В соответствии с международным правом любое лицо, виновное в совершении преступления по международному уголовному праву, должно быть привлечено к уголовной ответственности и подлежать наказанию. Общее правило состоит в том, что национальный суд назначает наказание за рассматриваемые преступления согласно своему внутригосударственному праву в соответствии с нормами международного права. Как правило, международными конвенциями о преступлениях против мира и безопасности человечества и преступлениях международного характера не предусматриваются конкретные санкции за эти преступления. Отчасти объясняется это большим многообразием в системах наказаний по уголовному законодательству стран мира. Поэтому при имплементации международного или преступления международного характера государства устанавливают в своем национальном законе виды наказаний, характерные для ее системы права.
При этом, имплементируя нормы международного уголовного права в свое национальное право, государства обязаны соблюдать общепринятые стандарты и правила обращения с правонарушителями, установленные международно-правовыми нормами.
Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. в ст. 7 закрепляет положение, согласно которому никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам.
Наказание не должно являть собой пытку для лица.
Понятие пытки дается в Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. В ст. 1 Конвенции говорится, что «пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно. Статьей 2 этой Конвенции государства-участники обязываются предпринимать эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под их юрисдикцией. При этом отмечается, что никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток. Специально подчеркивается, что приказ вышестоящего начальника или государственной власти не является оправданием пыток.
Как уже отмечалось, при назначении наказания за преступление по международному уголовному праву суд государства руководствуется национальным правом своего государства в соответствии с нормами международного права. Во многих международных конвенциях содержатся общие рекомендации по назначению наказания за то или иное международное преступление или преступление международного характера. Например, в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ 1988 г. говорится, что за преступления, охватываемые Конвенцией, государства предусматривают применение таких наказаний, как тюремное заключение или другие виды лишения свободы, штрафные санкции и конфискацию (ст. 3).
Что касается международных уголовных судов, то они при назначении наказания руководствуются положениями норм международного уголовного права, а при необходимости судебными прецедентами. Статья 23 Устава Международного трибунала по Руанде 1994 г. предусматривает, что в качестве наказания за преступления, совершенные в Руанде, Трибунал назначает тюремное заключение. При определении же сроков тюремного заключения Трибунал опирается на общую практику вынесения приговоров о тюремном заключении в судах Руанды.
За международные преступления, подпадающие под юрисдикцию Международного уголовного суда, данный Суд в соответствии С Римским Статутом вправе назначить одно из следующих наказаний:
а) лишение свободы на определенный срок, исчисляемый в количестве лет, не превышающем максимального срока в 30 лет;
б) пожизненное лишение свободы за исключительно тяжкий характер преступления и с учетом индивидуальных обстоятельств лица, признанного виновным в его совершении;
Помимо лишения свободы, Суд вправе назначить:
а) штраф;
б) конфискацию доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления, без ущерба для прав bопа fide (добросовестных) третьих сторон (ст. 77).
Таким образом, согласно Статуту Международный уголовный суд может назначить одно из основных наказаний в виде лишения свободы на определенный срок или пожизненного лишения свободы и присоединить к нему штраф и (или) конфискацию имущества. При этом конфискация может распространяться только на имущество, связанное с преступной деятельностью лица.
В соответствии с нормами международного уголовного права в качестве наиболее приемлемых мер наказаний за преступления установлены:
– штраф;
– лишение свободы, включая тюремное заключение.
Штраф предусматривается как в виде основного, так и дополнительного наказания. Международной Конвенцией по охране подводных телеграфных кабелей 1884 г. государства-участники обязываются подвергать виновных в совершении преступлений, предусмотренных Конвенцией, либо личному аресту, либо денежному штрафу, либо тому и другому взысканиям (ст. 12).
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ 1988 г. предписывает государствам за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, устанавливать тюремное заключение или другие виды лишения свободы, штрафные санкции и конфискацию (ст. 3).
В Европейской Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. дается следующее определение конфискации имущества. «Конфискация» означает наказание или меру, назначенную судом в результате судопроизводства по уголовному делу или уголовным делам и состоящую в лишении имущества (ст. 1). В этой же Конвенции устанавливаются гарантии конфискации имущества. Предусматривается обязательство одной Стороны принимать предварительные меры по просьбе другой Стороны, возбудившей уголовное судопроизводство или судопроизводство в целях конфискации, необходимые предварительные меры, как замораживание или арест имущества, с целью предотвращения любых сделок, передачи или распоряжения имуществом, которое впоследствии может стать объектом запроса о конфискации или объектом удовлетворения этого запроса (ст. 11).
О конфискации в качестве меры, назначаемой за преступление, сказано и в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ 1988 г. (ст. 3).
В международном уголовном праве предусматривается чаще всего наказание в виде лишения свободы. Уставом Международного трибунала по Югославии 1993 г. установлено, что наказание, назначаемое Трибуналом, ограничивается тюремным заключением. При определении сроков тюремного заключения Трибунал руководствуется общей практикой вынесения приговоров о тюремном заключении судами бывшей Югославии. Помимо тюремного заключения, Трибунал может отдавать приказ о возвращении любого имущества и доходов, приобретенных в результате преступного поведения, в том числе путем принуждения, их законным владельцам (ст. 24).
Наказания, вынесенные международными уголовными судами, отбываются в государстве, изъявившим желание принять осужденного Международным судом для отбывания такого наказания. Кроме этого, наказание, вынесенное судом одного государства, может исполняться на территории другого государства. Исполнение наказаний в таких случаях осуществляется на основе международных конвенций и двусторонних договоров об оказании взаимной правовой помощи по уголовным делам.
Бывший военнослужащий воинской части, дислоцирующейся в Республике Узбекистан, Купцов, в 1994 г. был осужден военным судом Чирчикского гарнизона по совокупности совершенных им преступлений по УК Республики Узбекистан к 12 годам лишения свободы.
Из материалов, представленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации, следует, что ею с Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан была достигнута договоренность о передаче Купцова П. И. российской стороне для дальнейшего отбывания им наказания.
Генеральная прокуратура РФ вправе решать такие вопросы на основании Постановления Верховного Совета РФ от 18 февраля 1993 г.
Международная Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбытия наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 г., закрепляет конкретные процедурные условия принятия судами решения об исполнении таких приговоров. В частности, ст. 10 Конвенции предусматривается, что назначенное осужденному наказание отбывается на основании приговора суда того государства, в котором он был осужден. При этом суд государства, гражданином которого является осужденный, принимая решение об исполнении приговора, переквалифицирует деяния осужденного на соответствующие статьи своего УК и определяет по закону своего государства, если позволяют санкции статей, такой же срок лишения свободы, как и назначенный по приговору.
В связи с изложенным Военная коллегия Верховного Суда РФ переквалифицировала действия Купцова со статей УК Республики Узбекистан на соответствующие статьи УК РСФСР. На основании последних с учетом того, что максимальная санкция статьи, предусматривающей более строгое наказание в виде 10 лет лишения свободы, назначила осужденному это наказание и по совокупности преступлений и обратила приговор к исполнению.
При отбывании лишения свободы государствами должны соблюдаться минимальные стандарты и правила обращения с осужденными к лишению свободы. На I Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 г. были приняты Минимальные стандарты и правила обращения с заключенными, вошедшие впоследствии в Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Этими стандартами предусматриваются права заключенных при отбывании лишения свободы на обращение с ними в соответствии с общепризнанными нормами независимо от особенностей национальных пенитенциарных систем.
Стандарты классифицированы на общеприменимые правила, обращенные ко всем категориям заключенных вне зависимости от преследования по уголовному или гражданскому делу, стадии предварительного или судебного расследования или нахождения в местах лишения свободы после осуждения и т. п. Наряду с общеприменимыми выделяются индивидуальные правила, применяемые к особым категориям заключенных.
И общеприменимые, и индивидуальные правила применяются на основе недопустимости дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения лица (п. 6.1 ч. 1 Правил).
Правила охватывают разнообразную сферу жизнедеятельности заключенных и состоят из требований, предъявляемых к:
1) приему заключенных в пенитенциарное учреждение;
2) разбивке заключенных по категориям с учетом их пола, возраста, предшествующей судимости, юридических причин их заключения и предписанного обращения с ним;
3) помещениям, в которых живут и работают заключенные;
4) личной гигиене;
5) одежде и спальным принадлежностям;
6) питанию;
7) физическим упражнениям и спорту;
8) медицинскому обслуживанию;
9) дисциплине и наказаниям[70];
10) информации заключенных и предоставлению ими жалоб;
11) контактам с внешним миром;
12) книгам;
13) возможности исповедовать религию и соблюдать религиозные обряды;
14) хранению имущества заключенных;
15) уведомлению о смерти, болезни, переводе и т. д.;
16) перемещению заключенных из одного места заключения в другое;
17) персоналу тюремных учреждений;
18) инспекциям пенитенциарных учреждений и службам, назначаемым компетентными властями.
Особые или индивидуальные правила классифицируются на правила, применяемые к:
1)осужденным заключенным;
2) душевнобольным и заключенным, страдающим умственными недостатками;
3) лицам, находящимся под арестом или судебным следствием;
4) заключенным по гражданским делам;
5) арестованным или помещенным в тюремное учреждение без предъявления обвинения (ч. l и 2 Правил)[71].
Этими правилами устанавливается, что одной из задач тюремного заключения является возвращение лица по отбытии наказания в нормальное гражданское общество. Для такого возвращения лица необходимо, чтобы условия в пенитенциарном учреждении по возможности как можно меньше отличались от условий жизни в обществе.
Особое место среди наказаний занимает смертная казнь. Совет Европы в 1950 г. принял Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, ст. 2 которой устанавливает:
Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.
Протоколом № 6 Совета Европы относительно отмены смертной казни 1983 г. (в ред. Протокола 1994 г.) закреплено:
Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен (ст. 1).
В ст. 2 этого Протокола говорится о применении смертной казни в военное время:
Государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны; подобное наказание применяется только в установленных законом случаях и в соответствии с его положениями. Государство сообщает Генеральному секретарю Совета Европы соответствующие положения этого законодательства[72].
Международным Пактом о гражданских и политических правах 1966 г. закрепляется:
– Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.
– В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления и который не противоречит постановлениям настоящего Пакта и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Это наказание может быть осуществлено только исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом.
– Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях.
– Смертный приговор не выносится за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет, и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин.
– Ничто в настоящей статье не может служить основанием для отсрочки или недопущения отмены смертной казни каким-либо участвующим в настоящем Пакте государством (ст. 6).
Вторым факультативным протоколом к Международному Пакту о гражданских и политических правах, направленным на отмену смертной казни, 1989 г. установлено:
– Ни одно лицо, находящееся под юрисдикцией государства - участника настоящего Факультативного протокола, не подвергается смертной казни.
– Каждое государство-участник принимает все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юрисдикции (ст. 1).
И далее в Протоколе предусмотрено:
– Не допускается никаких оговорок к настоящему Протоколу, за исключением оговорки, сделанной в момент ратификации или присоединения, которая предусматривает применение смертной казни в военное время после признания вины в совершении наиболее тяжких преступлений военного характера, совершенных в военное время.
– Государство-участник, которое делает такую оговорку, в момент ратификации или присоединения сообщает Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций о соответствующих положениях своего национального законодательства, применяемого в военное время.
– Государство-участник, сделавшее такую оговорку, уведомляет Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о любом начале или прекращении состояния войны применительно к своей территории[73].
Следует сказать, что приговоры к смертной казни были вынесены приговорами Нюрнбергского и Токийского трибуналов.
В Нюрнберге из 22 подсудимых 12 (Геринг, Риббентроп, Кейтель, Кальтенбрунер, Розенберг, Франк, Штейхер, Заукель, Йодль, Зейс-Инкварт, Борман) были приговорены к смертной казни через повешение. Токийским Трибуналом к смертной казни через повешение были приговорены 7 японских военных преступников.
Таким образом, в практике международных судов обвинительные приговоры к смертной казни выносились.
Национальное законодательство о смертной казни в настоящее время характеризуется разным подходом к решению вопроса о сохранении в качестве наказания смертной казни. Можно выделить три решения этого вопроса.
Одни государства сохраняют в своем уголовном законодательстве смертную казнь как наказание и применяют ее (половина штатов США, Китай, Турция, Япония и др.).
Вторая группа государств имеет в национальном уголовном законодательстве смертную казнь, но не применяет это наказание (Англия, Российская Федерация и др.)
Страны третьей группы не предусматривают в уголовном законе наказания в виде смертной казни (Австрия, Германия, Эстония и др.).
Наиболее применимым наказанием за преступления в международном уголовном праве является лишение свободы.
Вместе с тем международными нормами рекомендуется шире применять в отношении правонарушителей другие меры воздействия, не связанные с тюремным заключением.
Минимальными стандартными правилами ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила, 1990 г.), предусматриваются основные принципы для содействия использованию мер, не связанных с тюремным заключением, а также минимальные гарантии для лиц, к которым применяются альтернативы тюремному заключению.
В основе правил лежит принцип недопустимости дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, возраста, языка, религии, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, места рождения или иного статуса лица.
Данные правила имеют целью всесторонне обеспечить учет характера и степени тяжести правонарушения, личности и данных, характеризующих правонарушителя, а также сужение неоправданного излишнего применения тюремного заключения. Для этого в системе уголовного правосудия должен быть широкий выбор мер, не связанных с тюремным заключением, от досудебных до послесудебных мер.
Правилами устанавливается, что меры, не связанные с тюремным заключением, должны предусматриваться законом. Особо подчеркивается, что эти меры исключают проведение медицинских или психологических экспериментов над правонарушителем или неоправданный риск причинения ему физической или душевной травмы.
Рассматриваемыми правилами в качестве альтернативы тюремному заключению предлагаются следующие санкции:
а) устные санкции, такие, как замечание, порицание и предупреждение;
б) условное освобождение от ответственности;
в) поражение в гражданских правах;
г) экономические санкции и денежные наказания, такие, как разовые штрафы и поденные штрафы;
д) конфискация или постановление о лишении права собственности на имущество;
е) возвращение имущества жертве или постановление о компенсации;
ж) условное наказание или наказание с отсрочкой;
з) условное освобождение из заключения и судебный надзор;
и) постановление о выполнении общественно полезных работ;
к) направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием;
л) домашний арест;
м) любой другой вид обращения, не связанный с тюремным заключением;
н) какое-либо сочетание перечисленных выше мер.
Указанными правилами раскрывается содержание мер, альтернативных тюремному заключению (лишению свободы); условия отмены и изменения этих мер; участие общественности при применении данных мер; международное сотрудничество в реализации мер, альтернативных лишению свободы.
Все перечисленные меры в той или иной степени предусматриваются национальными законодательствами государств.
Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ 1988 г. государствам-участникам предлагается предусмотреть в дополнение к осуждению или наказанию за правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотиков, применение к правонарушителю таких мер, как лечение, перевоспитание, последующее наблюдение за ним, восстановление трудоспособности или социальная реинтеграция.
Конвенцией также предлагается государствам предусматривать за малозначительные правонарушения в качестве альтернативы осуждению или наказанию такие меры, как перевоспитание, восстановление трудоспособности или социальная реинтеграция, а если правонарушитель является наркоманом, лечение и последующее наблюдение за ним (ст. 3).
Особую категорию составляют несовершеннолетние правонарушители. С учетом особенностей их психологического и физического развития, особо ранимой психики, специфики ценностных ориентаций, своеобразия неформального поведения и общения, а также других обстоятельств меры воздействия на несовершеннолетнего право нарушителя должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества.
Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г., устанавливают принципы правосудия, применяемые к несовершеннолетним.
К принципам правосудия в отношении несовершеннолетнего относятся следующие:
1) ограничение личной свободы несовершеннолетнего должно быть крайней мерой и по возможности сведено до минимума;
2) лишение личной свободы несовершеннолетнего следует применять за совершение серьезного деяния с применением насилия против другого лица или за неоднократное совершение других серьезных правонарушений, а также в отсутствие другой соответствующей меры воздействия;
3) при рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о его благополучии должен служить определяющим фактором;
4) смертный приговор ни за какое преступление, совершенное несовершеннолетним, не выносится;
5)несовершеннолетние не подвергаются телесным наказаниям;
6)компетентный орган власти должен иметь право в любой момент прекратить судебное разбирательство.
Правилами предусматривается широкий комплекс мер воздействия на несовершеннолетнего, альтернативных помещению в исправительные учреждения, с возможностью их применения в сочетании друг с другом. Ими являются:
1) постановления об опеке, руководстве и надзоре;
2) пробация:
3) постановления о работе на благо общины;
4) финансовые наказания, компенсация и реституция;
5) постановления о принятии промежуточных и других мер;
6) постановления об участии в групповой психотерапии и других подобных мероприятиях;
7) постановления, касающиеся передачи на воспитание, места проживания или других воспитательных мер;
8) другие соответствующие постановления.
Пекинские правила предусматривают помещение несовершеннолетнего в какое-либо исправительное учреждение как крайнюю меру, применяемую в течение минимально необходимого срока.