Понятие теста, особенности и требования к тестам. Классификация тестов по форме. Виды тестов в зависимости от содержания. Тесты интеллекта и их разработка.
Тесты (от англ. — испытание, проверка, проба) — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.
Тест состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения. Из всех возможных психодиагностических методик к тестам предъявляются самые строгие требования, касающиеся валидности, надежности, точности и однозначности. Это связано с возможностью сопоставления индивидуальных результатов друг с другом. Сопоставимость означает, что оценки, полученные при помощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были получены, если, разумеется, тест применялся правильно.
|
|
Надежность тестов выше, чем наблюдений и опросников. Психолог контролирует фактически весь ход исследования, пытаясь максимально поддерживать одинаковые для всех обследуемых условия.
Надежность тестов обеспечивает:
· маскировка целей тестирования — требования к обследуемому специально искажаются;
· постановка неожиданной задачи или отвлечение внимания — используются повторяющиеся задания или вопросы, не относящиеся к изучаемому феномену;
· использование стандартного стимульного материала.
Повышение диагностического потенциала тестов возможно за счет их валидности и надежности.
Результативность тестовых средств повышает стандартизация исследования:
· создание единообразной процедуры тестирования. Обследование целесообразно проводить приблизительно в одно и то же время дня и в одном и том же помещении;
· проведение всего тестирования одним и тем же психологом. Один и тот же психолог начинает и заканчивает тестирование одного и того же человека или одной и той же группы;
· предъявление одной и той же инструкции для всех обследуемых. Замены в инструкции приводят к искажению
Помимо общих методических к тестам предъявляются и особые требования.
1 Социокультурная адаптированность теста. Это словосочетание означает соответствие тестовых заданий и тестовых оценок, которые испытуемый получает по этим заданиям, особенностям культуры, сложившимся в том или ином обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране. Если, например, созданный в Европе тест интеллекта впервые применяется в стране, где доминирующим в структуре интеллекта является не словесно-логическое, а образное или практическое мышление, то он обязательно должен быть социокультурно адаптирован.
|
|
2 Простота формулировок и однозначность тестовых заданий. Согласно данному требованию в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов (слов, рисунков и т. п.), которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.
3 Ограниченное время выполнения тестовых заданий. Здесь речь идет о том, что полное время выполнения заданий психологического теста не должно превышать полутора-двух часов, так как в течение большего времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.
4 Наличие тестовых норм для данного теста, под которыми понимаются репрезентативные средние показатели по данному тесту, т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития. Норма теста обычно определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и усреднения полученных оценок с их последующей дифференциацией по возрасту, полу и ряду других релевантных показателей. Норма теста — это средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик.
Всякая норма со временем, как правило, изменяется вместе с теми естественными изменениями, которые с годами происходят в психологическом развитии людей.
Ограничения применения тестов связаны с тем, что результаты тестирования зависят от многих неучтенных причин: от отношения к диагносту; негативного прошлого опыта общения с психологом; самочувствия; организации исследования; реальной мотивации обследуемого; высокой мотивации достижения успеха; тестовой тревожности.
Классификация тестов
Тесты можно распределить в несколько подклассов в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются классификации тестов по форме и по содержанию.
По форме тесты могут быть:
· индивидуальными и групповыми,
· устными и письменными;
· бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными;
· вербальными и невербальными (практическими).
Индивидуальные и групповые (коллективные) тесты.
Индивидуальные тесты — это такой вид методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один.
Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества:
· возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания;
· возможность оценить отношение к обследованию, отмечать функциональное состояние испытуемого и др.
Индивидуальная диагностика необходима при работе:
· с детьми младенческого и дошкольного возраста;
· в клинической психологии — для тестирования лиц с соматическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т. д.;
· когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оптимизации его деятельности.
Среди недостатков можно отметить, что индивидуальные тесты требуют, как правило, много времени на проведение.
Групповые тесты — это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек).
Особенности групповых тестов:
групповые тесты одновременно могут быть применены на любом количестве людей;
применение специальных тетрадок и листов для ответов (становится излишним личное взаимодействие между испытуемым и экспериментатором);
|
|
при групповом тестировании обеспечиваются более одинаковые, стандартные условия, чем при индивидуальном тестировании;
групповые тесты лучше нормированы, так как позволяют охватить больший контингент испытуемых;
в групповых тестах, как правило, применяются вопросы с выбором (т.е. для каждого вопроса на выбор дается несколько вероятных ответов). Это объясняется необходимостью создать большую объективность и единообразие при подсчете выполнения тестов;
задания каждого типа предъявляются в порядке возрастающей трудности. Иногда проводится группировка заданий одинаковой трудности из разных подтестов: в первую очередь предъявляются самые легкие задания из всех подтестов, затем более трудные задания каждого типа и т, д.
Наряду с некоторыми положительными свойствами групповые тесты обладают серьезными недостатками, ограничивающими их применение:
· уменьшение роли экспериментатора. В групповом тестировании экспериментатор имеет гораздо меньше возможностей для установления доброжелательной атмосферы, сотрудничества, поддержания интереса испытуемого;
· трудность выявления временных состояний субъекта (болезнь, утомление, тревога), влияющих на выполнение теста;
· групповое тестирование дает менее полную и надежную информацию об испытуемом, чем индивидуальное тестирование.
Устные и письменные тесты
Эти тесты различаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными — групповые. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно (открытые ответы), в других он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным (закрытые ответы).
В письменных тестах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Письменные ответы также могут носить открытый или закрытый характер.
Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты.
Эти тесты различаются по материалу, который используется при тестировании. Бланковые тесты (другим широко известным названием является «тесты “карандаш и бумага”») представлены в виде отдельных бланков или тетрадей, брошюр, в которых содержится инструкция по применению, примеры решения заданий, сами задания и графы для ответов. Для старших подростков предусмотрены формы, когда ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки.
|
|
В предметных тестах материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т. п. Наиболее известны кубики Кооса, тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского-Сахарова. Предметные тесты чаще проводятся индивидуально. Сфера применения: изучение мышления, восприятия, способности соотносить действие с образцом. Применяется как в обычной, так и в клинической практике.
Аппаратурные тесты — это тип методик, требующий применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны приборы для исследования показателей времени реакции (реактометры, рефлексометры). Используются в основном для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления.
Компьютерные тесты. Это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.
С помощью компьютера экспериментатор получает для анализа такие данные, которые без ЭВМ получить практически невозможно: время выполнения отдельных заданий теста, время получения правильных ответов, количество отказов от решения и обращения за помощью и т.п. Компьютерная диагностика удобна при профотборе и массовом обследовании, аттестации персонала и пр.
Вербальные и невербальные тесты
Эти тесты различаются по характеру стимульного материала.
В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. Задания, составляющие эти методики, апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений.
Невербальные тесты — такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции. Самым известным невербальным тестом являются прогрессивные матрицы Равена. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых различий на результат испытания. Они также облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.
По содержанию тесты обычно делятся на следующие классы, или направления:
1 тесты интеллекта,
2 способностей,
3 личности;
4 достижений
Тесты способностей — это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями в различных областях (математика, техника, литература), в разнообразных видах художественных деятельностей. Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение разными видами занятий и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом и поэтому часто называются общими интеллектуальными (умственными) способностями. В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным, специальным областям деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.
По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.). Ответы испытуемых оцениваются как правильные или неправильные.
Тесты личности — это психодиагностические методики, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также особенностей поведения индивида в определенных ситуациях. Тесты личности диагностируют неинтеллектуальные психические проявления испытуемых, которые измеряются также с помощью опросников и проективной техники.
Среди тестов встречаются такие, которые дают разностороннюю, комплексную оценку состояния личности или степени развитости ее отдельных свойств. Комплексными, например, являются тест Кеттела, ММРI и другие.
Тесты личности можно подразделить на:
· тесты действия;
· ситуационные тесты.
Тесты действия представляют собой относительно простые, четко структурированные процедуры, в которых возможен правильный ответ.
Особенностью ситуационных тестов является то, что испытуемому предлагается выбрать образ поведения в сложной социальной ситуации, близкой к реальной. С их помощью диагностируются, в частности, такие аспекты личности, как склонность к асоциальному поведению, а также к стабильным, устойчивым решениям и действиям.
Тесты достижений, или тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной), предназначены для оценки степени продвинутости знаний, навыков, умений после прохождения человеком соответствующего обучения, общей и профессиональной подготовки. Тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений.
Межличностные тесты позволяют оценивать человеческие отношения в различных социальных группах, например, социометрический тест, тест социально-психологической самоаттестации группы как коллектива.
Тесты интеллекта предназначены для исследования и измерения возрастного интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими методиками.
Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию).
По форме тесты интеллекта могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными, вербальными и невербальными. Каждое задание таких тестов имеет правильное решение, и, следовательно, об успешности их выполнения судят по числу правильных или неправильных ответов.
На протяжении более чем полувека одной из основных задач психологической диагностики признавалось измерение количественных различий интеллектуального уровня индивидов. Сведение интеллектуальных различий к коэффициенту умственного уровня вытекало из представлений об интеллекте как общей врожденной способности, от которой зависят достижения в развитии психики и которую можно измерить с помощью тестов.
В настоящее время эта точка зрения пересматривается многими западными психологами. Накопленные тестологией факты неопровержимо свидетельствуют об изменчивости того, что измеряется коэффициентом IQ. Все большее признание получает представление о том, что с помощью интеллектуальных тестов определяются не природные различия между людьми, а наличный уровень знаний и умений, сложившихся к моменту испытания. По мнению А. Анастази, серьезной ошибкой является убеждение, что IQ отражает устойчивые характеристики индивида, которые якобы предопределяют уровень его интеллектуальных достижений на протяжении всей жизни, на самом деле тесты предназначены для того, чтобы показать, что умеет индивид делать в данный момент.
Поэтому целями использования интеллектуальных тестов является:
1) характеристика реального состояния некоторых умений и навыков,
2) выявление степени влияния культурных помех и неблагополучного социоэкономического положения,
3) изучение изменчивости поведения, развития умений и навыков.
Первые интеллектуальные тесты были предложены французским психологом Альфредом Бине для диагностики детей с отклонениями в развитии (заказ государственных школ). Они вошли в историю как шкалы Бине. В дальнейшем они были неоднократно переработаны и дополнены с участием еще одного психолога Анри Симона. Поэтому конечные варианты именуются шкалы Бине-Симона.
Среди многих переводов и адаптаций тестов Бинэ-Симона наиболее жизнеспособным оказался один из американских вариантов — стэнфордская редакция. Каждый возрастной уровень содержит 6 тестов, за исключением среднего взрослого, состоящего из 8 тестов. Тестирование начинается с заведомо более низкого уровня, чем ожидаемый умственный уровень испытуемого. Если он терпит неудачу с каким-либо тестом внутри некоторого возрастного уровня, то ему предъявляют тесты более низкого уровня. Эта процедура продолжается до тех пор, пока не достигается уровень, все тесты которого испытуемый выполняет. Этот уровень называется основным возрастом. Далее тестирование продолжается до уровня, все тесты которого решаются неверно. Этот уровень называется предельным возрастом.
Другим примером индивидуальных тестов интеллекта являются Шкалы умственного развития, разработанные Д. Векслером в 1939 г. Помимо того, что шкалы Векслера диагностируют умственное развитие, они часто применяются для психиатрического диагноза.
30 лет Векслер работал над своей методикой и в результате разработал шкалы для: взрослых (16-64), школьников (7-16), дошкольников и детей раннего возраста. Именно Векслеру принадлежит вычисление стандартной нормы IQ=100 баллов и отклонение =16 баллов.
Особо рассмотрим тесты интеллекта, разработанные для испытания людей, которых невозможно адекватно оценить с помощью указанных индивидуальных и групповых тестов. Речь идет о детях с дефектами речи, с некоторыми психическими и физическими недостатками, о говорящих на иностранном языке, неграмотных, о лицах из неблагоприятной культурной среды и некоторых других. Для исследования этих групп испытуемых применяются либо тесты действия, либо тесты, свободные от влияния культуры, либо неязыковые тесты.
Одним из первых тестов действия, разработанным для испытания умственно отсталых детей, является «Тест воспроизведения прежнего порядка» на доске. Созданный Э. Сегеном еще в 1866г., он применяется и в настоящее время. Тест состоит в следующем. На доске расположены 10 предметов; экспериментатор снимает их и складывает в определенном порядке. Испытуемый должен как можно быстрее вернуть предметы на прежнее место. Допускается три пробы: показателем по тесту является самое короткое время, необходимое для выполнения задания. Тесты, подобные этому, но большей трудности, применяются для испытания иностранцев.
Контрольные вопросы:
1 Какие вы можете назвать общие и различные характеристики эксперимента, наблюдения и тестов?
2 Какие виды тестов можно использовать при:
· обследовании интеллектуального развития ребенка 7 лет?
· изучении мотивации достижения у подростков?
· выявлении скорости моторных реакций?
· обследовании сферы эмоций?
Практические задания:
1 Составьте схему «Этапы развития интеллектуальных тестов», пользуясь материалами книги А. Анастази.
Список литературы:
2 Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. СПб.: Питер, 2005. 688 с.
3 Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. С. 13-18.
4 Общая психодиагностика: методические указания/ автор-сост. О.В. Белова. Новосибирск: научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
5 Психологическая диагностика: проблемы и исследования/под ред. К.М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981.