ГЛАВА 1. Особенности психологического исследования

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ГЛАВА 1. Особенности психологического исследования

Понятие исследования. Его основные формы и виды. Требования к психологическому исследованию. Этапы проведения психологического исследования. Классификация методов психологического исследования.

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, осно­вано на норме деятельности — научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования, ориентацию исследования на воспроизводимость ре­зультата.

Различают эмпирическое и теоретическое исследования, хотя разграничение это условно (рисунок 1).

Рисунок 1 — Классификация форм научного исследования

Охарактеризуем эти формы исследования.

· Под обзорно-аналитическим исследованием подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ста­вил или не решал подобным методом, обзор имеющегося по проблеме материала с целью показать объем работ в данной области.

· Обзорно-критические исследования проводятся в целях опроверже­ния существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критиче­ские исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний.

· Эмпирическое описательное исследование только описывает совокупность полученных результатов в пределах соответствующих условий.

· Цель эмпирического объяснительного исследования не только описать результаты, но и объяснить, почему они именно такие, а не иные.

· Методическое исследование проводится с целью разработки нового подхода, методики, технологии и пр.

Существует и другая классификация видов научного исследования (рисунок 2).

Рисунок 2 — Виды научных исследований

Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без уче­та практического эффекта от применения знаний. Прикладное исследование про­водится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае — психологии). Как и междисциплинар­ные, монодисциплинарные исследования требуют участия специалистов различных областей и прово­дятся на стыке нескольких научных дисциплин.

Комплексные иссле­дования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значи­мых параметров изучаемой реальности. Однофакторное, или аналитическое, ис­следование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

В своих общих чертах психологическое исследование ничем не отличается от научного и соответствует всем его основным признакам. Однако у него есть и своя специфика.

Существуют определенные требования к психологическому исследованию:

1 Инвариантность получаемого знания (получаемый исследователем научный результат в идеале не должен зависеть от времени, т.е. явление, закономерность, закон инвариантны относительно времени).

2 Объективность (научный результат не должен зависеть от личности исследователя, его мотивов, намерений, интуиции и т.д. На­учное знание необъективно в том смысле, что не может существовать без его носите­лей, без людей, обладающих квалификацией и способностями понимать и добывать это знание, но оно имеет объективный источник — внешний по отношению к субъекту познания мир).

Подобные требования предполагают непредвзятость и объективность исследователя, его точное следование этическим и профессиональным стандартам.

Любое исследование включает в себя ряд необходимых этапов. На каждом этапе решается определенная задача.

Выделяют следующие этапы:

- первоначальное определение темы, проблемы, цели, гипотезы и задач исследования;

- теоретический анализ имеющейся информации как в современной теории, так и в истории науки;

- организация опытно-экспериментального исследования;

- оформление полученных результатов и окончательное определение темы, проблемы, цели, объекта, гипотезы и задач исследования; разработка научно-методических рекомендаций, применение результатов исследования в педагогической практике.

Исследование начинается с постановки задачи: что неизвестно?

Может оказаться, что эта проблема уже решена или существу­ют подобные исследования, не приведшие к окончательному результату. Если ученый сомневается в результатах, полученных ранее, он воспроизводит исследо­вание по методике, предложенной его предшественниками, затем анализирует ме­тоды и методики, которые ими применялись для решения этих или аналогичных за­дач.

Выбор темы работы помимо научного любопытства самого исследователя во многом определяется запросами и потребностями общества. От степени общественной значимости зависит финансирование разработки научной проблемы и оценка результата деятельности ученых. Необходимо определиться с направлением научного поиска, выбрать именно то, которое кажется наиболее актуальным. По данному направлению необходимо прочитать около десятка монографий и 30-40 научных статей. Прочитанное необходимо обдумать, сопоставить с имеющимися жизненными впечатлениями, наметить возможные варианты собственного исследования, изложить весь собранный материал.

Следующим очень важным этапом является формулировка предположений—гипотез. Для их проверки строится план научного исследования. Он включает в себя выбор объекта — группы людей, на которых будет проводиться эксперимент или за которыми будет вестись наблюдение. Уточняется предмет исследований — часть реальности, которая будет изучаться. Выбирается место и время исследова­ний и определяется порядок экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента.

Любое научное исследование начинается с изучения истории проблемы и ее современного состояния. При этом необходимо определить, какие существуют подходы к её рассмотрению, в чём заключается сущность каждого из них, какие у них достоинства и недостатки, какие учёные придерживаются той или иной точки зрения. Подобный анализ даст богатую пищу для размышления, что в дальнейшем подлежит проверке в ходе организации опытно-экспериментальной работы.

В конце концов наступает такое время, когда исследователь начинает видеть, что в философской, психолого-педагогической литературе, а также в других смежных науках он не находит никакой новой информации. Каждая новая прочитанная работа лишь повторяет известные сведения. К этому периоду уже бывает накоплено достаточное количество конспектов первоисточников, в которых отражены самые противоречивые мнения.

Проведение исследований по намеченному плану — следующий этап. В процессе опытно-экспериментального исследования проверке подлежат рассмотренные теоретические положения. Здесь может быть подтверждено то, что было выдвинуто предшественниками, а какие-то данные могут быть уточнены и проработаны более подробно. Экспериментально может быть опровергнуто какое-либо утверждение или подтверждена новая оригинальная точка зрения.

Основной трудностью является обоснование методики опытно-экспериментальной работы, т.к. доказать можно всё, что угодно, если не продумана методика эксперимента.

После фиксации результатов эксперимента проводится первичный анализ дан­ных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипоте­зы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерно­сти. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные. На основе уточнен­ной теории делаются новые выводы.

Классификация методов психологического исследования

С.Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» (1946) в качестве главных психологических ме­тодов выделил:

· наблюдение - «внешнее» и «внутреннее»,

· экспери­мент - лаборатор­ный, естественный, психолого-педа­гогический и физиологический (в его основной модификации - метод ус­ловных рефлексов),

· изучение продуктов дея­тельности,

· беседу (в частности, кли­ническую беседу в генетической пси­хологии Пиаже),

· анкету.

Вторая развернутая классификация методов психологического исследования получила распространение в отечественной психологии благодаря Б.Г. Ана­ньеву.

Все методы он разделил на:

1) организационные — сравнительный, лонгитюдный и комплексный;

2) эмпирические — обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод;

3) способы обработки данных — методы математико-статистического анализа данных и качественного описания;

4) интерпретационные — генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.).

Удобно располагать все психологические эмпирические методы в двухмерном пространстве, оси которого обозначают два специфических признака психологиче­ского исследования (рисунок 3). Первый — наличие или отсутствие взаимодействия между ис­пытуемым и исследователем или же интенсивность этого взаимодействия. Оно мак­симально в клиническом эксперименте и минимально при самонаблюдении (иссле­дователь и исследуемый — одно лицо). Второй — объективированность и субъективированность процедуры. Крайними вариантами являются тестирование (или измерение) и «чистое» понимание поведения другого человека путем «вчувствования», эмпатии, сопереживания, личностной интерпретации его действий.

Рисунок 3 — Методы психологического исследования

Контрольные вопросы:

1 Что такое научное исследование?

2 Чем критическое исследование отличается от обзорного?

3 Какие существуют виды научных гипотез?

4 Что такое фундаментальное исследование?

5 Чем отличается комплексное исследование от однофакторного?

6 Что является продуктом фундаментального исследования?

7 Перечислите этапы научного исследования.

8 Что подразумевает актуальность исследования?

9 Чем объект отличается от предмета исследования?

10 Чем классификация Рубинштейна отличается от Ананьевской?

11 Что подразумевается под генетическим методом?

12 В чем сущность лонгитюдного метода?

13 Какова основная цель любого исследования?

Практические задания:

1 Классифицируйте методы исследования в зависимости от следующих параметров:

· объективность-субъективность;

· наличие контакта между исследователем и испытуемым – отсутствие контакта;

· активное вмешательство-пассивность.

2 Сформулируйте гипотезы исследований на следующие темы:

· Сравнительный анализ различных параметров памяти у старших дошкольников с ЗПР и нормальным развитием.

· Изучение агрессивности подростков.

· Изучение взаимосвязи опыта работы и предпочтений в выборе копинг-стратегий у младшего медицинского персонала.

3 Познакомьтесь с другими классификациями методов исследования. Что между ними общего и отличного?

Классификации методов по Й. Шванцаре

Й. Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

1) по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги и карандаша» и т.д.);

2) по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);

3) тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов;

4) по психической активности испытуемых:

· интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях) — анкеты, беседа;

· экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);

· проективные (испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы);

· исполнительные (испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт).

Классификации психодиагностических методов по В.К. Гайде,

В.П. Захарову

Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:

1) по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;

2) по назначению:

· общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р. Кеттелла или Г. Айзенка, тесты общего интеллекта);

· тесты профессиональной пригодности;

· тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);

· тесты достижений;

3) по материалу, которым оперирует испытуемый:

· бланковые;

· предметные (кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера);

· аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);

4) по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;

5) по форме ответа: устные и письменные;

6) по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты (в тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи);

7) по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных тестах задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки различных характеристик интеллекта);

8) по комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);

9) по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;

10) по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;

11) по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

Классификации психодиагностических методов по А.А. Бодалеву,

В.В. Столину

Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:

1) по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:

· объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);

· стандартизованные самоотчеты;

· тесты-опросники, открытые опросники;

· шкальные техники (семантический дифференциал Ч. Осгуда), субъективная классификация;

· индивидуально-ориентированные техники (идеографические) и методики ролевых репертуарных решеток;

· проективные техники;

· диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);

2) по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики:

· объективные;

· диалогические.

Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой.

Список литературы:

1 Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987.

2 Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике / отв. ред. С.Б. Крымский. Киев: Наук. думка, 1989.

3 Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1976. С.463.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: