double arrow

Понятие, задачи и основные принципы организации информационного обеспечения управления в органах внутренних дел

Проведенный автором анализ литературы свидетельствует об отсутствии четкого, отражающего сущность рассматриваемого явления понятия организации информационного обеспечения управления органами внутренних дел. Встречающиеся в нормативных документах и работах отдельных авторов термины: “организация информационного обеспечения планирования”, “организация информационного обеспечения штабных подразделений”, “организация информационного обеспечения руководителей УВД” и т.д. подразумевают какую-то определенную деятельность, но не раскрывают ее сущность. Это зачастую порождает неоднозначность толкования, а как следствие, и неправильное выполнение поставленных задач.

В связи с этим постараемся подробнее рассмотреть понятие “организация информационного обеспечения” применительно к управлению органами внутренних дел.

Как известно, в общей теории управления функция выступает как форма, способ проявления зависимости между различными социальными процессами в рамках данной общественной системы. Функции управления - это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности. Поэтому, организация как и любая управленческая функция имеет свое содержание, структуру и процесс реализации. Организационная деятельность аппарата управления органа внутренних дел включает комплекс мер, “осуществляемых в рамках выполнения управленческих задач и направленных на обеспечение необходимой эффективности оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности подчиненных органов, служб и подразделений”[167].

Рассматривая организацию информационного обеспечения органов внутренних дел, нельзя не остановиться на анализе понятия “информационное обеспечение ”. В Толковом терминологическом словаре под информационным обеспечением понимается “получение, накопление, обработка и реализация вновь поступивших информационных данных, необходимых для решения каких-либо задач”[168]. Интересным представляется тот факт, что, применительно к управлению, информационное обеспечение также как и организация является функцией. Но если организация является функцией организационно - регулирующей, то информационное обеспечение - функцией обеспечивающей[169].

С учетом сказанного, под организацией информационного обеспечения в самом общем виде можно понимать организационно - регулирующую функцию управления, обеспечивающую деятельность органов внутренних дел по сбору, обработке, хранению, передаче и отображению информации. Поскольку названные информационные процессы реализуются информационными системами, то организация информационного обеспечения, в данном случае, выступает в качестве совокупности целенаправленных, логически взаимосвязанных усилий аппаратов управления по созданию, эксплуатации и совершенствованию информационных систем. Таким образом, применительно к управлению в органах внутренних дел под организацией информационного обеспечения, понимается целенаправленная деятельность аппаратов управления по реализации процесса создания, функционирования и совершенствования информационных систем.

Как управленческая функция, организация информационного обеспечения управления органами внутренних дел имеет ряд особенностей:

Во-первых, носит целесообразный характер и осуществляется в рамках внутренней ее организации (структуры); изменения последней ведут и к изменению в функциях как компонентов, так и системы в целом.

Во-вторых, имеет относительную самостоятельность по отношению к системе в целом.

В-третьих, носит координационный характер, позволяющий согласовывать функции компонентов системы по горизонтали (например, организация обмена информацией между различными службами органа внутренних дел).

В-четвертых, соотносится в субординационной зависимости, когда ее согласование идет по вертикали (подчиненность нижестоящих компонентов вышестоящим и системе в целом).

Как и любая деятельность, организация информационного обеспечения управления органами внутренних дел характеризуется целями, предметом, средствами, результатами труда, а также методами, принципами и организационными формами.

Задачами организации информационного обеспечения, в данном случае, являются проектирование, создание, обеспечение функционирования и совершенствования информационных систем[170].

Предметом организации информационного обеспечения органов внутренних дел является информация как стратегическая,так и оперативная, а также связанные с ней информационные процессы. Данный факт очевиден в силу того, что управленческий труд - это труд умственный, а, как известно, последний главным образом связан с процессами получения, передачи и обработки информации.

Диапазон средств рассматриваемого вида деятельности очень широк - это различные методические, аппаратно-программные и технические средства, предназначенные для работы с информацией. В этой связи хотелось бы отметить и человека, поскольку его память, знания и способности порой в значительной степени могут превосходить технические средства.

Отметим, что методы организации информационного обеспечения органов внутренних дел достаточно различны, но в последнее время более тяготеют к использованию современных информационных технологий. Под ними понимается “заданная последовательность процессов сбора, ввода, передачи, хранения, упорядочения, сортировки, переработки, преобразования, выдачи (отображения) и распределения информации, производимых в автоматизированных системах на основе использования ресурсов программно - аппаратных средств вычислительной и микропроцессорной техники, системы передачи данных, выбираемых пользователем при реализации в своей деятельности конкретных прикладных задач или функций”[171].

В этой связи выделим основные принципы организации информационного обеспечения применительно к управленческой деятельности органов внутренних дел. К ним, относятся: адекватность, надежность, единство, преемственность, системность, эффективность, рациональность, комфортность, новизна.

Адекватность представляет собой строгое соответствие задачам и функциям субъекта управления. Соблюдение этого принципа необходимо уже на начальных этапах организации информационного обеспечения.

Надежность информационного обеспечения предполагает четкую организацию информационных процессов, надежность используемых технических средств, а также достоверность информации. Этот принцип предполагает также обеспечение нормального функционирования систем информационного обеспечения в сложных условиях оперативной обстановки, в особых условиях, когда к информации предъявляются самые жесткие требования.

Единство заключается в возможности технической, технологической, организационно - методической и информационной совместимости информационных систем органов внутренних дел различных уровней управления. Реализация этого принципа должна обеспечивать также и возможность взаимодействия с информационными системами других правоохранительных органов, государственных и общественных организаций. Это достигается использованием единых унифицированных форматов обмена данными и применением типовых проектных решений по реализации отдельных компонентов информационных систем.

Преемственность представляет собой принцип, заключающийся в разумном использовании имеющегося опыта информационной работы и накопленных массивов информации при создании новых информационных систем и технологий, а также при усовершенствовании отдельных компонентов.

Системность предполагает обеспечение комплексной проработки широкого спектра различных вопросов по организации информационного обеспечения с последующим объединением их в единую систему, т.е. рассмотрение явлений во взаимосвязи.

Эффективность представляет собой принцип, ориентирующий создателей информационного обеспечения на достижение положительных результатов при использовании конкретных информационных процессов, а как цель - оптимальности процесса управления.

Рациональность заключается в достижении требуемой эффективности и надежности при минимальных затратах материальных, технических и людских ресурсов.

Комфортность - обеспечение простоты восприятия информации, наглядность ее представления, коммуникативность.

Новизна является принципом, требующим применения современных информационных технологий при проектировании, создании, организации функционирования и эксплуатации информационных систем. Соблюдение этого принципа служит одной из гарантий процесса совершенствования информационного обеспечения управления органами внутренних дел[172].

Рассматривая организацию информационного обеспечения как функцию управления, нельзя не остановиться на ее содержании, которое предполагает целый комплекс мер и действий служб, подразделений, а также руководителей аппаратов управления органов внутренних дел[173]. Эти действия направлены на создание, обеспечение функционирования, развития и совершенствования информационной системы.

Принятое аппаратом управления органа внутренних дел решение об организации информационного обеспечения управления, в общем плане должно определять:

- информационные потребности[174], виды, содержание и объем необходимой информации;

- подразделения, органы, организации, располагающие такой информацией и призванные выдавать ее соответствующим руководителям органа (подразделения) внутренних дел;

- потребителей информации;

- потоки информации, каналы связи, периодичность и формы ее представления;

- организационные, методические аппаратно-программные и технические средства сбора, систематизации, хранения, переработки и выдачи информации;

- способы контроля за состоянием информационного обслуживания и методического руководства этой деятельностью;

- порядок и тематику служебной и иной профессиональной подготовки работников, осуществляющих информационно-аналитическую деятельность;

- вопросы нормативного регулирования информационной деятельности и взаимодействия информационных и иных служб органа внутренних дел и т.д.

Информационное обеспечение управления аппаратов органов внутренних дел имеет строго ограниченный круг потребителей. Это в первую очередь руководители органов внутренних дел, их заместители, начальники ведущих служб. Установление заранее точного круга лиц имеет большое значение, так как наряду с поступающей в адрес руководителей и целенаправленно удовлетворяющей их потребности информацией, в большинстве своем информация сосредоточена в различных нормативных актах, статистических материалах, иных источниках. Поиск информации и ее переработка связаны с определенными затратами времени и ресурсов, поэтому выявление в этих условиях, кто является потребителем информации - вопрос не праздный. Должностное положение, вертикальный и горизонтальный уровень, круг решаемых задач, компетенция определяют и содержание информационного обеспечения.

Организация информационного обеспечения управления должна основываться на изучении информационных потребностей руководителей. Объективной основой для их определения является анализ функциональных обязанностей руководителей аппарата управления, а точнее содержания деятельности соответствующих руководителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: