Правовые формы выражения методов управления

Методы управления находят внешнее выражение в опреде­ленных формах. Следовательно, форма есть объективированное выражение сущности метода управления. Так как посредством форм практически реализуются методы управления, то от ис­пользования и совершенства тех или иных форм в значительной мере зависит эффективность применения методов управления, эффективность управленческой деятельности.

Многообразие методов воздействия, используемых в управле­нии, обусловливает существование различных форм их выражения. Эти формы могут быть правовыми и неправовыми. К последним относятся формы, посредством которых выражаются методы него­сударственного, общественного и иного воздействия.

Правовые формы выражения методов управления предусматри­ваются законодательством. Обычно они закрепляются в специальных (общих и индивидуальных) положениях и уставах, регламентирую­щих деятельность субъектов управления (органов, организаций, учреждений, должностных лиц). При этом для решения тех или иных управленческих дел субъекты управления должны использо­вать те формы, которые установлены законодательством специально для использования соответствующих методов воздействия. Несоблю­дение обязательной формы может повлечь ничтожность или оспоримость действий субъекта управления, юридическую ответственность.

Правовые формы выражения методов управления не должны быть тормозом в оптимальном использовании методов воздействия в решении вопросов управления.

К наиболее распространенным правовым формам выражения методов управления относятся: законы (основные и текущие), указы, постановления, положения, уставы, правила, инструкции, решения, распоряжения, приказы, резолюции на докумен­тах, служебные записки и др.

· Законы. Правовыми формами методов государственного управления высшего порядка являются Основные Законы — Конститу­ция Российской Федерации и конституции республик в составе Российской Федерации. Важное место в системе правовых форм выражения методов воздействия занимают конституционные и федеральные законы: законы об органах представительной и испол­нительной власти, органах самоуправления, кодексы и другие законодательные акты.

· Указы. Одной из форм выражения методов управления явля­ются указы Президента Российской Федерации, а также высших должностных лиц республик в составе России. Указы могут быть нормативного и индивидуального характера. К последним отно­сятся, например, указы Президента Российской Федерации о присвоении почетных званий, о награждении орденами и меда­лями Российской Федерации и др.

· Постановления. Эти акты принимаются органами представитель­ной и исполнительной власти, органами государственного управле­ния, иными органами и должностными липами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Поста­новления могут быть нормативными и индивидуальными, а также имеющими общее значение. Так, управленческие решения Прави­тельства Российской Федерации, носящие нормативный характер или имеющие общее значение, издаются в форме постановлений.

· Положения. Они утверждаются полномочными органами го­сударства. Положения могут быть общими (типовыми) и индиви­дуальными. В положении определяется правовой статус органа и организации или регламентируется порядок осуществления определенных действий в сфере управления.

· Уставы. В уставах, утверждаемых соответствующими государст­венными органами, содержатся правила (свод правил), регулирую­щие определенную деятельность, осуществляемую системой органов и подразделений (например, Устав патрульно-постовой службы милиции), или определяется правовой статус учреждения, органи­зации, либо регламентируется дисциплинарная ответственность работников ряда отраслей управления (транспорт и др.).

· Правила. В правилах, утверждаемых государственными орга­нами, содержатся нормы, определяющие порядок, процедуру совер­шения определенных действий в сфере управления. Например, в Правилах дорожного движения Российской Федерации установлен единый порядок движения на всей территории России.

· Инструкции. В инструкциях, которые утверждаются государ­ственными органами, содержатся руководящие указания, прави­ла, свод правил для выполнения определенных действий или служебных обязанностей. Инструкции могут регламентировать как деятельность органов, так и должностных лиц.

· Решения. Компетентные государственные органы, админист­рация субъектов Федерации, органы местного самоуправления и другие издают решения. Эти решения могут быть нормативными, общего значения и индивидуальными. Особое место в системе решений занимают решения, которые предусматривают админи­стративную ответственность за нарушение содержащихся в них запретов, предписаний и других правил поведения.

· Распоряжения. В них выражаются методы управления, направ­ленные на разрешение оперативных и текущих вопросов управле­ния. Распоряжения как правовые акты издаются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, высшими должностными лицами субъектов Федерации, админист­рацией органов местного самоуправления и др. Распоряжения, как правило, носят индивидуальный характер.

· Приказы. Наиболее распространенной правовой формой выра­жения методов непосредственного воздействия субъекта управле­ния на объект управления являются приказы. Они издаются руководителями государственных органов, предприятий, учрежде­ний и организаций, а также иными уполномоченными на то должностными лицами. По своим юридическим свойствам приказы могут быть нормативными, общего значения и индивидуальными.

К правовым формам выражения методов управления отно­сятся акты управления, издаваемые (фиксируемые) в виде резо­люций на документах, предписывающих объекту управления выполнить конкретное задание или разрешающих управляемому совершение определенных действий, а также акты управления в виде служебных записок.

Методы воздействия выражаются также в устанавливаемых компетентными органами плановых заданиях, стандартах, нормативах. Экономические методы управляющего воздействия могут, кроме того, выражаться в гражданско-правовых, хозяйственных договорах, предусматривающих применение санкций за невыполнение условий договора.

Методы воздействия находят свое выражение в актах органов дознания и следствия (постановлениях и др.), судебных актах (приговорах, решениях, постановлениях, определениях), актах прокуратуры {протестах, представлениях, постановлениях и др.).

Правовые формы выражения методов управления в органах внутренних дел. Наиболее распространенной формой выражения методов управления, применяемых субъектами управления в органах внутренних дел (руководителями органов, служб, аппа­ратов, подразделений, предприятий, учреждений и иных коллек­тивов и групп сотрудников), являются приказы.

МВД России, МВД, ГУВД, УВД, а также иные уполномочен­ные на то органы внутренних дел утверждают (приказами) инс­трукции, уставы, положения. Совещательные органы коллегии МВД России, МВД республик в составе Российской Федерации, УВД (ГУВД) краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга принимают реше­ния, которые, как правило, проводятся в жизнь приказами соответствующего органа внутренних дел, а также принимают обращения.

В процессе текущего, оперативного управления субъекты управления в органах внутренних дел выражают свою волю (решения, предписания) в виде резолюций на документах, слу­жебных записок и в иных формах[134].

Тема 4. Система информации и информационное обеспечение управления в органах внутренних дел.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: