double arrow

ГЛАВА 3. Метод тестирования

Понятие теста, особенности и требования к тестам. Классификация тестов по форме. Виды тестов в зависимости от содержания. Тесты интеллекта и их разработка.

Тесты (от англ. — испытание, проверка, проба) — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологи­ческих различий между людьми.

Тест состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов по­ведения. Из всех возможных психодиагностических ме­тодик к тестам предъявляются самые строгие требования, касаю­щиеся валидности, надежности, точности и однозначности. Это связано с возможностью сопоставления индивидуальных результатов друг с другом. Сопоставимость означает, что оценки, полученные при помощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были получены, если, разумеется, тест при­менялся правильно.

Надежность тестов выше, чем наблю­дений и опросников. Психолог контроли­рует фактически весь ход исследования, пытаясь максимально поддерживать оди­наковые для всех обследуемых условия.

Надежность тестов обеспечивает:

· маскировка целей тестирования — требования к обследуемому специально искажаются;

· постановка неожиданной задачи или отвлечение внимания — используются повторяющиеся задания или вопросы, не относящиеся к изучаемому феномену;

· использование стандартного стимульного материала.

Повышение диагностического потен­циала тестов возможно за счет их валидности и надежности.

Результативность тестовых средств повышает стандарти­зация исследования:

· создание единообразной процедуры тестирования. Обследование целесооб­разно проводить приблизительно в одно и то же время дня и в одном и том же помещении;

· проведение всего тестирования од­ним и тем же психологом. Один и тот же психолог начинает и заканчивает тести­рование одного и того же человека или одной и той же группы;

· предъявление одной и той же ин­струкции для всех обследуемых. Замены в инструкции приводят к искажению

Помимо общих методических к тестам предъявля­ются и особые требования.

1 Социокультурная адаптированность теста. Это словосочетание означает соответствие тестовых заданий и тестовых оценок, которые испытуемый получа­ет по этим заданиям, особенностям культуры, сложившимся в том или ином обществе, где данный тест используется, будучи заим­ствованным в другой стране. Если, например, созданный в Европе тест интеллекта впервые применяется в стране, где доминирую­щим в структуре интеллекта является не словесно-логическое, а образное или практическое мышление, то он обязательно должен быть социокультурно адаптирован.

2 Простота формулировок и одно­значность тестовых заданий. Согласно данному требованию в сло­весных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов (слов, рисунков и т. п.), которые могут по-разному воспринимать­ся и пониматься людьми.

3 Ограниченное время выполнения тестовых заданий. Здесь речь идет о том, что полное время выполнения заданий психологического теста не должно превышать полутора-двух часов, так как в течение большего времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

4 Наличие тестовых норм для данного тес­та, под которыми понимаются репрезентативные средние показатели по данному тесту, т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать по­казатели данного индивида, оценивая уровень его психологическо­го развития. Норма теста обычно определяется в результате тести­рования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и усреднения полученных оценок с их последующей диффе­ренциацией по возрасту, полу и ряду других релевантных показате­лей. Норма теста — это средний уровень развития большой совокуп­ности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик.

Всякая норма со временем, как правило, изменяется вместе с теми естественными изменениями, которые с годами происходят в психологическом развитии людей.

Ограничения применения тестов свя­заны с тем, что результаты тестирования зависят от многих неучтенных причин: от отношения к диагносту; негативного прошлого опыта общения с психологом; самочувствия; организации исследова­ния; реальной мотивации обследуемого; высокой мотивации достижения успеха; тестовой тревожности.

Классификация тестов

Тесты можно распределить в несколь­ко подклассов в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представ­ляются классификации тестов по форме и по содержанию.

По форме тесты могут быть:

· индивидуальными и груп­повыми,

· устными и письменными;

· бланковыми, предмет­ными, аппаратурными и компьютерными;

· вербальными и невербальными (практическими).

Индивидуальные и групповые (коллективные) тесты.

Инди­видуальные тесты — это такой вид методик, когда взаимо­действие экспериментатора и испытуемого происходит один на один.

Индивидуальное тестирование имеет свои преиму­щества:

· возможность наблюдать за испытуе­мым (за его мимикой, непроизвольными реакциями), слы­шать и фиксировать непредусмотренные инструкцией выс­казывания;

· возможность оценить отношение к обследова­нию, отмечать функциональное состояние испытуемого и др.

Индивидуальная диагностика необходима при работе:

· с детьми младенческого и дошкольного возраста;

· в клинической психологии — для тестирования лиц с сома­тическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т. д.;

· когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оптимизации его деятельности.

Среди недостатков можно отметить, что индивидуальные тесты требуют, как правило, много вре­мени на проведение.

Групповые тесты — это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек).

Особенности групповых тестов:

групповые тесты одновременно могут быть применены на любом количестве людей;

применение специальных тетрадок и листов для ответов (становится излишним личное взаимодействие между испытуемым и экспериментатором);

при групповом тестировании обеспечиваются более одинаковые, стандартные условия, чем при индивидуальном тестировании;

группо­вые тесты лучше нормированы, так как позволяют охватить боль­ший контингент испытуемых;

в групповых тестах, как правило, применяются вопросы с выбором (т.е. для каждого вопроса на выбор дается несколь­ко вероятных ответов). Это объясняется необходимостью соз­дать большую объективность и единообразие при подсчете вы­полнения тестов;

задания каждого типа предъявляются в по­рядке возрастающей трудности. Иногда проводится группиров­ка заданий одинаковой трудности из разных подтестов: в первую очередь предъявляются самые легкие задания из всех под­тестов, затем более трудные задания каждого типа и т, д.

Наряду с некоторыми положительными свойствами группо­вые тесты обладают серьезными недостатками, ограничивающи­ми их применение:

· уменьшение роли экспериментатора. В групповом тестировании экспериментатор имеет гораздо меньше возможно­стей для установления доброжелательной атмосферы, сотрудни­чества, поддержания интереса испытуемого;

· трудность выявления временных состояний субъекта (болезнь, утомление, тревога), влияющих на выполнение теста;

· групповое тестирование дает менее полную и надежную информацию об испытуемом, чем индивидуальное тестирование.

Устные и письменные тесты

Эти тесты различаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуаль­ные тесты, письменными — групповые. Устные ответы в од­них случаях могут формулироваться испытуемым самосто­ятельно (открытые ответы), в других он должен из несколь­ких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным (закрытые ответы).

В письменных тес­тах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Пись­менные ответы также могут носить открытый или закры­тый характер.

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные те­сты.

Эти тесты различаются по материалу, который исполь­зуется при тестировании. Бланковые тесты (другим широ­ко известным названием является «тесты “карандаш и бу­мага”») представлены в виде отдельных бланков или тетра­дей, брошюр, в которых содержится инструкция по при­менению, примеры решения заданий, сами задания и гра­фы для ответов. Для старших подростков предусмотрены формы, когда ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки.

В предметных тестах материал тестовых заданий пред­ставлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов тех­нических устройств и т. п. Наиболее известны кубики Кооса, тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выгот­ского-Сахарова. Предметные тесты чаще проводятся ин­дивидуально. Сфера применения: изучение мышления, восприятия, способности соотносить действие с образцом. Применяется как в обычной, так и в клинической практике.

Аппаратурные тесты — это тип методик, требующий применения специальных технических средств или специ­ального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны при­боры для исследования показателей времени реакции (реактометры, рефлексометры). Используются в основном для изучения осо­бенностей восприятия, памяти, мышления.

Компьютерные тесты. Это автоматизированный вид тес­тирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Стандартные статистические паке­ты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.

С помощью компьютера экспериментатор получает для анализа такие данные, которые без ЭВМ получить практи­чески невозможно: время выполнения отдельных заданий теста, время получения правильных ответов, количество отказов от решения и обращения за помощью и т.п. Компьютерная диагностика удобна при профотборе и массовом обследовании, аттестации персонала и пр.

Вербальные и невербальные тесты

Эти тесты различают­ся по характеру стимульного материала.

В вербальных тес­тах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуще­ствляемые в словесно-логической форме. Задания, состав­ляющие эти методики, апеллируют к памяти, воображе­нию, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений.

Невербальные тесты — такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции. Самым известным невербальным те­стом являются прогрессивные матрицы Равена. Невербаль­ные тесты уменьшают влияние языковых различий на ре­зультат испытания. Они также облегчают процедуру тести­рования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низ­ким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбина­торного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специаль­ных способностей, тесты достижений.

По содержанию тесты обычно делятся на следующие классы, или направления:

1 тесты интеллекта,

2 способнос­тей,

3 личности;

4 до­стижений

Тесты способностей — это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знания­ми, навыками, умениями в различных областях (матема­тика, техника, литература), в разнообразных видах художе­ственных деятельностей. Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение разными ви­дами занятий и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. Общие способности отожде­ствляются с интеллектом и поэтому часто называются общими интеллектуальными (умственными) способнос­тями. В отличие от общих специальные способности рассматри­ваются в отношении к отдельным, специальным областям деятельности. В соответствии с таким делением разрабаты­ваются тесты общих и специальных способностей.

По своей форме тесты способностей носят разнообраз­ный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.). Ответы испытуемых оцениваются как пра­вильные или неправильные.

Тесты личности — это психодиагностические методики, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмо­ций, отношений (в том числе и межличностных), а также особенностей поведения индивида в определенных ситуаци­ях. Тесты личности диагностируют неинтеллектуальные психические проявления испытуемых, которые измеря­ются также с помощью опросников и проективной техники.

Среди тестов встречаются та­кие, которые дают разностороннюю, комплексную оценку состоя­ния личности или степени развитости ее отдельных свойств. Ком­плексными, например, являются тест Кеттела, ММРI и другие.

Тесты личности можно подразделить на:

· тесты действия;

· ситуационные тесты.

Тесты действия представляют со­бой относительно простые, четко структурированные про­цедуры, в которых возможен правильный ответ.

Особенностью ситуационных тестов является то, что испытуемому предлагается выбрать образ поведения в слож­ной социальной ситуации, близкой к реальной. С их помо­щью диагностируются, в частности, такие аспекты лично­сти, как склонность к асоциальному поведению, а также к стабильным, устойчивым решениям и действиям.

Тесты достижений, или тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной), предназначены для оценки степени продвинутости знаний, навыков, умений после прохождения человеком соответ­ствующего обучения, общей и профессиональной подго­товки. Тесты достижений в первую очередь измеряют влия­ние, которое оказывает на развитие индивида относитель­но стандартный набор воздействий. Они широко использу­ются для оценки школьных, учебных, а также профессио­нальных достижений.

Межличностные тесты позволяют оценивать человеческие от­ношения в различных социальных группах, например, социометрический тест, тест социально-психологической самоаттестации группы как коллектива.

Тесты интеллекта предназначены для исследования и измерения возрастного интеллектуального развития чело­века. Они являются наиболее распространенными психо­диагностическими методиками.

Под интеллектом как объектом измерения подразуме­ваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным про­цессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию).

По форме тесты интеллекта могут быть груп­повыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными, вербальными и невербальными. Каждое за­дание таких тестов имеет правильное решение, и, следовательно, об успешности их выполнения судят по числу пра­вильных или неправильных ответов.

На протяжении более чем полувека одной из основных задач психологической диагностики признавалось измерение количе­ственных различий интеллектуального уровня индивидов. Сведе­ние интеллектуальных различий к коэффициенту умственного уровня вытекало из представлений об интеллекте как общей врожденной способности, от которой зависят достижения в раз­витии психики и которую можно измерить с помощью тестов.

В настоящее время эта точка зрения пересматривается многими западными психологами. Накопленные тестологией факты неоп­ровержимо свидетельствуют об изменчивости того, что измеряется коэффициентом IQ. Все большее признание получает пред­ставление о том, что с помощью интеллектуальных тестов оп­ределяются не природные различия между людьми, а налич­ный уровень знаний и умений, сложившихся к моменту испытания. По мнению А. Анастази, серьезной ошибкой является убеждение, что IQ отражает устойчивые характеристики индивида, которые якобы предопределяют уровень его интеллектуальных достижений на протяжении всей жизни, на самом деле тесты предназначены для того, чтобы показать, что умеет индивид делать в данный момент.

Поэтому целями использования интеллектуальных тес­тов является:

1) характеристика реального состояния некоторых умений и навыков,

2) выявление степени влияния культурных помех и неблагополучного социоэкономического положения,

3) изучение изменчивости поведения, развития уме­ний и навыков.

Первые интеллектуальные тесты были предложены французским психологом Альфредом Бине для диагностики детей с отклонениями в развитии (заказ государственных школ). Они вошли в историю как шкалы Бине. В дальнейшем они были неоднократно переработаны и дополнены с участием еще одного психолога Анри Симона. Поэтому конечные варианты именуются шкалы Бине-Симона.

Среди многих переводов и адаптаций тестов Бинэ-Симона наиболее жизнеспособным оказался один из американских ва­риантов — стэнфордская редакция. Каждый возраст­ной уровень содержит 6 тестов, за исключением среднего взрос­лого, состоящего из 8 тестов. Тестирование начинается с заведомо более низкого уровня, чем ожидаемый умственный уровень испытуемого. Если он терпит неудачу с каким-либо тестом внутри некоторого возрастного уровня, то ему предъявляют тесты более низкого уровня. Эта процедура продолжается до тех пор, пока не достигается уровень, все тесты которого испытуемый выполняет. Этот уро­вень называется основным возрастом. Далее тестирование продолжается до уровня, все тесты которого решаются неверно. Этот уровень называется пре­дельным возрастом.

Другим примером индивидуальных тестов интеллекта являются Шкалы умственного развития, разработанные Д. Векслером в 1939 г. Помимо того, что шкалы Векслера диагностируют умствен­ное развитие, они часто применяются для психиатрического ди­агноза.

30 лет Векслер работал над своей методикой и в результате разработал шкалы для: взрослых (16-64), школьников (7-16), до­школьников и детей раннего возраста. Именно Векслеру принадлежит вычисление стандартной нормы IQ=100 баллов и отклонение =16 баллов.

Особо рассмотрим тесты интеллекта, разработанные для ис­пытания людей, которых невозможно адекватно оценить с по­мощью указанных индивидуальных и групповых тестов. Речь идет о детях с дефектами речи, с некоторыми пси­хическими и физическими недостатками, о говорящих на иност­ранном языке, неграмотных, о лицах из неблагоприятной куль­турной среды и некоторых других. Для исследования этих групп испытуемых применяются либо тесты действия, либо тесты, сво­бодные от влияния культуры, либо неязыковые тесты.

Одним из первых тестов действия, разработанным для испытания умст­венно отсталых детей, является «Тест воспроизведения прежнего порядка» на доске. Созданный Э. Сегеном еще в 1866г., он применяется и в настоящее время. Тест состоит в следующем. На доске расположены 10 предметов; экс­периментатор снимает их и складывает в определенном порядке. Испытуемый должен как можно быстрее вернуть предметы на прежнее место. Допускает­ся три пробы: показателем по тесту является самое короткое время, необхо­димое для выполнения задания. Тесты, подобные этому, но большей трудно­сти, применяются для испытания иностранцев.

Контрольные вопросы:

1 Какие вы можете назвать общие и различные характеристики эксперимента, наблюдения и тестов?

2 Какие виды тестов можно использовать при:

· обследовании интеллектуального развития ребенка 7 лет?

· изучении мотивации достижения у подростков?

· выявлении скорости моторных реакций?

· обследовании сферы эмоций?

Практические задания:

1 Составьте схему «Этапы развития интеллектуальных тестов», пользуясь материалами книги А. Анастази.

Список литературы:

2 Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. СПб.: Питер, 2005. 688 с.

3 Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. С. 13-18.

4 Общая психодиагностика: методические указания/ автор-сост. О.В. Белова. Новосибирск: научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.

5 Психологическая диагностика: проблемы и исследования/под ред. К.М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: