизируя процесс управления, субъект тем самым повышает его эффективность. Другими словами, выбирая из всех возможных вариантов своих действий наилучший, субъект управления достигает целей и задач управления с наименьшими временными, материальными и людскими затратами, т.е. осуществляет управление эффективно. Несомненно, стопроцентная реализация данных принципов во всех ситуациях невозможна, в силу ряда объективных и субъективных причин, одной из которых является содержание целевой функции. Но, несмотря на это, принципы оптимальности и эффективности должны находить свое отражение при организации любого управленческого воздействия.

Научность предполагает использование в социальном управлении современных достижений науки и техники. Поскольку процесс управления по своей сущности носит информационный характер, то в настоящее время широкое распространение получило использование в управлении так называемых современных информационных технологий. Они предполагают определенным образом организованные процедуры и методы сбора, обработки, хранения, передачи и отображения информации на основе применения микропроцессорной техники.

Частные принципы управления относятся только к отдельным сферам, отраслям человеческой деятельности. Так, например, Министерство внутренних дел РФ осуществляет свою деятельность "на основе принципов уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности, взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также соответствующими органами иностранных государств"[39]. Кроме того, основываясь на правовом положении сотрудников органов внутренних дел, к частным принципам управления в данной сфере человеческой деятельности можно отнести: внепартийность государственной службы, социальную защищенность, ответственность за неисполнение обязанностей, подконтрольность и подотчетность и т.д.

Иногда, наряду с общими и частными принципами социального управления выделяют организационные [40], которые в свою очередь делятся на функциональные и структурные. К функциональным относятся принципы: личной ответственности за принятие решений; сочетания коллегиальности и единоначалия в принятии решения; однозначного определения целей, задач и функций; выбора приоритетных направлений; фиксирования должностных обязанностей; баланса прав и обязанностей; наличия достоверной и достаточной информации. К структурным принципам можно отнести: создание структур по функциям; разделение труда; территориально-отраслевой принцип.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: