РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА 1. Особенности психологического исследования
Понятие исследования. Его основные формы и виды. Требования к психологическому исследованию. Этапы проведения психологического исследования. Классификация методов психологического исследования.
Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности — научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования, ориентацию исследования на воспроизводимость результата.
Различают эмпирическое и теоретическое исследования, хотя разграничение это условно (рисунок 1).
Рисунок 1 — Классификация форм научного исследования
Охарактеризуем эти формы исследования.
· Под обзорно-аналитическим исследованием подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом, обзор имеющегося по проблеме материала с целью показать объем работ в данной области.
|
|
· Обзорно-критические исследования проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний.
· Эмпирическое описательное исследование только описывает совокупность полученных результатов в пределах соответствующих условий.
· Цель эмпирического объяснительного исследования не только описать результаты, но и объяснить, почему они именно такие, а не иные.
· Методическое исследование проводится с целью разработки нового подхода, методики, технологии и пр.
Существует и другая классификация видов научного исследования (рисунок 2).
Рисунок 2 — Виды научных исследований
Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний. Прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.
Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае — психологии). Как и междисциплинарные, монодисциплинарные исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин.
Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. Однофакторное, или аналитическое, исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.
|
|
В своих общих чертах психологическое исследование ничем не отличается от научного и соответствует всем его основным признакам. Однако у него есть и своя специфика.
Существуют определенные требования к психологическому исследованию:
1 Инвариантность получаемого знания (получаемый исследователем научный результат в идеале не должен зависеть от времени, т.е. явление, закономерность, закон инвариантны относительно времени).
2 Объективность (научный результат не должен зависеть от личности исследователя, его мотивов, намерений, интуиции и т.д. Научное знание необъективно в том смысле, что не может существовать без его носителей, без людей, обладающих квалификацией и способностями понимать и добывать это знание, но оно имеет объективный источник — внешний по отношению к субъекту познания мир).
Подобные требования предполагают непредвзятость и объективность исследователя, его точное следование этическим и профессиональным стандартам.
Любое исследование включает в себя ряд необходимых этапов. На каждом этапе решается определенная задача.
Выделяют следующие этапы:
- первоначальное определение темы, проблемы, цели, гипотезы и задач исследования;
- теоретический анализ имеющейся информации как в современной теории, так и в истории науки;
- организация опытно-экспериментального исследования;
- оформление полученных результатов и окончательное определение темы, проблемы, цели, объекта, гипотезы и задач исследования; разработка научно-методических рекомендаций, применение результатов исследования в педагогической практике.
Исследование начинается с постановки задачи: что неизвестно?
Может оказаться, что эта проблема уже решена или существуют подобные исследования, не приведшие к окончательному результату. Если ученый сомневается в результатах, полученных ранее, он воспроизводит исследование по методике, предложенной его предшественниками, затем анализирует методы и методики, которые ими применялись для решения этих или аналогичных задач.
Выбор темы работы помимо научного любопытства самого исследователя во многом определяется запросами и потребностями общества. От степени общественной значимости зависит финансирование разработки научной проблемы и оценка результата деятельности ученых. Необходимо определиться с направлением научного поиска, выбрать именно то, которое кажется наиболее актуальным. По данному направлению необходимо прочитать около десятка монографий и 30-40 научных статей. Прочитанное необходимо обдумать, сопоставить с имеющимися жизненными впечатлениями, наметить возможные варианты собственного исследования, изложить весь собранный материал.
Следующим очень важным этапом является формулировка предположений—гипотез. Для их проверки строится план научного исследования. Он включает в себя выбор объекта — группы людей, на которых будет проводиться эксперимент или за которыми будет вестись наблюдение. Уточняется предмет исследований — часть реальности, которая будет изучаться. Выбирается место и время исследований и определяется порядок экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента.
Любое научное исследование начинается с изучения истории проблемы и ее современного состояния. При этом необходимо определить, какие существуют подходы к её рассмотрению, в чём заключается сущность каждого из них, какие у них достоинства и недостатки, какие учёные придерживаются той или иной точки зрения. Подобный анализ даст богатую пищу для размышления, что в дальнейшем подлежит проверке в ходе организации опытно-экспериментальной работы.
|
|
В конце концов наступает такое время, когда исследователь начинает видеть, что в философской, психолого-педагогической литературе, а также в других смежных науках он не находит никакой новой информации. Каждая новая прочитанная работа лишь повторяет известные сведения. К этому периоду уже бывает накоплено достаточное количество конспектов первоисточников, в которых отражены самые противоречивые мнения.
Проведение исследований по намеченному плану — следующий этап. В процессе опытно-экспериментального исследования проверке подлежат рассмотренные теоретические положения. Здесь может быть подтверждено то, что было выдвинуто предшественниками, а какие-то данные могут быть уточнены и проработаны более подробно. Экспериментально может быть опровергнуто какое-либо утверждение или подтверждена новая оригинальная точка зрения.
Основной трудностью является обоснование методики опытно-экспериментальной работы, т.к. доказать можно всё, что угодно, если не продумана методика эксперимента.
После фиксации результатов эксперимента проводится первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные. На основе уточненной теории делаются новые выводы.
Классификация методов психологического исследования
С.Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» (1946) в качестве главных психологических методов выделил:
· наблюдение - «внешнее» и «внутреннее»,
· эксперимент - лабораторный, естественный, психолого-педагогический и физиологический (в его основной модификации - метод условных рефлексов),
· изучение продуктов деятельности,
· беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Пиаже),
· анкету.
Вторая развернутая классификация методов психологического исследования получила распространение в отечественной психологии благодаря Б.Г. Ананьеву.
|
|
Все методы он разделил на:
1) организационные — сравнительный, лонгитюдный и комплексный;
2) эмпирические — обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод;
3) способы обработки данных — методы математико-статистического анализа данных и качественного описания;
4) интерпретационные — генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.).
Удобно располагать все психологические эмпирические методы в двухмерном пространстве, оси которого обозначают два специфических признака психологического исследования (рисунок 3). Первый — наличие или отсутствие взаимодействия между испытуемым и исследователем или же интенсивность этого взаимодействия. Оно максимально в клиническом эксперименте и минимально при самонаблюдении (исследователь и исследуемый — одно лицо). Второй — объективированность и субъективированность процедуры. Крайними вариантами являются тестирование (или измерение) и «чистое» понимание поведения другого человека путем «вчувствования», эмпатии, сопереживания, личностной интерпретации его действий.
Рисунок 3 — Методы психологического исследования
Контрольные вопросы:
1 Что такое научное исследование?
2 Чем критическое исследование отличается от обзорного?
3 Какие существуют виды научных гипотез?
4 Что такое фундаментальное исследование?
5 Чем отличается комплексное исследование от однофакторного?
6 Что является продуктом фундаментального исследования?
7 Перечислите этапы научного исследования.
8 Что подразумевает актуальность исследования?
9 Чем объект отличается от предмета исследования?
10 Чем классификация Рубинштейна отличается от Ананьевской?
11 Что подразумевается под генетическим методом?
12 В чем сущность лонгитюдного метода?
13 Какова основная цель любого исследования?
Практические задания:
1 Классифицируйте методы исследования в зависимости от следующих параметров:
· объективность-субъективность;
· наличие контакта между исследователем и испытуемым – отсутствие контакта;
· активное вмешательство-пассивность.
2 Сформулируйте гипотезы исследований на следующие темы:
· Сравнительный анализ различных параметров памяти у старших дошкольников с ЗПР и нормальным развитием.
· Изучение агрессивности подростков.
· Изучение взаимосвязи опыта работы и предпочтений в выборе копинг-стратегий у младшего медицинского персонала.
3 Познакомьтесь с другими классификациями методов исследования. Что между ними общего и отличного?
Классификации методов по Й. Шванцаре
Й. Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:
1) по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты «бумаги и карандаша» и т.д.);
2) по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
3) тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов;
4) по психической активности испытуемых:
· интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях) — анкеты, беседа;
· экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
· проективные (испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы);
· исполнительные (испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт).
Классификации психодиагностических методов по В.К. Гайде,
В.П. Захарову
Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:
1) по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;
2) по назначению:
· общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р. Кеттелла или Г. Айзенка, тесты общего интеллекта);
· тесты профессиональной пригодности;
· тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);
· тесты достижений;
3) по материалу, которым оперирует испытуемый:
· бланковые;
· предметные (кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера);
· аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
4) по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;
5) по форме ответа: устные и письменные;
6) по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты (в тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи);
7) по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных тестах задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки различных характеристик интеллекта);
8) по комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
9) по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
10) по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
11) по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.
Классификации психодиагностических методов по А.А. Бодалеву,
В.В. Столину
Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:
1) по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:
· объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);
· стандартизованные самоотчеты;
· тесты-опросники, открытые опросники;
· шкальные техники (семантический дифференциал Ч. Осгуда), субъективная классификация;
· индивидуально-ориентированные техники (идеографические) и методики ролевых репертуарных решеток;
· проективные техники;
· диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);
2) по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики:
· объективные;
· диалогические.
Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой.
Список литературы:
1 Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987.
2 Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике / отв. ред. С.Б. Крымский. Киев: Наук. думка, 1989.
3 Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1976. С.463.