Органов внутренних дел. Требования, предъявляемые к ней

Во всех звеньях и на всех уровнях управления системы органов внутренних дел циркулируют многочисленные потоки информации, разнообразной по содержанию, форме и носителям. Ее назначение состоит в обеспечении успешного управления процессом функционирования системы. Но для того чтобы эффективно управлять необходимо не только владеть информацией, но и правильно ее оценивать (делать на ее основе определенные выводы, принимать решения и т.п.). Одним из этапов оценки информации является ее классификация. Четкая классификация информации позволяет руководителю осуществлять рациональное распределение ответственности за подготовку, обработку, хранение, передачу того или иного вида информации, определять порядок и режим работы с каждым видом документов (носителей информации), устных сообщений и распоряжений.

В этой связи необходимо отметить, что однозначной классификации информации не существует ввиду значительного разнообразия как самой информации, так и сфер ее использования. Основаниями для классификации могут служить различные признаки: область применения, целевое назначение, источники возникновения, маршруты перемещения, актуальность, срочность, степень гласности и др.

Так например, по источнику возникновения информация делится на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя информация "зарождается" внутри системы органов внутренних дел и представляет собой отчеты служб, подразделений, различного рода справки, акты и т.п.. Место возникновения внешней информации – внешняя по отношению к системе органов внутренних дел среда. К этой информации относятся письма, жалобы, заявления граждан, сообщения средств массовой информации, всевозможные справочные материалы и т.д.

По форме передачи выделяют следующие виды информации: устная (информация выраженная в речевой форме); визуальная (информация, содержащаяся в видеообъектах – видеокассеты, кинофильмы и т.п.); документальная (информация, содержащаяся в текстовых, графических или рисованных документах).

По секретности: секретная (особой важности, совершенно секретная, секретная); ограниченного пользования; открытая.

По степени актуальности: действующая, архивная.

Используя в качестве оснований для классификации другие признаки, можно выделить еще ряд разновидностей информации. Но поскольку используемая в управленческой деятельности системы органов внутренних дел информация тесно связана с реализацией целей и задач управления этой системы, то было бы целесообразно разделить управленческую информацию на две большие группы (вида): стратегическая информация и оперативная информация. Подобная классификация наиболее четко, на наш взгляд, отражает сущность двух одноименных видов управления в системе органов внутренних дел. Поэтому рассмотрим ее более подробно.

Безусловно, в силу специфичности свойств информации (подвижность и многоплановость), различия решаемых с ее помощью задач, а также временных интервалов ее использования, приведенное разделение носит весьма относительный характер. Так, к примеру, информация о появлении новых видов преступлений может носить как оперативный (в случаях единичного проявления этих преступлений), так и стратегический характер (в случае массового проявления), а следовательно, может использоваться как в оперативном, так и в стратегическом управлении органами внутренних дел.

В этой связи, представляется необходимым выделить основные признаки, отличающие стратегическую информацию от оперативной:

1. Решаемые задачи. Применительно к процессу управления, стратегическая информация призвана решать задачи, направленные прежде всего на достижение целей стратегического управления, которыми, как было ранее определено, являются развитие и совершенствование системы органов внутренних дел. Оперативная информация необходима для решения задач оперативного управления, целями которого являются стабилизация оперативной обстановки и придание устойчивости системе органов внутренних дел.

Хотелось бы отметить, что в данном случае рассматривается лишь основное предназначение названных видов информации, но это не означает, что стратегическая информация не используется в оперативном управлении, а оперативная информация - в стратегическом. Напротив, статистически накопленная и соответствующим образом переработанная оперативная информация ложится в основу стратегического управления. Также, в процессе оперативного управления, органы управления производят постоянное отслеживание и оценку отклонения реального направления развития системы органов внутренних дел (оперативная информация, характеризующая реальное состояние оперативной обстановки) с направлением, заложенным посредством стратегической информации в целях и задачах развития системы.

Масштабность рассматриваемых явлений как во временном и количественном их проявлении, так и по охвату (степени и объему охвата) элементов системы управления органов внутренних дел.

3. Степень агрегированности. Оперативная информация менее агрегированна, поскольку носит первичный характер по отношению к стратегической.

Таким образом, под стратегической информацией органов внутренних дел понимается информация, характеризующая основные цели и направления развития системы органов внутренних дел, а также информация, отражающая результаты и процессы достижения последних. Этот вид информации содержится в концепциях, планах, различного рода аналитических справках, отчетах об оперативной обстановке и тенденциях в изменении состояния ее элементов.

Под оперативной информацией, используемой органами внутренних дел, можно понимать совокупность данных, характеризующих оперативную обстановку [151] за определенный промежуток времени (в динамике развития) и используемых для реализации целей и функций оперативного управления органами внутренних дел. В этом ракурсе оперативная информация будет выступать в качестве основного элемента, образующего базу информационно-аналитической работы[152], сущность которой более подробно рассмотрим в следующей лекции. Более того, использование этого вида информации в полном объеме напрямую связано с оперативным управлением, которое выступает в качестве повседневной деятельности субъектов управления органов внутренних дел. Поэтому целесообразно рассмотреть оперативную информацию, используемую в органах внутренних дел, более подробно.

В этой связи, необходимо отметить, что используемая в оперативно-розыскной деятельности так называемая оперативная информация входит в состав оперативно-управленческой лишь как элемент, характеризующий оперативную обстановку, являясь при этом информацией первого уровня. По своей сущности оперативная информация является социальной. Поэтому в ее основе лежит массовое статистическое наблюдение, охватывающее все разнообразие условий, типов и форм развития изучаемого общественного явления. Оперативно-управленческая информация, с одной стороны, охватывает всю совокупность краткосрочных социальных процессов, проходящих в среде функционирования, с другой же отражает результативность краткосрочных процессов, реализуемых управляемой подсистемой, и ее возможности по их эффективному осуществлению. Оперативная информация должна содержать сведения “об отклонениях по всем показателям, которые... находятся в компетенции соответствующего уровня управления”[153].

В настоящее время аппараты управления органов внутренних дел в своей деятельности используют весьма многочисленную и разнообразную по содержанию оперативную информацию. Проведенный анализ литературы и нормативных документов позволяет определенным образом классифицировать оперативную информацию, используемую в деятельности аппаратов управления. Необходимо отметить, что четкая классификация информации имеет не только теоретическое, но и практическое значение в сфере управленческой деятельности органов внутренних дел. Она позволяет систематизировать информацию, осуществить рациональное распределение ответственности за подготовку, обработку, хранение, передачу того или иного вида информации, определить порядок и режим работы с каждым видом документов (носителей информации), устных сообщений и распоряжений. Таким образом, классификация служит основой совершенствования информационного обеспечения всей системы МВД.

Оперативная информация, используемая органами внутренних дел[154], может быть разделена на следующие виды: государственная и ведомственная оперативная статистическая информация (отчетность) – месячная; внеочередная оперативная информация о чрезвычайных происшествиях и опасных преступлениях; оперативная информация МВД, УВД – ежесуточная, декадная (недельная), месячная. На наш взгляд, подобная классификация оперативной информации, используемой органами внутренних дел, позволяет наиболее полно охарактеризовать все аспекты борьбы с преступностью, правонарушениями, а также деятельность органов внутренних дел. В этой связи подробнее остановимся на данной классификации.

Итак, государственная и ведомственная оперативная информация. Она является отчетной информацией о работе по линиям служб МВД России, состоянии преступности, результатах надзорно-профилактической деятельности органов внутренних дел. Вводится она, как правило, по инициативе тех или иных главков МВД России по актуальным вопросам борьбы с преступностью (приказ МВД РФ № 179 от 26.05.95 г. “Об утверждении форм статистической отчетности”).

Внеочередная оперативная информация о чрезвычайных происшествиях и опасных преступлениях представляется в МВД, УВД, центральный аппарат МВД России в соответствии с приказами МВД России. Своевременный и объективный доклад руководству и службам МВД России об опасных преступлениях, чрезвычайных происшествиях позволяет Министерству осуществить централизованное управление силами и средствами, контроль и оказание практической помощи местным органам внутренних дел избежать дальнейшего обострения обстановки.

Оперативная информация МВД, УВД включает ежесуточные, декадные (недельные) и ежемесячные сведения в пределах установленной МВД отчетности.

Необходимо отметить, что перечни (виды) и объемы рассматриваемой информации в тех или иных МВД, УВД различаются весьма значительно, поскольку это связано со спецификой оперативной обстановки на территории республики, края, области. Вместе с тем, ежесуточная информация, как правило, отражает:

- сведения, дифференцированные по видам преступлений и происшествий, зарегистрированных на подотчетной территории, по отдельным категориям лиц, совершивших преступления (например, ранее судимых, неработающих и т.п.);

- сведения о наличии, расстановке и использовании сил и средств (эти сведения содержат обобщенные данные о количестве дежурных нарядов, постов, патрулей милиции и т.п.);

- сведения о результатах оперативно-служебной деятельности конкретных служб по борьбе с преступностью, обеспечению охраны общественного порядка и безопасности.

Декадная информация неразрывно связана с суточной. Тем не менее, имея в основе данные суточной информации, она носит самостоятельный характер, включая дополнительные, более укрупненные показатели. Декадная информация формируется нарастающим итогом и содержит обычно следующие группы сведений:

- Зарегистрировано преступлений и происшествий; раскрыто и предупреждено преступлений.

- Результаты деятельности органов внутренних дел по линиям служб.

- Фактическое участие сотрудников служб в раскрытие преступлений.

Ежемесячная оперативная информация базируется на всем комплексе данных, предусмотренных государственной и временной оперативной статистической отчетностью, которая была нами рассмотрена. Она характеризует состояние и динамику преступности и иных правонарушений, результаты деятельности служб и подразделений, состояние сил и средств органов внутренних дел и, в основном, обеспечивает решение задач комплексного анализа оперативной обстановки и принятия управленческих решений по реагированию на ее изменения.

К оперативной информации, характеризующей внешнюю среду функционирования органов внутренних дел и поступающей в информационную систему извне, можно отнести следующие ее виды: государственно-политическая; нормативная; экономическая; социально-демографическая; географическая; социально-психологическая; научно-техническая; о состоянии правопорядка; о работе других подразделений силовых структур.

Примечательно, что порядок, формы и объемы оперативной информации, формирующейся в органах внутренних дел, регламентированы достаточно жестко. Передача и обмен этой информацией в соответствии с приказом МВД России № 994 от 6 декабря 1999 г. осуществляется с использованием магнитных носителей, локальных компьютерных сетей и ведомственной магистральной сети передачи данных. Естественно, что при передачи данных должна обеспечиваться защита от несанкционированного доступа.

Рассматривая любой вид информации, используемой в деятельности аппаратов управления органов внутренних дел нельзя не отметить основные требования, предъявляемые к ней. Тем более, что возникающие при формировании этой информации несоответствия данным требованиям могут отрицательно влиять на процесс принятия решения и его выполнения, в ходе реализации возникших или поставленных перед органом (подразделением) внутренних дел задач[155].

Перечень основных требований и соответствующих отрицательных последствий, возникающих в случае несоответствия им, представлен в виде таблицы (Таблица 1).

  Таблица 1.

Основные требования к информации в системе управления органов

внутренних дел.

№ п/п Требования к информации Возможные отрицательные последствия в случае несоответствия информации указанному требованию
1. 2. 3.
1. Своевременность Запаздывание информации затрудняет своевременное принятие управленческого решения, увеличивает степень риска, может принести значительный ущерб
2. Надежность (главными характеристиками надежности являются: достоверность, полнота, объективность) Основное количество ошибочных решений в системе управления ОВД обуславливается недостаточной надежностью получаемой ими информации
3. Логичность и лаконичность, в определенной степени формальность (максимальная смысловая нагрузка при минимальных размерах носителя информации, краткость временного интервала передачи сообщения, соответствие структуры сообщения требованиям системы) При отсутствии или недостаточности этих качеств увеличиваются временные затраты на переработку и усвоение информации, усложняется задача хранения сообщения в памяти субъекта управления
1. 2. 3.
4. Легкость, доступность в восприятии (краткость, наглядность, выразительность) При отсутствии или недостаточности одного из соответствующих свойств субъект управления (руководитель ОВД) затрачивает дополнительные силы и время, обращаясь за разъяснениями к помощникам или в соответствующие инстанции
6. Системность и комплексность Отсутствие данных свойств информации значительно снижает эффективность принятия управленческих решений, особенно в условиях обострения оперативной обстановки и повышении степени неопределенности
7. Соответствие поступаемой информации полномочиям и компетенции субъекта управления Несоблюдение этого требования приводит к возникновению проблемы избыточности либо недостаточности информации с соответствующими отрицательными последствиями плюс дополнительные потери времени субъектов управления

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: