Внутренних дел

Существующее информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел сформировалось на основе их организационно-структурного построения, отражающего существующее административно - территориальное деление Российской Федерации. В соответствии с этим можно выделить три уровня управления органами внутренних дел: МВД РФ -МВД, ГУВД, УВД, УВДТ субъектов РФ - горрайлинорганы.

Среди организационных форм информационного обеспечения управления и всей деятельности органов внутренних дел особое место занимают информационные центры - основная специализированная служба. Их возникновение и дальнейшее развитие представляют собой закономерное явление для системы органов внутренних дел. Это обусловлено тем, что информационные процессы, протекающие в рассматриваемой системе, отражая возрастающий динамизм общественной жизни, постоянно усложняются. Работа с информацией все больше превращается в самостоятельную, относительно обособленную, основанную на специальных знаниях, приемах и методах функцию, требующую соответствующего организационного обеспечения. За истекшие десятилетия информационная служба постоянно совершенствовалась и в настоящее время охватывает все уровни системы органов внутренних дел[177].

Информационные центры, функционирующие на уровне МВД, УВД, проводят работы по методическому руководству и контролю за деятельностью органов и учреждений внутренних дел по вопросам, отнесенным Приказом МВД РФ № 235 от 20 июля 1992 года к компетенции информационных центров[178].

Среди субъектов информационного обеспечения управления органами внутренних дел особое место занимает штаб. Штабные подразделения являются органами межотраслевого управления, в то время как информационные центры представляют собой исполнительное звено, реализующее функции ресурсного (информационного) обеспечения. В этой связи они не только создают новую информацию (в форме проектов приказов, планов, программ и т.д.), но и активно формируют и совершенствуют всю систему информации. В процессе своей деятельности штабные подразделения получают из информационных центров и отраслевых служб информацию, уже прошедшую первичную обработку (обобщение, группировку, расчеты уровней, динамики, средних величин, и т.д.). Указанные данные тем самым превращаются в материал для будущего анализа требуемых аспектов. Помимо сведений, циркулирующих по внутренним каналам, в штабные подразделения поступает информация, возникающая вне системы органов внутренних дел. Она характеризует как среду их функционирования, так и отдельные стороны состояния правопорядка, результаты деятельности органов МВД, УВД (обобщение выступлений средств массовой информации, письма, жалобы граждан и т.п.).

Вся поступающая из разных источников в штабные подразделения информация подвергается комплексному анализу и оценке, на основе которых формулируются выводы и разрабатываются проекты конкретных управленческих решений. В настоящее время деятельность штабных подразделений регламентируется Временным наставлением по службе штабов[179].

В структуру штаба МВД, УВД также включается справочно-информационный фонд, осуществляющий комплектование, регистрацию, обработку, хранение литературы и документов, справочно-информационное обеспечение деятельности служб и подразделений аппарата МВД, УВД, а также пропаганду материалов фонда.

Справочно-информационный фонд состоит из первичных документов и справочно-поискового аппарата к нему. Фонд первичных документов представляет собой упорядоченную совокупность как специальных публикаций (научной и учебной литературы, методических разработок, рекомендаций, информационных писем, обзоров), подготавливаемых и выпускаемых научно-исследовательскими учреждениями и учебными заведениями МВД РФ, аппаратами МВД, УВД, так и других нормативных, справочных изданий, периодики и т.п. Являясь одной из организационных форм, справочно-информационный фонд должен обеспечивать надлежащее функционирование подсистем научно-технической информации органов внутренних дел[180].

Необходимо отметить, что значение справочно-информационных фондов в деятельности органов внутренних дел достаточно велико, поскольку они являются хранилищем огромного объема информации. Но, к сожалению, используемые в настоящее время справочно-информационными фондами технологии хранения и выдачи информации оставляют желать лучшего. Затрачиваемое время на поиск необходимых документов велико, да и сами документы после многократного использования в силу свойств бумажного носителя информации теряют вид, рвутся, изнашиваются. В этой связи, на наш взгляд, целесообразно использование современных информационных технологий с соответствующим аппаратно-программным обеспечением и переносом всей хранящейся информации с бумажных носителей на электронные (дискеты, память ЭВМ и т.п.). Это в значительной мере повысит эффективность работы справочно-информационных фондов.

Большой объем функций по информационному обеспечению управления органами внутренних дел выполняют дежурные части [181]. Именно они собирают и концентрируют всю информацию об оперативной обстановке за дежурные сутки; готовят и направляют в вышестоящие органы оперативную информацию о чрезвычайных происшествиях, опасных преступлениях и принятых по ним мерах; передают по находящимся в их ведении каналам связи управляющие распоряжения в подчиненные органы и подразделения. Опрос руководящих сотрудников МВД и УВД различных регионов страны показал, что для 80% опрашиваемых дежурные части являются наиболее существенным источником оперативной информации, на которой строится их работа. Таким образом, дежурные части являются важнейшим звеном общей системы информационного обеспечения управления, функционирующей в органах внутренних дел.

Субъектами информационной работы органов МВД, УВД выступают также и секретариаты. Они осуществляют анализ и обобщение данных документооборота, состояния режима секретности, рассмотрения писем и обращений граждан, составление статистической отчетности.

В настоящее время в органах внутренних дел создана и функционирует пресс-служба, обеспечивающая согласованное управление единым информационным процессом взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации и общественностью. Она является одной из организационных форм информационного обеспечения управленческой деятельности. Приказом МВД РФ № 479 от 28 декабря 1992 г. “Об организации работы пресс-службы ОВД” объявлены Положение о ней, организационная структура, Перечень информационных материалов, предоставляемых пресс-службами органов внутренних дел ЦОС МВД РФ, и другие документы.

В условиях внедрения в управленческую деятельность аппаратов МВД, УВД современных информационных технологий существенно повышается роль подразделений связи (отделов, отделений, групп). В частности, они проводят техническую политику по совершенствованию и развитию системы связи в органах внутренних дел республики, края, области, организуют обеспечение органов и подразделений средствами связи, проводят работу по противодействию иностранным техническим разведкам, недопущению несанкционированного доступа к аппаратуре и сооружениям связи и т.д.

В информационном обеспечении управленческой деятельности участвуют вторые подразделения МВД, УВД. Основная их задача сводится к шифровке и дешифровке той или иной информации и передаче ее по каналам связи.

В информационном обеспечении МВД, УВД используются и другие организационные формы, например, целевые аналитические группы для сбора оперативной информации по тем или иным вопросам, оперативного анализа управленческих ситуаций, разработки прогнозов и сценариев развития оперативной обстановки и т.д. Важной организационной формой получения информации являются брифинги органов внутренних дел для журналистов, творческой интеллигенции, представителей различных партий и организаций. Заслуживает внимания накопленный опыт органов внутренних дел по созданию кабинетов оперативного управления МВД, УВД.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: