Проблема строения культуры

В построении этого раздела мы будем опираться на концепцию строения культуры М. С. Кагана, доктора философских наук, профессора Санкт-Петербургского университета, вице-президента Академии гуманитарных наук.

Культура и человеческая деятельность. М.С. Каган начинает рассматривать строение культуры с определения статуса культуры в структуре бытия, выделяя такие формы бытия, как природа, непосредственная, стихийно сложившаяся форма существования материи; общество людей, где бытие переходит от естественной, спонтанной формы существования биологической системы к иному типу функционирования и развития, который определяется тем, что общественные отношения не задаются биологически и поэтому не транслируются генетически; человек, синтезирующий в своем реальном существовании и поведении природные и общественнные закономерности, являясь воплощенным единством природы и общества.

Поскольку человек связывает в одно неделимое целое природу и общество, он становится центральным «звеном» в цепи основных форм бытия: природа – человек – общество. Если понятие «природа» обозначает весь материальный мир в его конкретном существовании, а понятие «общество» – и социальную систему как таковую и ее конкретные пространственно-временные модификации (первобытное общество, феодальное общество и т. п.), то «человек» – это обозначение и рода (человеческий род – Homo sapiens), и социально-исторического, и расово-этнического типа (античный человек, белый человек и т. п.), и индивидуального бытия отдельного человека. Так биологическое существованиечеловека становится одновременно социальным благодаря неизвестному природе виду активности — человеческой деятельности. В результате деятельность человека порождает новую, четвертую, форму бытия – культуру.

По мнению М.С. Кагана, культура предстает перед нами как такая форма бытия, которая образуется человеческой деятельностью и охватывает:

а) качества самого человека как субъекта деятельности – качества сверхприродные, т. е. такие, которые, опираясь на данные человеку от природы возможности, формируются в ходе становления человечества и воссоздаются каждый раз вновь и вновь в ходе развития индивида;

б) способы деятельности, которые присущи человеку от рождения, но которые им изобретаются, совершенствуются и передаются из поколения в поколение благодаря обучению, образованию, воспитанию;

в) многообразие предметов – материальных, духовных, художественных, – в которых о предмечиваются процессы деятельности, которые становятся «второй природой», творимой из материалов «первой», подлинной природы, для того чтобы удовлетворять сверхприродные, специфические человеческие потребности и служить передатчиком этого человеческого начала другим людям;

г) вторичные способы деятельности, служащие уже не опредмечиванию, а распространению тех человеческих качеств, которые хранятся в предметном бытии культуры;

д) вновь человека, вторая роль которого в культуре обусловливается тем, что в процессе распредмечивания он растет, меняется, обогащается, развивается, – становится продуктом культуры; человек, творимый культурой, становится и ее творцом;

е) связь процессов опредмечивания и распредмечивания с общением участвующих в них людей как особым аспектом человеческой деятельности и феноменом культуры; общение людей, как и предметная деятельность, является формой деятельного, целенаправленного, свободно избираемого способа реализации потребностей человека в человеке как субъекта в субъекте и тем самым отличается от коммуникации как способа передачи субъектом объекту (преемнику, получателю, адресату) определенной информации.

История человечества есть постоянное изменение, расширение, обогащение способов и средств деятельности. Культуре присуще такое деятельное качество, как творчество – сила, обусловливающая ее постоянное обновление и рождающая диалектическое отношение «традиция / инновация» как закон существования культуры. Культура является проекцией человеческой деятельности как целенаправленной активности субъекта.

Субъект деятельности может быть индивидуальным, групповым и родовым (человечество в целом), поэтому культура обретает три масштаба исследования:

1) культура человечества;

2) культура социальной группы, от макрогрупп типа этносов, наций, классов, сословий, профессиональных групп до микрогрупп типа семьи, производственного или дружеского коллектива;

3) культура личности как единичное проявление вариативного особенного и инвариантного общего.

Деятельность человека, созидающего культуру, имеет три общие цели, достижение которых и породило саму культуру в процессе антропогенеза:

удовлетворение потребностей реального бытия человека – и витальных, и внебиологических, социальных по их происхождению и смыслу, новыми, неизвестными предкам человека способами;

передача определенного опыта внебиологическими средствами, поскольку биогенетические механизмы не способны сохранять и транслировать прижизненно добываемый опыт;

сближение человека с человеком в расширяющихся пределах объединяющих их коллективов, от родоплеменного через нации, сословия, религиозные и политические общности к человечеству как единому целому.

Достижение данных целей привело к расслоению деятельности человека на следующие виды:

предметную деятельность, способную и опредмечиваться в своих продуктах, и распредмечивать их, извлекая заключенную в них информацию;

деятельность общения, не создающую никаких предметов и способную выходить далеко за пределы обслуживания предметной деятельности, становясь игровой, самоцельной в широком смысле этого слова;

— синкретически-синтетическую художественную деятельность, в которой первые две формы человеческой активности оказываются слитыми воедино во имя осуществления иллюзорно-художественного общения.

Таким образом, люди как субъекты деятельности оказываются вовлеченными в некий сложный многоуровневый деятельностный процесс, в котором каждое его звено функционирует особым образом. Так как связь человека и культуры осуществляется через его деятельность, то строение культуры должно так или иначе отражать структуру этой деятельности. Философия рассматривает деятельность через специфическую систему категорий: субъектно-объектно-субъектные отношения. Полнота отношений в данной системе определяется связью субъекта с объектом и с другими субъектами; первый тип связи именуется предметной деятельностью, второй – деятельностью общения. И тот и другой тип деятельности предстает перед нами и в материальных формах, как практическое созидание вещей и практическое общение людей в этом процессе, и в духовных формах, как порождение идей, представлений, мыслей и как диалогические контакты человека с человеком, и в формах практически-духовных, соединяющих материальное созидание с духовным осмыслением реальности, как это происходит в художественном освоении мира[79].

Строение культуры: материальная и духовная культура. Итак, культура – сверхсложная система, исторически образовавшаяся и исторически изменяющаяся многосторонняя целостность. Структура культуры– это совокупность базисных элементов или форм культуры, включённых в общую систему устойчивых взаимосвязей друг с другом. Если следовать наиболее распространённой модели культуры, то в структуре культуры традиционно выделяют материальную и духовную формы существования.

Материальная культура возникает в процессе освоения человеком предметного мира и включает совокупность материальных ценностей. Созданные людьми предметы материальной культуры, с одной стороны, удовлетворяют их практические потребности, а с другой – выступают средствами закрепления, хранения и передачи социально значимой информации.

Строение материальной культуры (М.С. Каган):

1) техническая культура (появляющаяся в процессе преобразования человеком природной материи). Эта сфера материальной культуры – техническая деятельность, направленная человеком не на самого себя, а вовне и имеющая своей целью создание вещей так называемой «второй природы», преобразование экологической ниши, которую человек выгородил себе в окружающей его безбрежной природе. Предметом материальной культуры становятся вещи, которые, независимо от размеров вложенной в их создание духовной энергии, предназначены для материального же функционирования как орудия труда, машины, бытовая утварь, оружие, медицинские инструменты и т. п.

2) физическая культура (способы преобразования человеческого тела). Эта сфера охватывает спортивные, медицинские и игровые воздействия на человеческое тело, которые изменяют его естественные, природные, анатомо-физиологические параметры, придавая ему новые, искусственные, творимые самим человеком, сверхприродные качества.

3) социально - организационная культура (как форма опредмеченного бытия общественных отношений). Социально-организационная форма материальной культуры (в отечественной литературе ее обычно называют «политической») обеспечивает ей полное осуществление возможностей «окультуривания» бытия человечества, неизвестного природе. В процессе социально-организационной деятельности людей создаются самостоятельно существующие учреждения, институты, предприятия; более того, их самостоятельное существование не только реализует отчужденность этих институтов от их создателей, но и возможность властвовать над теми, кто их создал. Культура оформляет здесь социальную материю – реальные, складывающиеся независимо от сознания и желания каждого конкретного лица общественные отношения: экономические, политические, юридические; поэтому все социальные институты – от семьи до государства – принадлежат одновременно, только разными своими сторонами (содержательной и формальной), и обществу, и культуре. Общественные организации разрушаются, уничтожаются, заменяются новыми в результате революционных взрывов, доказывающих недолговечность всего материального.

Почему материальная деятельность исчерпывается в культуре тремя способами опредмечивания? Потому, что она соотносится с тремя исходными для нее формами бытия – с природой, обществом и человеком: так, из материалов природы культура создает технические конструкты – вещи; из материальной основы человеческого бытия – физические конструкты, тела людей; из материала общественных отношений – социальные конструкты, организации.

Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

М. С. Каган выделяет еще один компонент материальной культуры – т. н. «материальное общение».Оно подобно выделенному в духовной культуре межсубъектному взаимодействию, однако осуществляется практически, а не духовно. Речь идет о тех формах коллективной практики — в труде, военном деле, спортивных играх, – участники которых выступают как равно свободные и равно активные субъекты общей деятельности[80].

Духовная культура. Духовная культура – система способов и результатов духовного освоения мира. Духовная культура – это процессы, состояния и результаты творческой деятельности человека, объективированные в духовных ценностях. Сохраняясь, совершенствуясь и свободно перемещаясь в социальном пространстве и историческом времени, ценности духовной культуры программируют, регулируют и стимулируют систему социальной жизнедеятельности, позволяют человеку строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире. Системный взгляд на культуру позволяет видеть в ней сложное взаимодействие материальной и духовной составляющих.

Как отмечает М.С. Каган, духовная культура далеко не однородна по своему субстрату: ее содержание определяется строением духовной деятельности человека, которая, как показал ее системный анализ, охватывает три способа освоения субъектом объективной реальности, необходимые и достаточные для обеспечения его, человека, подлинно и полноценно человеческого бытия, – познание, ценностное осмысление и идеальное преобразование реальности (проектирование желаемого) и межсубъектное духовное взаимодействие людей – их общение.

С появлением человека в ходе развития жизни на Земле образовавшееся у животных и отличавшее их от растений расслоение «физическое / психическое» оказалось дополненным новой, дотоле неизвестной бытию дихотомией «материальное / духовное». Значение духовного фактора в человеческой жизни стало таким мощным, что сразу же было осознано им в анимистических представлениях о «духах», населяющих мир и определяющих судьбу человека извне и изнутри. Отсюда произросло религиозно-мистическое сознание, в котором духовность самого человека была отделена от него и обожествлена, осмыслена им как отчужденный от него Дух, сотворивший его, управляющий его поведением при жизни и приобщающий его к себе после смерти.

Отделение способов опредмечивания плодов духовной активности человека от его материально-практических действий было длительным историческим процессом, т. к. вначале духовное производство было непосредственно вплетено в материальную практику и от нее неотделимо; в дальнейшем духовное производство отслоилось от материального и противопоставило ему себя как самостоятельный институциализированный и профессионализированный способ опредмечивания плодов психической деятельности. Так возникло, а впоследствии стало широко распространенным, расчленение культуры на «материальную» и «духовную».

Правда, деление это не раз вызывало возражения философов, основанные на справедливом утверждении неразрывности материального и духовного во всех действиях человека; однако реальная их связь не позволяет игнорировать сущностное, качественное их различие. Суть их различия состоит в том, что материальность есть способ самостоятельного существования и функционирования как природных, так и рукотворных предметов, отделившихся от их создателей, даже если в них опредмечено некое духовное содержание – мысль, чувство, устремление, идеальное представлене. Тот или иной способ материализации духа – физически-телесный, вещественно-технический или социально-организационный – нужен для того, чтобы духовное, выйдя за пределы породившей его психики человека, сохранилось и стало достоянием человечества. Поэтому материальные средства опредмечивания духовного содержания становятся знаками, тем самым утрачивая своё чисто материальное бытие и функционирование. Так духовная культура обретает семиотический аспект, в рамках которого языки, выражающие, хранящие и транслирующие культуру выступают как определенные знаки, несущие значения.

М. С. Каган рассматривает строение духовной культуры под тем же углом зрения, что и материальную культуру, подчеркивая, что оно зависит от духовного освоения тех же трех сфер бытия – природы, общества и человека. Кроме того, духовное освоение мира осуществляется и на уровне обыденного сознания, и на уровне специализированном, как правило, профессионализированном и институционализированном. Отсюда следует, что структура духовной культуры несравненно сложнее, чем строение материальной культуры, она обусловлена и предметом освоения, и его способом, и различием его уровней. Результатом «познавательной деятельности человека является знание, продуктом ценностно-ориентационной деятельности – ценность, итогом духовно-преобразовательной деятельности – проект »[81].

1) Выработка знаний, первой составной части духовной культуры, обладание знаниями, хранение и передача знаний – одно из великих «изобретений» культуры, отсутствующих у животных. Их информационный потенциал, почти полностью врожденный и генетически транслируемый из поколения в поколение, не является знанием в точном смысле этого слова.

Самоопределение познания произошло на сравнительно высокой ступени развития культуры. В первобытном обществе познавательная деятельность была синкретически слита с другими формами духовной активности людей – ценностно-осмысляющей и преобразовательно-проектирующей – и вместе с ними вплетена в материальную практику. Поскольку синкретическое сознание первобытного человека формировалось на трех разных уровнях духовной жизни, его познавательная компонента выражалась в трех различных формах:

а) как практическое познание, органически включенное во все виды практики и формируемое в повседневном общении людей;

б) как мифологическое познание, проявлявшееся в присущей мифу познавательной установке;

в) как игровое познание, оказавшееся с самого начала истории культуры необходимым компонентом детской игры, а затем и игр взрослых. Только с помощью игры можно было «подключить» детей к опыту взрослых, но тем самым в этой своеобразной детской практике добывались знания о деятельности и поведении взрослых, человеческих взаимоотношениях, нормах социальной жизни и знание ребенком самого себя, своего характера, интересов, психологии.

В античной культуре была осознана и реализована потребность превращения познавательной деятельности в особую отрасль духовного производства, цель которой – продуцировать, сохранять и транслировать знания о том, что реально существует (или кажется на данном этапе истории культуры реально существующим). Поскольку реальность имеет уровни единичного, особенного и общего, постольку и ее специализированное познание вылилось, во-первых, в форму логографии, целью которой является описание того, что было, т. е. единичного; во-вторых, в форму частных наук – физики, медицины, этики, риторики, которые исследовали закономерности различных областей природного и социального бытия; в третьих, наук об общих законах, качественных и количественных – философии и математики.

2)Исторически первоначальные формы ценностной связи человека с миром и с другими людьми складывались, аналогично познавательной деятельности, в практическом, мифологическом и игровом сознании. В практическом обыденном сознании формировались ростки нерасчлененного нравственно-религиозно-эстетически ценностного отношения, непосредственно регулировавшие все действия первобытного человека в его повседневной жизни, поскольку они приобретали уже не инстинктивный, а осознаваемый характер.

Цивилизация обозначает новый этап в развитии культуры, характеризующийся распадом мифологического сознания и формированием новых способов воплощения и трансляции ценностей с помощью религии,философии, искусства. Все они создали свои системы ценностей.

В эпоху цивилизации возникает «идеология» как культурное образование. Становление государства и иных политических институтов потребовало их теоретического осмысления в политической идеологии; необходимость в правовых средствах укрепления социальной целостности и стабильности привела к теоретически их обосновывающей юридической идеологии; осознание специфичности нравственной, эстетической, религиозной сфер вело к выработке соответствующих форм идеологии – этики, эстетики, теологии. Выработка идеологии стала особой отраслью духовного производства, основной целью которого и является теоретическое обоснование, формулирование, защита и распространение определенной системы ценностей, а тем самым и борьба с противостоящими ей враждебными системами[82].

В аксиологическом контексте культуру можно рассмотреть как совокупность духовных ценностей, идеальных представлений об истине, справедливости, добре, человечности, красоте, о миропорядке в целом. «Вечные» ценности культуры служат ориентиром для человека и человечества. Система духовных ценностей – ядро культуры, формирующее качественную определенность и своеобразие как любого конкретно-исторического типа культуры, так и культуры личности. В то же время очевидно, что множество реалий повседневной человеческой жизни имеют совершенно конкретный, материальный характер. Важнейшая сторона культуры – предметный мир, способ воплощения в реалиях быта, в мире вещей, в материальной форме богатства и разнообразия ценностей культуры.

Духовность, духовно-ценностное начало – доминанта культуры. Представление о «духе», выражающее наличие в мире сверхчувственного, мистического, бестелесного было уже у первобытного человека. Э. Тайлор обозначает в своей книге «Первобытная культура» веру в наличие духа, души у человека животных, растений, предметов понятием «анимизм». Развитие представлений о духовности связано прежде всего с возникновением религиозно-мифологических систем. Христианство считает источником духовности Бога. Длительная культурно-историческая традиция прочно связала представление о духовности с религией. Но уже в эпоху Возрождения появился принцип гуманизма, который связал представление о духовной культуре с величием воли и разума самого человека. Человек-деятель, человек-творец способен к величайшим свершениям. Доминантой представлений о духовности в культуре Нового времени становится вера в разум, познающий, проникающий своим умом в тайны мироздания человек открывает новую грань духовности.

Представление о феномене духовности соединяет разум, веру, и волю. Разум, поднимающийся к высотам философской рефлексии, разум как абсолют соединяется с наличием нравственных абсолютов. Разум, связанный с направленностью на постижение существенного и общечеловеческого, предстает как мудрость, как обогащение разума жизненным опытом, напряженными исканиями смысла. Вера укореняет человека в бытии, наполняет позитивными смыслами существование личности в мире хаоса и безрассудства. Воля человека поднимает его над повседневностью, наполняет жизнь сосредоточенностью духовных исканий, выводит за рамки практицизма. Сила духа – стержень определенности и самодостаточности, дающий ощущение стойкости, незыблемости, непререкаемости духовных ориентиров вопреки утилитарному прагматизму и вне его. Горизонт духовности можно представить опираясь на две известные триады: истина – добро – красота и вера – надежда – любовь. В целом можно сказать, что духовность – это целостная установка культуры, выводящая человека за пределы чисто утилитарных потребностей, связанная с его сущностными силами, требующими реализации и направленными на определенные ценностные ориентиры.

3) Третьей составной частью духовной культуры является проектная деятельность, которая также реализуется в трех формах: проектная активность обыденного сознания, детского игрового (эти формы проектной деятельности сохраняются на протяжении всей ее истории) и мифологии. Проекты действий, формирующиеся в практическом сознании индивида, были предельно конкретны, поэтому они не могли удовлетворить рождавшуюся в культуре потребность в обобщенных представлениях бытия. Миф и стал такой моделью бытия в целом, фантастическим удвоением мира, взятого в его устойчивых, всеобщих, инвариантных чертах и законах.

Развитие культуры потребовало, однако, выработки новых, не связанных с мифологией и выходящих за пределы практического сознания специализированных способов проектирования необходимых человечеству предметов «второй природы» для совершенствования практической деятельности. Проектирование «второй природы» из материала «первой» осуществляется в техническом (инженерном) проектировании мира вещей. Чем дальше заходил научно-технический прогресс, тем более видное место занимало проектирование в культуре, превратившись в конечном счете в профессию конструкторов-инженеров, изобретателей.

Второе направление проектной деятельности – создание моделей общественных явлений. Социальное проектирование существенно отличается от проектирования вещей именно тем, что создает модели особого рода объектов – институционально-организационного характера, начиная с трактатов Платона «Законы», «Государство» и кончая современными преобразованиями способов управления производством, юридической системы, школьного образования[83].

Духовная культура – это продукт духовного производства, и именно духовная культура пробуждает, поддерживает и развивает в человеке личность. Поэтому духовная культура не тождественна «начитанности» или «образованности», и никакие знания сами по себе не могут сделать человека личностью, способной к сознательным и ответственным поступкам. Духовная культура связана с преобразованием внутреннего мира человека, сферы его духов­ного бытия. Она включает в себя знания, ценности, проекты и саму духовную дея­тельность по производству духовных продуктов.

В качестве интегральных элементов, подсистем духовной культуры можно назвать мифологию, религию, искусство, науку и философию. В первобытной культуре все эти составляющие духовной культуры существовали неразрывно, образуя так называемое синкретическое единство. Но в ходе исторического развития культуры каждый из элементов приобрел самостоятельность.

Мифология представляет собой самую древнюю форму духовной культуры, первый способ осознания и освоения мира. Мифологическое постижение мира несёт в себе не рациональный, а эмоционально-чувственный характер. Потому важнейшей чертой мифологического сознания является его образность и метафоричность. Если элементарной единицей научного понимания мира является понятие (слово, аккумулирующее в себе общие признаки множества вещей), то единицей мифологического сознания является конкретно-чувственный образ. Мифологические представления формируются не в результате логического анализа, но на основе ассоциативно-психологической связи, непосредственно чувствуемой сопричастности явлений друг другу. Коллективная мифология была доминирующим типом мировосприятия в первобытном обществе. Однако и современный рационально мыслящий человек не свободен от мифологии. Мифы сохраняются не только в сказках и служат источником художественного вдохновения. Мифологическим мирочувствованием пронизана вся повседневность. Более того, даже самые современные научные теории содержат в себе элементы мифологического мышления. Мифологический тип сознания органически присущ человеку, поскольку выражает психологическую потребность в чувстве внерационального родства с миром.

Религия также одна из древнейших форм духовной культуры. Изначально она составляла неразличимое единство с мифологией. Став независимой частью культуры, она пережила эволюцию от ранних (анимизм, фетишизм, тотемизм, шаманизм) и языческих разновидностей к мировым религиям. Религия в отличие от научного осмысления мира основывается на вере. Однако определённого рода вера присуща также учёным и атеистам. Это вера-доверие авторитету, вера в естественные события или явления, которые человек на своём опыте не испытывал. Религиозная вера есть вера в сверхъестественное, чудесное. Она разделяет всё бытие на мир земной, профанный и мир сверхчувственный, божественный. Поклонение Богу или божествам и составляет суть религиозной веры. Религия как культурный феномен состоит из трёх элементов: вероучения, культа и социальной организации. Вероучение – это оформленные в систематизированном виде знания о предмете религиозной веры. Развитые религиозные системы, такие как монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам), содержат в себе ряд догматов, чётко сформулированных истин своей веры. Вероучение предлагает ответы на вечные вопросы бытия человека и тем самым закладывает духовно-ценностный ориентир в жизни верующего. Культ – упорядоченная совокупность обрядов, с помощью которых человек мистическим образом приобщается к миру сакральному, общается с Богом. Одним из наиболее важных элементов культа является молитва. Если вера и вероучение составляют внутренние убеждения человека, то культ выражает их внешнюю реализацию. Третьим элементом любой религии является организационное объединение верующих в церковь, общину.

Если религия хранит духовные и нравственные ценности, то искусство несёт в себе в первую очередь эстетические ценности. Искусство не просто отображает мир (иначе оно было бы наукой), оно осваивает его художественными средствами, преобразует реальность символически. Искусство представляет собой единственную форму культуры, предоставляющую полную свободу творчества и самовыражения. Но истинным предназначением искусства всегда остаётся хранение и передача духовного, нравственного, психологического опыта в художественных формах.

Наука и философия – сравнительно более поздние формы культуры, представляющие собой прежде всего разновидности рационального знания. Научные знания основаны на объективности, чувственной и логической достоверности. Наука лишена оценочного, субъективного начала в отличие от философии. Она движется от конкретных фактов к обобщениям и теориям. Наука предназначена для изучения естественных природных закономерностей в целях материально-практического освоения окружающего мира. Научные знания и умения закладывают предпосылки для цивилизационного прогресса. Философия дополняет научные исследования рациональным постижением тех вопросов, которые порой не доступны для изучения эмпирическими методами (наблюдение, измерение, описание и эксперимент). Это предельно теоретические вопросы, имеющие человеческое измерение: о смысле жизни, границах познания, основах и цели бытия и т. д. Философия может изучать те же вопросы, что и религия, но основываясь не на вере, а на сомнении и вопрошании. Философия не просто развивает интеллект и открывает какие-то знания, но формирует целостное мировоззрение, отношение к миру и самому себе.

Материальная и духовная культура существуют в тесном единстве. В самом деле, все материальное, очевидно, оказывается реализацией духовного, а духовное невозможно без некоторой материальной оболочки.

В конечном счете, как полагает М.С. Каган, культура в целостном ее существовании как система всех доступных человеку форм духовной, материальной и художественной деятельностидолжна рассматриваться как взаимосвязанное единство этих ее основных подсистем; каждая обладает своим местом и своими функциями в целостном пространстве культуры, обусловленными необходимым для ее существования и развития «разделением труда» между ее различными «органами», которые в то же время взаимодействуют, подчас накладываются друг на друга, синтезируются.

Функции культуры. Социальные функции культуры многообразны. Роль культуры в жизни человека и общества можно свести к нескольким основным выполняемым ей функциям.

Человекотворческая, или гуманистическая функция. Данная функция является определяющей, все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее. Главное, что создается в результате развития культуры, – это человек как родовое существо. Все, что человек делает, он делает в конечном счете ради решения данной задачи. С помощью культуры человек становится собственно человеком. Культура обеспечивает процесс социализации, т. е. включения человека в систему общественных отношений. Культура определяет содержание, средства и способы социализации. Превращение человека в полноценного члена общества протекает через освоение языка, принятие норм и стандартов поведения, ценностей. Социализация же открывает возможность человеку стать личностью, раскрыть свою подлинную сущность.

Адаптивная функция. Культура приспосабливает человека к среде проживания. Культура формирует образ жизни, подходящий к географическим, климатическим и другим природным условиям существования народа. Биологическая неприспособленность человека выявила способность гибко осваивать природные условия с помощью культурных традиций. У народов, обитающих в различных условиях, средствами культуры закрепляются специфические способы адаптации к природной среде в виде способов изготовления одежды, строительства жилья, нормативных предписаний, национальных традиций и т. д. В ходе своего приспособления к природе человек одновременно преобразует и саму природу.

Функция трансляции (передачи) социального опыта. Эту функцию нередко называют функцией исторической преемственности. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Разрыв культурной преемственности приводит к аномии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма).

Функция преобразования мира. С появлением в мире человека появляется и особый фактор изменения и преобразования мира. Ведь этот процесс невозможен без появления материализованных результатов человеческой деятельности, скажем, изобретения колеса или книгопечатания. Хотя эти изобретения не выходят и не могут выйти за пределы законов природы, радикально изменить мир, они не происходили сами собой, на основе соответствующих законов природы. Заметим в связи с этим, что история человечества свидетельствует, что ни одна культура, ставившая перед собой в качестве главной цели материальное благосостояние, в итоге этого материального благосостояния так и не добивалась. Напротив, культуры, формирующие перед собой цели духовного совершенствования, цели, в сущности, «запредельные» для материального мира, добивались и прогресса личностных качеств человека, и материального благополучия.

Познавательная (гносеологическая) функция культуры связана с её способностью концентрировать социальный опыт множества поколений людей, накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана, прежде всего, с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и индивидуальной деятельности людей.В сфере труда, быта, межличностных отношениях культура определяет нормы и рамки взаимодействия, способы общения. На личностном уровне культура регулирует поведение человека через усвоение им духовных, нравственных, эстетических ценностей, которые формируют определённые потребности и ориентации. Передача социального опыта культурой предполагает создание таких средств и способов, которые приходят на смену традиционным (докультурным) формам преемственности – интуитивному подражанию в процессе обучения или в процессе самой деятельности. На смену такому подражанию приходит передача сквозь пространство и время логического, универсально-понятийного опыта, осуществляемая специализированными социальными группами – учителями-профессионалами. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право. Культура создает особые социальные институты, функция которых не только следить за соблюдением определенных норм поведения, но и карать за их нарушение.

Коммуникативная функция, или функция обеспечения общения. Культура не только накапливает информацию, но и создаёт единое пространство для коммуникации, диалога между людьми. Она создаёт условия и средства общения, различные знаковые системы, среди которых наиболее важной является язык. Язык передаёт и хранит общие значения и смыслы, которые связывают членов общества одной культуры. Тем самым культура создаёт возможности для передачи опыта и знаний от человека к человеку, от поколения к поколению. История культуры – это история передачи и закрепления однажды приобретенного опыта, который в конечном счете становится достоянием не только многих культур, но достоянием человеческого рода. В действительности, реальным посредником всех форм общения являются элементы не только духовной культуры – идеи, ценности, нормы, идеалы и т. д., но и материальные предметы – вещественные воплощения определенных духовных ценностей, а также орудия, средства и продукты труда. Передача социального опыта путем общения сквозь пространство и время не делает различия между материальными и духовными посредниками такого общения. В результате происходит также изменение субъектов общения – отдельных людей, социальных групп и отдельных культур. Таким образом, передавая сквозь пространство и время социальный опыт, общение создает условия совместной жизни людей.

Информационная функция. Культура накапливает и сохраняет социальную информацию с помощью знаково-символических средств. Она представляет собой своеобразную негенетическую память, хранящую представления, знания, нормы, ценности, социальный опыт как отдельного человека, так и народа, и человечества в целом.

Семиотическая, или знаковая функция. Речь идет о понимании культуры как знаковой системы. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры.

Ценностная, или аксиологическая функция отражает важное качественное состояние культуры. В условиях культуры (в отличие от состояния «дикости») бытие для человека расщепляется на собственно реальность и ценность в качестве объекта человеческих желаний и стремлений. Способы оценки предметных ценностей закрепляются и передаются в составе социального опыта в качестве субъективных ценностей – императивов и запретов, установок и замыслов и т. д. Ценности образуют иерархически организованную систему. Более высокий уровень иерархии ценностей позволяет развернуть и обосновать ценности более низкого уровня – ценности более конкретные и специализированные. Многообразие культур породило и многообразие систем ценностей. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации.

Контрольные вопросы

1. Что означало слово «культура» в своем первоначальном этимологическом значении?

2. Выявите и кратко опишите основные исторические модели понимания культуры.

3. Назовите основные положения антропологического подхода к пониманию культуры.

4. В чем особенность структурно-функционального понимания культуры?

5. Определите особенности информационно-семиотического подхода к культуре.

6. В чем сущность информационно-семиотического подхода к культуре?

7. Назовите особенности деятельностного и системного подходов в отечественной культурологии.

8. Что такое «материальная культура»? Опишите ее основные подсистемы.

9. Что такое «духовная культура»? Назовите ее основные подсистемы.

10. В чем заключается социально-историческое единство материальной и духовной культуры?

11. Определите основные функции культуры.

Литература

Антология исследований культуры. В 2 т. – СПб., 1997. – 728 с.

Гуревич П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. – М., 1994. – 317 с.

Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996. – 416 с.

Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И. Кононенко. – М.: Вече-2000; АСТ, 2003. – 512 с.

Кравченко А.И. Культурология / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2002. – 496 с.

Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. – М.: Юрайт–Издат, 2005. – 566 с.

Лотман Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. – СПб, 2000. (Статьи: Феномен культуры, Культура и информация).

Малиновский Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский. – М., 2000.

Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры / Э.С. Маркарян. – Ереван, 1973.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука / Э.С. Маркарян. – М., 1983.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор. – М., 1989.

Уайт Л.А. Труды по культурологии / Л.А. Уайт. – М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: