double arrow

ГЛАВА 2. Морально-этические нормы проведения психологического исследования

Этические проблемы, связанные с требованиями к психологу. Этические проблемы обеспечения прав обследуемого. Этический кодекс психолога-исследователя.

Морально-этическая проблематика вплоть до конца XX в. не была злободневной для отечественной психологической диагно­стики, в то время как на Западе создавались и обсуждались разнооб­разные этические нормы, стандарты, кодексы. В нашей стране вопро­сы этики практической работы почти не затрагивались психологами.

Отчасти это объясняется неразвитостью самой психологической диагностики, ее относительно недавним возрождением, вследствие че­го пока еще многое в ней не рассматривается, не обсуждается, не реша­ется. Вторая причина — отсутствие достаточного числа профессиона­лов, которые дорожат званием психолога и стремятся поднять престиж прикладной психологии. Большое число случайных людей, занявших должности психологов без значимых оснований и бросающих тень на психологию своей неквалифицированной активностью, не толь­ко не понимают этических проблем в работе психолога, но и не заин­тересованы в их обсуждении.

Между тем, чтобы предотвратить неправильное употребление ди­агностических методик и ошибки в диагнозе, необходимо соблюдать ряд предосторожностей, касающихся как самих методик, так и тех, кто их создает, распространяет и применяет. Вопросы этического и право­вого регулирования работы психолога-исследователя в других странах, в ча­стности в Америке, решаются посредством действующих этических стандартов, кодексов, которые постоянно пересматриваются, уточня­ются, совершенствуются, обновляются. Так, Американская психоло­гическая ассоциация (АПА) официально приняла первый кодекс про­фессиональной этики в 1953 г., последний появился в 1992 г.

Практическое психологическое исследование, или психодиагностика, — это весьма сложная и ответ­ственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мас­терства и может затрагивать судьбы людей, например, когда на ее основе ставится медицинский или судебно-психологический диаг­ноз, осуществляется конкурсный отбор или прием на работу. В этой связи к самой психодиагностике и к исследователям предъявляют ряд социально-этических требований. Одни из них касаются распространения и использования методик, другие – их применения.

В ряде стран существуют юридические ограничения на распространение и использование психологических тестов. Они включают и обязательные нормы:

· Право приобретения и последующего использования методик диагностики должно предоставляться лицам, имеющим определенную квалификацию. Доступ к таким методам должен быть ограничен теми людьми, кто имеет профессио­нальную заинтересованность и гарантирует их правиль­ное использование.

· Психологические тесты, используемые для профотбора и экспертизы, запрещены к публикации в СМИ, чтобы ими не могли воспользоваться люди ненадлежащей квалификации во избежание искажений, связанных со знанием методики.

Вопросы распространения и использования диаг­ностических методик должны составлять и в нашей стране большую часть этических стандартов, или ко­декса профессиональной этики, как это практикуется в других странах, в частности, в Америке.

К применению методик на практике также выделяется ряд требований, предъявляемых к исследователю:

· хорошая теоретическая подготовка,

· доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения,

· наличие достаточного опыта практического использования соответствую­щих методик.

Любая психодиагностическая методика появляется и развивается на базе некоторой психо­логической теории того объекта, для диагностики которого пред­назначена. Тесты интеллекта, например, опираются на научные представления о его природе, структуре, значении и жизненных проявлениях. Тесты личности исходят из определенной теории личности, включающей в себя ее научное определение, понимание структуры, развития и признаков, по которым можно объективно судить о личности данного человека. Каждая психодиагностичес­кая методика обогащена и одновременно обеднена (ограничена) той теорией, с которой она связана. Зная соответствующую теорию хорошо, можно в рамках данной теории делать далеко идущие выводы об изучаемом объекте, нередко выходящие за пределы того, что непосредственно диагностируется. Поэтому обязательным для правильного применения любого психодиагностического метода является знание теории, на которую он опирается. Без этого исследователь может совершить серьезные ошибки в анализе и интерпретации результатов обсле­дования людей.

Доскональное владение методикой предполагает умения и на­выки, касающиеся процедуры предъявления методики испытуе­мым, анализа и интерпретации данных. Ни один психологический тест нельзя использовать до тех пор, пока исследователь все это хорошо не усвоил и хотя бы раз не проверил данный тест на самом себе или на другом человеке. Каким бы хорошим сам по себе ни был тест, при его применении обязательно необходимо учитывать ситуацию, индивидуальные особенности испытуемых, их актуальное состояние и многие другие релевантные психодиагностике факторы.

Немаловажное значение имеет достаточный опыт практического применения соответствующей психодиагностической методики. В особенности это касается проективных и ряда других методик, использующих контент-анализ, интуитивные или нестандартные процедуры анализа и интерпретации результатов, зависящие от эк­спериментатора, его состояния. Опыт применения таких психоди­агностических методик должен быть непрерывным, так как дли­тельные перерывы ведут обычно к утра­те необходимых знаний, умений и навыков и к снижению качества работы с методикой.

Встает вопрос, кого же считать квалифицированным психологом-исследователем? В связи с разнообразием областей исследования и, следовательно, со специализацией в под­готовке, ни один психолог не является одинаково ква­лифицированным во всех областях. Требование, чтобы диагности­ческие методики использовались только достаточно ква­лифицированным экспериментатором, является пер­вым шагом по защите индивида от их неправильного использования. Конечно, необходимая квалификация меняется в зависимости от типа диагностической мето­дики. Так, для правильного применения индивидуаль­ных тестов интеллекта и большинства личностных тес­тов и опросников требуется относительно долгий пе­риод интенсивного обучения, в то время как для тести­рования достижений в учебной и профессиональной де­ятельности нужна минимальная специальная психологическая подготовка или самообразование, поэтому ряд психологических мероприятий может выполнить педагог, не имеющий специализированного образования.

Психолог должен знать границы своей компетентности и сферу применения своих мето­дов и не предлагать те методики, а также не использо­вать ту технику, которые не удовлетворяют профессиональ­ным стандартам, установленным в отдельных областях.

Кроме того, на Западе видят различие, существующее между психологом, работающим в системе научных или государственных учреждений (например, в школе, уни­верситете, клинике или государственных органах), и психологом, занятым самостоятельной практической де­ятельностью. Поскольку самостоятельно практикующий психолог более независим от оценок и суждений квалифицирован­ных коллег, чем психолог, работающий в учреждении, он, по представлениям Американской психологической ассоциации, должен отвечать более высоким требова­ниям.

Уровень квалификации проявляется и при интерпретации результатов.

Известно, что результаты исследования чувствительны ко множеству условий его проведения. Поэтому психолог делает выводы или дает рекомендации только после рассмотрения диагно­стической оценки (или оценок) в свете дополнительной информации, касаю­щейся индивида. Главное же, он должен быть достаточно осведомлен в науке о человеке, что­бы уберечься от неоправданных выводов в ходе интер­претации полученных оценок. Если диагностирование проводится людьми других профессий, существенно, чтобы имелся квалифицированный психолог-консуль­тант, который помог бы обеспечить необходимые усло­вия для правильной процедуры и последующей пра­вильной интерпретации диагностических оценок.

Баллы по тесту могут быть правильно поняты только в свете всех соответствующих знаний относительно тех областей психики, которые тест должен измерить.

Этические проблемы обеспечения прав обследуемого

Все требования, предъявляемые при психологическом исследовании человека, можно свести к ряду основных морально-этических принципов:

1 Принцип соблюдения тайны или конфиденциальности предполагает не­разглашение результатов обследования без персонального согласия на это того лица, с которым проводилась психодиагностика. Этот принцип, прежде всего, касается совершеннолетних людей. В настоящее время усилилось осознание индиви­дом собственного права на доступ к результатам своего обследования. Испытуемый должен иметь возмож­ность комментировать содержание своего ответа и в случае необходимости разъяснять или исправлять фак­тическую информацию. Если обследование проводится в учреждении (например, в школе, суде или при оформлении на рабо­ту), индивид должен быть заранее проинформирован о том, как будут использоваться резуль­таты исследования, и об их доступности тем лицам, кто в них заин­тересован.

Если речь идет о несовершеннолетних, например о детях до старшего школьного возраста, то на разглашение результатов их психодиагностики обя­зательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц, несущих моральную и юридическую ответственность за детей. Ис­ключение составляют лишь случаи, когда психодиагностика прово­дится в научных целях как часть экспериментального исследова­ния, но даже тогда не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

Один из этических вопросов конфиденциальности об­следования школьников состоит в том, сообщать ли ро­дителям ученика результаты тестирования. Исследо­ватели считают, что важнее опре­делить, как это делать. Обычно родители имеют закон­ное право на получение информации о своем ребенке. Чаще всего они хотят получить такую информацию. Кроме того, в некоторых случаях школьная неуспевае­мость ребенка или затруднения эмоционального характера могут возникать из-за взаимоотношений между ребенком и родителями. В таких условиях кон­такт консультанта, психолога-диагноста с родителями имеет первостепенное значение как для того, чтобы по­нять причины полученных результатов, так и для того, чтобы установить с родителями сотрудничество.

Другая проблема относится к сохранению диагнос­тических данных в учреждениях. Дан­ные об индивидах, получаемые и сохраняемые в тече­ние длительного времени, могут быть очень полезными не только для исследовательских целей, но и для консультирования самого инди­вида. Однако их ценность предполагает правильное ис­пользование и правильную интерпретацию. В случаях, когда данные получены либо для длительного исполь­зования в интересах индивида, либо для научных це­лей, для предотвращения неправильного их применения необходимо, чтобы доступ к ним находился под чрез­вычайно строгим контролем

2 Принцип научной обоснованности требует от психодиагностической методи­ки, чтобы она была валидной и надеж­ной, то есть давала такие результаты, которым можно дове­рять.

3 Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты пси­ходиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который ей подвергается. Если психоди­агностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов психодиагностики для обсле­дуемого, который требует информации о том, какие психические особенности у него будут тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы.

Вопрос, возникающий при исполь­зовании личностных тестов, связан с посягательством на тайну личности. Для зарубежных диагностов это больной вопрос, поскольку о сущности некоторых тес­тов, раскрывающих эмоциональные и мотивационные особенности, а также установки личности, субъекту не сообщается: он может проявить эти черты в ходе тес­тирования, не осознавая, что он это делает.

Для эффективности обследования может быть необ­ходимо держать испытуемого в неведении относительно специфических способов, которыми будут интерпрети­роваться его ответы на тест. Однако личность не должна подвергаться какому-либо обследованию об­манным путем. В связи с этим первостепенное значение имеет обязательное ясное понимание испытуемым спо­собов и целей использования его диагностических ре­зультатов.

И интеллектуальные тесты, и тесты способностей, и тес­ты достижений могут обнаружить такие недостатки в знаниях, которые индивид предпочитает не раскрывать. Кроме того, любое наблюдение за поведе­нием индивида во время интервью, беседы и других исследований может открыть такую информа­цию, которую он сам не знал или которую предпочитал скрывать. Таким образом, любые методы психологиче­ского исследования, а не только тесты, таят в себе воз­можность проникновения в тайну личности.

Какова бы ни была цель обследования, сохранение тайны личности, по мнению А. Анастази, включает два центральных понятия: релевантность и информированное согласие. Информация, которую предоставляет инди­вид, должна соответствовать (быть релевантной) цели диагностирования. Важность этого принципа состоит в том, что все практические усилия должны быть направ­лены на установление валидности методики для кон­кретной диагностической или прогностической цели, с которой она применяется. Только инструмент, валидный данной цели, обеспечивает релевантную информацию.

Понятие «информированное согласие» заключается в следующем: обследуемый должен быть осведомлен о цели обследования и характере возможных данных, которые могут быть получены, а также о дальнейшем способе их употребления. Однако ему не могут быть показаны образец теста или бланк протокола, так как такая информация обычно делает тест недейственным, лишает его силы.

При правильных взаимоотношениях и взаимном уважении психолога и обследуемого число отказов от участия в диагностировании может быть сведено к незначитель­ному количеству.

4 Принцип объективности выводов требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. являлись результатом тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не зависели от субъективных установок тех, кто проводит обследование или поль­зуется его итогами. Психологи указывают, что важно правильно сообщать результаты об­следования испытуемым. Их нужно со­провождать объяснениями. Неза­висимо от того, в каком виде сообщаются тестовые дан­ные, важное условие заключается в том, чтобы предо­ставить их не только в числовой форме, но и такими словами, которые были бы понятны любому клиенту. Особенно существенно соблюдать это условие для тестов интеллекта, которые чаще интерпретируются неверно, чем тесты достижений. При сообщении результатов любых диагностических методов желательно принимать во внимание индивидуальные характе­ристики, особенности того человека, кому передается информация. Это касается не только его образовательного уровня, но и ожидаемой эмоциональной реакции на ин­формацию.

Когда индивиду сообщают его диагностические результаты, следует сопро­вождать их интерпретацией, которую составлял компетентный психолог, а также создать благоприятные воз­можности для индивидуальной консультации каждого, кто может быть эмоционально обеспокоен такой инфор­мацией. Развитие серьезных личностных нару­шений может быть ускорено, если индивиду с нарушениями психического здоровья сообщить его оценку по личностному тесту. Такие вред­ные воздействия могут возникать независимо от того, правильной или неправильной является сама оценка. Даже в том случае, если обследование было тщательно проведено, а полученные оценки правильно интерпретированы, их знание без возможности обсу­дить их в дальнейшем может быть вредным для инди­вида.

5 Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполага­ет, что они обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Не разрешается, например, предлагать человеку, исходя из резуль­татов тестирования, такие практические советы, которые для него бесполезны или могут при­вести к нежелательным, непредсказуемым последствиям.

Этический кодекс психолога-исследователя

Психолог должен придавать большое значение достоинству каждого отдельного человека и ценности его бытия. Он принимает на себя обязательство улучшать понимание человеком са­мого себя и других людей. Следуя этим обязательст­вам, он охраняет благополучие каждого человека, ко­торый может нуждаться в его помощи, а также любого человека, который может быть объектом его изучения. Он не только сам не использует свое профессиональное положение или связи во вред обследуемого, но и сознательно не позволяет воспользоваться результатами сво­его труда другим с целью, несовместимой с ценностью этических эталонов.

Среди основных положений, которые могут со­ставлять этический кодекс психолога-диагноста, в пер­вую очередь должны быть названы:

1) благополучие обследуемого индивида;

2) ответственность, в основе которой объективность;

3) моральные и правовые стандарты, соответствую­щие моральным требованиям общества;

4) корректность и сдержанность в публичных заяв­лениях;

5) конфиденциальность, гарантирующая сохран­ность информации об индивиде;

6) отношения с обследуемым, основанные на дове­рительности, информировании его о цели обследования и о последующем характере использования результатов;

7) неразглашение результатов обследования;

8) меры предосторожности в обследованиях;

9) условия, возможности применения и ограничения в публика­ции методик;

10) интерпретация диагностических результатов.

Контрольные вопросы:

1 Как должны приобретаться диагностические методики?

2 Почему существует требование ограничения распространения методик?

3 Как обеспечивается право клиента на тайну личности?

4 Какие проблемы возникают при диагностировании детей?

5 Каковы правила сообщения диагностических результатов?

6 Какая информация должна содержаться в инструктивных письмах?

7 Где допустимо печатать диагностические методики?

8 Кто, кроме психолога, может воспользоваться психологическим инструментарием?

9 Что входит в этический кодекс психолога?

10 Что такое принцип конфиденциальности?

11 В каких случаях результаты исследования можно сообщить третьим лицам?

Вопросы на самостоятельное рассмотрение:

1 Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик.

2 Использование методик специалистами-смежниками.

3 Этические проблемы, связанные с обеспечением прав обследуемого.

Практические задания:

1 Составьте «клятву» психолога-диагноста или педагога-исследователя, опираясь на морально-этические стандарты и этический кодекс.

2 Сформулируйте, как можно сообщить результаты исследования родителям ребенка с диагнозом ЗПР.

3 Заполните таблицу:

Таблица 1.

Этические требования при проведении психодиагностического обследования

Требования к разработчикам методик Требования к психологам, применяющим методики Требования к специалистам-смежникам
     

Список литературы:

1 Акимова М.К. Психологическая диагностика. М., 2000.

2 Общая психодиагностика/под. ред. А. Бодалева, В. Столина. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. 440 с.

3 Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологической практики. М., 1988.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: