Облигация

Другим видом классических фондовых ценных бумаг являются облигации, широко используемые коммерческими предприятиями и государством для привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

В соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»: «Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от этой стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт».

Принципиальное отличие облигации от акции заключается в следующем:

1) облигация – это долговая ценная бумага, выражающая долговые отношения между облигационером и эмитентом;

2) облигация имеет ограниченный срок обращения, по истечении которого она погашается эмитентом;

3) облигация акционерного общества не дает ее владельцу права голоса на общем собрании акционеров;

4) проценты по облигациям выплачиваются в первую очередь, дивиденды – во вторую;

5) облигации могут выпускать не только акционерные общества, но также и другие коммерческие предприятия.

Таким образом, облигации выпускаются эмитентами с целью привлечения дополнительных средств в хозяйственный оборот экономических субъектов. Также облигации являются главным средством мобилизации средств государством для покрытия дефицита бюджета или финансирования государственных программ.

Основным преимуществом выпуска облигаций перед выпуском акций является то, что владельцы облигаций являются кредиторами, а не собственниками предприятия и не имеют права участвовать в его управлении.

В соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» о российские эмитенты могут выпускать облигации как именные, так и на предъявителя. Именные облигации могут выпускаться только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, облигации на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме.

Доход по облигациям выплачивается в виде фиксированного процента к номинальной стоимости, который устанавливается в момент эмиссии облигаций. Поэтому облигации называются ценными бумагами с фиксированным доходом. Выплата процентов производится по купонам. Купон представляет собой вырезной талон с напечатанной на нем цифрой купонной ставки. В зависимости от условий займа купонный доход может начисляться по кварталам, полугодиям или один раз в год.

По способам выплаты купонного дохода облигации делятся на:

· облигации с фиксированной купонной ставкой;

· облигации с плавающей купонной ставкой, когда размер процентов по облигациям ставится в непосредственную зависимость от уровня ссудного процента;

· облигации с равномерно возрастающей купонной ставкой, когда процентная ставка дифференцируется по годам;

· облигации с нулевым купоном или бескупонные облигации, при выпуске таких облигаций эмиссионный курс устанавливается ниже номинального на величину скидки (дисконта). Доход по бескупонным облигациям выплачивается при их погашении по номиналу.

Уровень дохода по облигациям обычно ниже, чем по акциям, так как он более надежен и не зависит от финансовых результатов эмитента. Доходы по облигациям выплачиваются из чис­той прибыли. Если чистой прибыли не хватает, то выплата производится за счет средств резервного фонда.

В мировой практике используются разнообразные виды облигаций, предназначенных для различных категорий инвесторов.

В зависимости от признаков, положенных в основу группировки возможна следующая классификация облигаций:

1. В зависимости от субъектов, эмитирующих цен­ные бумаги, выделяют:

- государственные облигации: федеральные, субъектов федерации, муниципальные;

- облигации коммерческих организаций.

2. По сроку действия облигации делятся на:

- краткосрочные, выпускаемые на срок менее года;

- среднесрочные, выпускаемые на срок от одного года до трех лет;

- долгосрочные, выпускаемые на срок более трех лет;

- бессрочные, по которым регулярно производится выплата процентов, а срок выкупа конкретно не определен (консоли).

3. По сроку погашения различают:

- срочные (безотзывные) облигации, которые погашаются в срок и не допускается их отзыв, т.е. досрочное погашение;

- досрочные (отзывные) облигации, которые могут быть погашены (отозваны) в любой срок, что специально оговаривается в условиях выпуска займа.

4. По форме обращения облигации подразделяются на:

- конвертируемые, которые могут обмениваться на другие ценные бумаги эмитента (акции) в соответствии с условиями выпуска;

- неконвертируемые – обычные облигации, которые не обмениваются на другие ценные бумаги эмитента.

5. В зависимости от обеспеченности активами облигации подразделяются на:

- закладные облигации, т.е. облигационный займ обеспечивается другими активами (имуществом, другими ценными бумагами). Закладные облигации подразделяются на первозакладные, общезакладные и облигации под заклад ценных бумаг. Первозакладные облигации выпускаются на основе оформления предприятием первого залога своего имущества; при выпуске общезакладных облигаций они обеспечиваются ранее заложенным имуществом, облигации под заклад ценных бумаг обеспечиваются другими ценными бумагами, находящегося в собственности эмитента;

- облигации, обеспеченные поручительством, договор поручительства, которым обеспечивается исполнение обязательств по облигациям, должен предусматривать только солидарную ответственность поручителя и эмитента за неисполнение или ненадлежащее исполнение эмитентом обязательств по облигациям;

- облигации, обеспеченные банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией. Банковская гарантия, которой обеспечивается исполнение обязательств по облигациям, должна предусматривать только солидарную ответственность гаранта и эмитента за неисполнение или ненадлежащее исполнение эмитентом обязательств по облигациям. Государственная и муниципальная гарантии по облигациям представляются в соответствии с бюджетным законодательством;

- необеспеченные облигации, т.е. облигационный займ осуществляется без всякого залогового обеспечения.

В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» (ст.33) для акционерных обществ в РФ установлены следующие ограничения на выпуск облигаций:

· номинальная стоимость всех выпущенных облигаций не должна превышать размер уставного капитала или величину обеспечения, предоставленного акционерному обществу третьими лицами для целей выпуска;

· выпуск облигаций разрешается только после полной оплаты уставного капитала;

· выпуск облигаций без обеспечения допускается на третьем году существования акционерного общества и при условии утверждения к этому времени двух его годовых балансов;

· акционерное общество не вправе размещать облигации, конвертируемые в акции АО, если количество объявленных акций меньше количества акций, право на приобретение которых предоставляют облигации.

Облигации свободно обращаются на фондовом рынке, на котором под воздействием спроса и предложения, а также других факторов (которые более подробно будут рассмотрены в других темах) формируются их рыночные цены. Для того чтобы разобраться в механизмах формирования рыночных цен необходимо знать различные виды стоимостной оценки облигаций:

· облигации имеют номинальную стоимость, которая является базой для расчета дохода. Процентная ставка дохода по облигациям устанавливаются к номиналу;

· цена, по которой облигацию приобретает первый держатель, называется эмиссионной. Она может совпадать с номиналом, а может и не совпадать, если облигации реализуются со скидкой от номинала.

· конверсионная цена – это расчетный показатель, характеризующий стоимость облигации, условиями выпуска которой предусмотрена возможность ее конвертации в обыкновенные акции;

· выкупная цена – это цена, по которой производится выкуп облигации эмитентом по истечении срока займа или до срока, если это предусмотрено условиями займа;

· рыночная цена облигации определяется исходя из конъюнктуры фондового рынка, срока погашения облигации, а также от уровня доходности облигаций.

Для сопоставления рыночных цен облигаций разной номинальной стоимости применяют относительный показатель, называемый курсом облигации. Курс облигации - это значение рыночной цены облигации, выраженное в процентах к ее номиналу:

Ко = Кр/Н ∙ 100%

где: Ко – курс облигации;

Кр – рыночная цена облигации;

Н – номинал облигации.

В развитых странах облигации являются основным объектом инвестиций для крупных институциональных инвесторов. Поэтому в целях оценки степени риска и надежности облигаций эмитентов специальные аналитические агентства производят оценку долговых обязательств компаний и присваивают им определенные категории надежно­сти. В США такими агентствами являются «Moody's Investors Service» (Moody's) и «Standard & Poor's Corporation» (S&P), в Канаде — «Dominion Bond Rating Service» и «Canadian Bond Rating Service». Компания, которая предполагает осу­ществить публичное размещение облигаций, обращается в агентство, с тем, чтобы оно оценило финансовое состояние фир­мы и включило облигации в свой рейтинг. Как правило, в тече­ние всего периода обращения облигаций производится оценка их инвестиционных качеств и обновляется рейтинг. Сведения об инвестиционных качествах облигаций публикуются в печати, что позволяет инвесторам принимать взвешенные решения по поводу купли-продажи облигаций. Облигации, не имеющие рейтинга, не являются привлекательными для инвесторов.

Ведущими агентствами являются «Moody's» и «S&P», рейтингом которых пользуются крупнейшие операторы фондо­вого рынка во всем мире. Эти агентства используют систему буквенных обозначений при оценке надежности ценных бумаг. Агентство «Standard & Poor's Corporation» в ходе определения рейтинга облигаций промышленных заемщиков учитывает следующие показатели: доходы эмитента, репутацию производимой продукции, характер отрасли, качество управления компанией и др.

Оценку надежности облигаций агентство «Standard & Poor's Corporation» производит с помощью буквенных обозначений, по шкале убывающего качества на основе первых четырех букв латинского алфавита в комбинациях по три буквы: ААА, АА, А; ВВВ, ВВ, В; ССС, СС, С, Д. Такой системой символов при оценке качества ценных бумаг пользуются и другие агентства. Самый высокий рейтинг имеют облигации, обозначаемые буквами ААА. Эти облигации высшего инвестиционного уровня обладают максимальной надежностью.

Для облигаций группы В характерна некоторая неопределенность в возврате основного долга, выплаты процентов, а также курсовой стоимости. Данный тип облигаций привлекает инвесторов, готовых пойти на некоторый риск с целью получения более высокой доходности.

Облигации групп С и D имеют большую неопределенность по возврату суммы основного долга и процентных выплат. Индекс D присваивается облигациям с низким рейтингом, которые получили название «бросовых» или «мусорных». В США их называют «ценные бумаги с высоким уровнем доходов», так как они могут приносить большие доходы, компенсируя их владельцам высокий уровень риска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: