Понятие информации. Информационный характер процессов управления

Человечество в процессе своей жизнедеятельности, взаимодействуя с окружающей средой, формирует внутри себя в результате процессов отражения и познания информационную модель мира. Сеть информационных коммуникаций создает своего рода нервную систему общества, придавая этому организму пластичность и способность к развитию[135]. Боле того, степень цивилизованности общества прямо пропорциональна той информационной базе, которой оно располагает. От того, как рационально и эффективно налажена организация информации в обществе, зависит прогресс производства, науки, культуры, техники[136].

Современный период развития цивилизации на планете характеризуется переходом от индустриального общества к обществу информационному. Повсеместное внедрение информационных и информационно-телекоммуникационных технологий создало новые, уникальные возможности для активного и эффективного развития экономики и политики, государства, общества, гражданина. В данных технологиях заложен такой потенциал, который может привести к фундаментальным изменениям в бизнесе, государстве, обществе и потребует серьезного внимания и многочисленных обсуждений всех членов общества[137].

Информация выступает в роли социальной памяти, накапливаемое знание превратилось в стратегический ресурс человечества. Этот ресурс не сокращается, а, наоборот, постоянно возрастает. В этой связи А.Н. Яковлев отмечает: “Суть века в том, что он обрушил на человека такую массу социальной информации, с которой тот пока не справляется или справляется частично. И с текущей, когда новость летит по планете. И с той, которая накоплена годами, десятилетиями по всем отраслям жизнеобеспечения. И с той, что пришла из глубины веков, из открытий и новых осмыслений истории, антропологии, многих других наук. И с той, что черпается из попыток прогнозирования, из усилий связать Земную историю с космическими событиями и процессами”.[138] Увеличение накапливаемой и производимой человечеством информации обусловило, наряду с экономической, политической, социальной и духовно-культурной сферами жизни общества, выделение информационной сферы (среды). Под этой сферой понимается "сфера деятельности, связанная с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации"[139]. Кроме того, информационная сфера начинает выступать как сфера правового регулирования, формируется и развивается новая комплексная отрасль права – информационное право.

Изучая в рамках данного курса информацию, а равно и процессы, связанные с ее сбором, накоплением, обработкой и передачей, необходимо особо отметить, что она является неизменным атрибутом социального управления, в том числе и управления правоохранительной деятельностью, и, в частности, органами внутренних дел. “Управление, - пишет В.Г. Афанасьев, - органически связано с информацией... Именно благодаря информационным процессам система способна осуществить целесообразное взаимодействие с окружающими условиями, координировать и субординировать отношения собственных компонентов, направлять их движение, равно как и движение себя самой, как целевого к заранее запрограммированной цели”[140].

Прежде чем углубляться в рассмотрение информационных процессов, сопровождающих управленческую деятельность в органах внутренних дел, представляется важным остановиться на анализе самого термина "информация". Тем более, что его применение имеет свои особенности.

Итак, под информацией в общем виде понимаются “сведения, данные [141], снимающие неопределенность с какого-либо вопроса, связанного с познанием реального процесса” [142].

В этой связи, сразу же необходимо отметить, что содержание понятия “информация” неразрывно связано со спецификой обслуживаемой сферы и определяется им. В силу этого информация выступает как сложное и многогранное явление, имеющее множество оттенков проявления в различных областях жизни, что крайне затрудняет охват всех ее качеств и нередко приводит к выработке односторонних схем, характеризующих лишь некоторые из ее аспектов, являющихся наиболее актуальными. В зависимости от области применения существует ряд “отраслевых” определений понятия информации: философское, социальное, кибернетическое, генетическое, вероятностно-статистическое, прагматическое и ряд других определений[143].

Ряд особенностей имеет информация, используемая и в сфере управления органами внутренних дел. “Здесь информация выступает как предмет труда (например, статистические данные), как средство управляющих воздействий (например, приказ), как продукт труда (например, аналитическая справка), как средство обратной связи (например, отчет)”[144].

Очевидно, чтобы управление было непрерывным и эффективным, субъект управления должен быть информирован о сущности и конкретных проявлениях объективных закономерностей, которые действуют в сфере его функционирования; о механизмах их действия; об общих целях, стоящих перед сферой функционирования на данном этапе ее развития, о задачах, которые призван решать субъект управления, чтобы способствовать достижению общих целей. Субъект управления также должен быть осведомлен о состоянии управляемого объекта, т.е. о том, что вызывает необходимость соответствующего воздействия и о возможности его осуществления. Достаточно важна осведомленность субъекта управления и о внешней среде функционирования системы. Все это достигается организацией и осуществлением непрерывного обмена информацией как между компонентами системы, так и между системой и внешней средой. На основе собранной, обработанной и проанализированной информации принимаются решения, передаваемые исполнительным органам. Посредством обратной информационной связи субъект управления оценивает эффективность оказанного им воздействия и при необходимости корректирует его.

Следовательно, для обеспечения нормального функционирования системы управления необходимы следующие технологические этапы:

- сбор информации о внешней среде и о состоянии системы;

- передача этой информации по каналам связи субъекту управления;

- переработка информации управляющим субъектом и выработка им управляющих воздействий;

- передача исполнительным органам команд управления и обеспечение контроля за их исполнением со стороны субъекта управления.

Перечисленные технологические этапы образуют процесс информационного обмена в системе управления органов внутренних дел (рисунок 4.).

Рис. 4. Информационный обмен в системе управления.

Таким образом, информационная сущность процессов управления заключается в непрерывном обмене информацией между субъектом и объектом управления (исполнительные органы), а также между данной системой и внешней средой (средой функционирования и другими системами)[145]. Кроме того, в социальных системах информация одновременно служит носителем управленческого воздействия (прямая связь) и реакции объекта управления (обратная связь), являясь определяющим фактором по отношению к характеру процессов управления.

Рассматривая понятие информации, используемой в системе органов внутренних дел, следует учитывать ее специфику, в частности, неполноту и недостоверность некоторых поступающих данных, а также особенности поиска и сбора информации, что связано как с сознательным сокрытием факта противоправного поведения и появлением латентных правонарушений, так и с дезинформацией, касающейся характера совершенного деяния. Учет указанных моментов важен не только при организации борьбы с нарушениями правопорядка в низовых звеньях, но и в управленческой деятельности МВД, УВД. В условиях неполной и частично искаженной информации возникает необходимость выработки особых методов оценки информации, обеспечивающих рациональность принятия решений.

Актуальность указанных проблем обусловила появление ряда работ, непосредственно посвященных или затрагивающих вопросы информационного обеспечения органов внутренних дел. Среди них в первую очередь следует назвать работы Аванесова Г. А., Вицина С.Е., Зуйкова Г. Г., Иванова Н.Н., Ипакяна А. П., Клушина О.З., Масленникова Э. П., Минаева В.А., Мясоедова П.Г., Туманова Г.А., диссертационные исследования Воскресенского Г.М., Герта Г.П., Рогова М.А. и других авторов. Некоторыми исследователями предпринимались попытки уточнения понятийного аппарата информации, используемой в сфере охраны правопорядка[146].

Наиболее развернутое и полное определение понятия информации, используемой органами внутренних дел, на наш взгляд, было дано А.П. Ипакяном: “Под информацией в органах внутренних дел следует понимать сведения, которые отражают состояние преступности и охраны общественного порядка, характеризуют силы и средства органов внутренних дел, способы и методы воздействия на управляемую систему и результаты управляющих воздействий, условия и проявления внешней среды, влияющие на состояние сферы управления и эффективность деятельности органов внутренних дел”[147].

В дополнение к приведенному нами определению А.П. Ипакяна необходимо добавить, что к информации, используемой в органах внутренних дел, относится также нормативная база, знания сотрудников и т.п.

Отметим, что в управленческой деятельности органов внутренних дел используется так называемая управленческая информация. Под управленческой информацией (далее информацией) понимаются “любые сведения (сообщения, данные), которые использовались, используются, либо предполагаются к возможному использованию при осуществлении функций управления” [148]. Этот вид информации имеет свои особенности, обусловленные необходимостью решения задач, связанных с управлением:

- во-первых, эта информация является специфической формой взаимосвязи, взаимодействия органов и подразделений между собой, а также органами внутренних дел в целом с внешней средой;

- во-вторых, она обслуживает все уровни и функции управления в системе органов внутренних дел (прогнозирование, планирование, организацию, контроль и т.д.);

- в-третьих, является предпосылкой выбора того или иного варианта функционирования и развития органов внутренних дел (т.е. выбора стратегии и тактики)[149].

Являясь непременным атрибутом процесса управления, информация присуща всем стадиям управленческого цикла, что обуславливает единство управления и информации. Любой процесс управления по своей сути является информационным. В основе всех управленческих функций лежит информация и ее "движение"[150]. При этом, реализуя свои функции, система управления органов внутренних дел может использовать практически любые сведения, циркулирующие в органах внутренних дел.

Таким образом, определяя "границы" управленческой информации применительно к органам внутренних дел, можно сказать, что практически вся информация, циркулирующая в системе органов внутренних дел может быть в той или иной мере отнесена к управленческой. Поэтому, чтобы достигнуть поставленной цели, управление должно базироваться на надежной, реально и достоверно отображающей действительность информации, дающей управляющему субъекту сведения об условиях среды, состоянии системы и результатах ее функционирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: