Механизмы и уровни государственного регулирования кризисного состояния предприятий

Государственная политика по вопросам несостоятельности и финансового оздоровления предприятий реализуется на основе Гражданского кодекса Российской Федерации, федерального законодательства о несостоятельности(банкротстве), других нормативных актов. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (от 27 сентября 2002 г.) принят взамен прежнего Закона РФ «Онесостоятельности (банкротстве)» (от 8 января 1998 г.) и введен в действие с 26 октября 2002 г. Законом установлено, что дела о банкротстве ре­шаются арбитражными судами, а государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению лицензирует деятельность арбитражных управляющих, ведет учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически или со­циально значимых организаций и выполняет другие подобные функции.

Государственное управление в сфере несостоятельности (банкротства) осуще­ствляется на федеральном и региональном уровнях. Муниципальные образова­ния самостоятельно решают вопросы управления несостоятельными предприя­тиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности или имеющими в уставном капитале долю муниципальной собственности.

Федеральный уровень. К федеральному уровню системы управления в сфере несостоятельности (банкротства) относятся:

1. Федеральная Налоговая служба (с августа 2004 г., до этого подобными полномочиями обладала Федеральная служба России по финансовому оздоровле­нию и банкротству — ФСФО России).

2. Межведомственные балансовые комиссии.

3. Эксперты в области несостоятельности (банкротства).

4. Аккредитованные коммерческие банки.

Система управления в сфере несостоятельности начала формироваться в начале 90-х гг., когда был принят Закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий» В сентябре 1993 г. при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве). Одновременно была сформирована система территориальных органов по делам о несостоятельности (банкротстве). Цели и задачи их деятельности соответствовали действовавшему в товремя Закону РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФУДН) осуществляло свои функции для создания организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации актов о несостоятельности (банкротстве) в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий и организаций, в капитале которых имелась доля (вклад) РФ.

Основными задачами ФУДН являлись:

- проведение государственной политики, направленной на предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий;

- представление интересов государства при решении вопросов, связанных с возбуждением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятий и принятием решений о проведении санации государственных предприятий;

- организация работы по созданию нормативной и методической базы для реализации процессов, вытекающих из применения закона РФ «О несостоятель­ности (банкротстве) предприятий»;

- оказание помощи предприятиям, имеющим признаки несостоятельности (банкротства);

- организация работы по привлечению отечественных и зарубежных инвесто­ров для участия в финансировании реорганизационных процедур.

ФУДН просуществовало до 1997 г., когда на его базе была образована Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (далее — ФСДН России). Одновременно органам исполнительной власти субъек­тов РФ было рекомендовано оказать содействие ФСДН России в размещении ее территориальных органов и представителей на соответствующих территориях.

Правительством установлено, что ФСДН России — государственный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, пре­дусмотренные законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) и фи­нансовом оздоровлении организаций. При введении в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в 1998 г. ФСДН России была уполномочена представлять интересы РФ как кредитора по денежным обязательствам и по обязательным платежам при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) организаций.

ФСДН России осуществляла возложенные на нее функции и полномочия непосредственно через свои территориальные органы и представителей на соответствующих территориях.

Как показала практика, процедуры финансового оздоровления требуют усиления влияния государства в лице его органа по финансовому оздоровлению и банкротству. В связи с этим в мае 1999 г. ФСДН России была преобразована в Федеральную службу России по финансовому оздоровле­нию и банкротству — ФСФО России. Ее деятельность стал координировать и контролировать первый заместитель Председателя Правительства РФ, в чьей компетенции находились вопросы управления собственностью, институциональных преобразований, рынка ценных бумаг, финансового оздоровления и несостоятельности предприятий.

В своей деятельности, обеспечивающей макроэкономическое регулирование поддержки достаточной экономической состоятельности предприятий, ФСФО России руководствовалась следующими группами задач:

1) правовое и методическое обеспечение по процедурам несостоятельности (банкротства) и финансовому оздоровлению;

2) финансовая экспертиза деятельности организаций, в том числе для подготовки по запросу суда, прокуратуры и иного уполномоченного органа заключе­ний о признаках несостоятельности, а также фиктивного или преднамеренного банкротства;

3) разработка предложений по финансовому оздоровлению организаций, в том числе по реструктуризации их задолженности;

4) разработка проектов реструктуризации предприятий, включая привлечение инвестиций.

В рамках инициированной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным административной реформы в марте 2004 года ФСФО России была упразднена. Функции, ранее исполнявшиеся указанной службой, были переданы Министерству Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства». 2 августа 2004 г. Министерство по налогам и сборам переименовано в Федеральную Налоговую службу.

Межведомственные балансовые комиссиисоздавались ФСФО России, Мини­стерством финансов РФ, Министерством по налогам и сборам РФ и их территориальными органами. Целью их создания являлись анализ финансового состояния предприятий-должников и выбор антикризисных процедур.

Межведомственными балансовыми комиссиями при участии представителей федеральных государственных внебюджетных фондов, соответствуюших федеральных отраслевых министерств и департаментов и органов исполнительной власти субъектов РФ рассматривается возможность полного погашения организациями-налогоплательщиками име­ющейся фискальной задолженности. Рассмотрение осуществляется при участии уполномоченных представителей организации-не­доимщика. В результате рассмотрения определяется реальная возможность пога­шения фискальной задолженности при условии предоставления отсрочки (рассрочки) по налоговым платежам, отсрочки (рассрочки) уплаты штрафов за нарушение налогового законодательства, а также реализации мероприятий по финансовому оздоровлению организации-недоимщика.

Эксперты в области несостоятельности (банкротства). Для выполнения процедур несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления ФСФО России имела права привлекать юридических и физических лиц, осуществляющих экспертизу:

- финансового состояния и платежеспособности организаций;

- бизнес-планов организаций;

- оценки рыночной стоимости имущества организаций;

- действий руководителей организаций и арбитражных управляющих.

Аккредитованные коммерческие банки. ФСФО России аккредитовывало коммерческие банки, с которыми заключались типовые согла­шения. ФСФО России давало поручение аккредитованному банку на выполнение определенного вида работ в отношении отдельных неплатежеспособных органи­заций, а именно:

- анализ финансового состояния неплатежеспособной организации, в том чис­ле оценка состояния ее банковских счетов и степени ликвидности находящихся в ее активах ценных бумаг;

- экспертиза предлагаемого плана финансового оздоровления (бизнес-плана) или инвестиционного проекта;

- подбор инвесторов и (или) проверка их финансового состояния; - открытие и ведение счетов организации-должника при внешнем управлении и (или) счета должника (счета ликвидационной комиссии) при конкурсном производстве или добровольной ликвидации организации-должника, иных специальных счетов неплатежеспособных организаций, предусмотренных за­конодательством о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоров­лении;

- контроль за целевым использованием средств финансовой поддержки (инве­стиций), выделяемых неплатежеспособным организациям, в процессе их реструктуризации и финансового оздоровления.

Региональный уровень. На территории субъектов Российской Федерации расположены как предпри­ятия федеральной собственности, так и предприятия, находящиеся в собствен­ности субъекта РФ. Соответственно в ведении территориальных органов ФСФО России находились федеральные объекты, а для процедур банкротства на предприятиях, находящихся в государственной собственности субъекта РФ, создаются или создавались региональные комитеты или управления.

Так, в 1994 г. был создан Московский комитет по делам о несостоятельности (банкротстве), который являлся функциональным органом городской администрации, юридическим лицом и подчинялся министру — руководителю Департамента науки и промышленной политики. От имени г. Москвы Комитет представлял интересы собственника при решении вопросов, связанных с реализацией законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий, находящихся в собственности г. Москвы.

В Приморском крае было создано Управление по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Оно реализует полномочия непосредственно или через территориальные комитеты на территории муниципальных образований края.

В Саратовской области в структуре администрации появился Департамент по собственности и банкротству, который координирует работу органов управления по банкротству, разрабатывает программы оздоровления предприятий. В Мурманской области вопросы банкротства, ликвидации неэффективных предприятий, санации крупных предприятий находятся в ведении Комитета по оперативным вопросам, ко­торый имеет право давать рекомендации о возбуждении в арбитражном суде дел о несостоятельности (банкротстве) в отношении предприятий, являющихся долж­никами бюджета.

В Республике Татарстан в сентябре 1998 года был создан Комитет по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. С вступлением в силу нового Федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)" Комитет РТ по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению в ноябре 2002 года преобразован в Комитет РТ по антикризисному управлению. Банкротство стало лишь одним из направлений деятельности Комитета - его функции существенно расширились.

Комитет совместно с отраслевыми министерствами республики реализует государственные программы антикризисного развития различных отраслей экономики, участвует в разработке и реализации мероприятий по финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций, мероприятий по системному управлению недвижимостью. Кроме того, Комитет по антикризисному управлению РТ является полномочным органом, представляющим в деле о банкротстве требования Республики Татарстан по денежным обязательствам, а также интересы республики как собственника при проведении процедур банкротства в отношении государственных предприятий и предприятий с государственной долей республики.

Однако большинство регионов полномочия по представлению интересов субъекта РФ как собственника при проведении государственной политики по предупреждению банкротства региональных государственных унитарных пред­приятий, реализации банкротства и представления субъекта Федерации как кредитора по обязательным платежам и в определенных случаях по денежным обязательствам предприятий-должников перед региональным бюджетом делегировали территориальным органам ФСФО России в субъекте РФ. Такое деле­гирование осуществляется на основе соглашения между ФСФО России и субъектом федерации.

Главы муниципальных образований также могут делегировать соответствую­щим территориальным органам ФСФО России в субъекте РФ права по представлению интересов муниципального образования как собственника по отношению к муниципальным унитарным предприятиям, а также право выступать от имени муниципального образования в качестве кредитора по обязательным платежам и денежным обязательствам предприятий-должников перед местным бюджетом.

Значительную роль в вопросах регулирования и обеспечения деятельности арбитражных управляющих на всех уровнях стали играть саморегулируемые организации арбитражных управляющих, создаваемые в соответствии с новым законом «О несостоятельности (банкротстве)». В Республике Татарстан к саморегулируемым организациям относится Гильдия арбитражных управляющих РТ.

2. Сущность и виды банкротства

Как отмечалось выше, большинство российских предприятий в настоящее время переживает функциональный кризис. В сложившейся экономической ситуации они не способны полноценно функционировать, находятся на ста- дии спада своей производственной и деловой активности, являются неплатежеспособными, а то и несостоятельными. Актуальным становится вопрос о выводе таких предприятий из кризиса.

Для выявления и выделения характерных особенностей кризи­са отечественных предприятий, прежде всего, необходимо рассмотреть существующее понятие несостоятельности (банкротства) предприятия, а также правовое обеспечение ме­ханизма банкротства в России и влияние существующего нормативно-правового поля, регламентирующего процесс банкрот­ства, на реальные экономические отношения.

В законодательстве России под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

По законодательству о банкротстве под должником понимает­ся гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (за исключением казенных предприятий), а также некоммерческая организация, действующая в форме потребительского кооперати­ва, благотворительного или иного фонда.
Вокруг пробле­мы банкротства достаточно много терминологической неопределенности. Для понимания сущности банкротства целесообразно провести его классификацию, одним из критериев которой может являться его основная при­чина.

Первый вид банкротства — это банкротство бизнеса, или банкротство, связанное с неэффективностью его деятельности, вызванной неэффективными управлением предприятием, маркетинговой политикой, использованием имеющихся ресурсов и т. д. Под термином «бизнес» в данном случае понимается инициативная, самостоятельная экономиче­ская деятельность, осуществляемая за счет собственных или заем­ных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела, а также продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Второй вид банкротства — это банкротство собственника, или банкротство, вызванное в первую очередь недостатком у собственника инвестиционных ресурсов на осуществление рас­ширенного, а иногда и простого воспроизводства при наличии нормальных основных фондов и трудовых ресурсов, разумной мар­кетинговой политики и востребованности выпускаемой продукции.

Третий вид банкротства — это банкротство производства, когда под влиянием первых двух факторов или в силу устаревшего обору­дования, или же из-за жесткой конкуренции предприятие производит неконкурентоспособную продукцию и это состояние практически неустранимо путем смены управляющего или инвестиционными вливаниями без частичного или полного перепрофилирования производства.

На практике все виды банкротств достаточно с­мешаны, и классифицировать их можно лишь условно по преимущественному фактору, определяющему его природу.

В российской экономической литературе эти виды банкротства назы­ваются также соответственно «неквалифицированным менеджментом», бан­кротством «неэффективного собственника» и «структурным кри­зисом».

Для российских предприятий также характерен четвертый вид банкротства, называемый "недобросовестным менеджментом". В данном случае предприятие оказывается в кризисной ситуации не в силу объективных экономических причин, а исключительно из-за воздействия субъективного фактора управляющего или собственника предприятия. Сюда относятся действия руководства предприятия, связанные со злостным уклонением от исполнения обязательств. К этому разряду принадлежат практика преднамеренных поставок продукции заведомо неплатежеспособным предприятиям за взятки, так называемое «прокручивание» денег, когда поступившая вы­ручка используется не на погашение долгов, а как финансовый капитал и размещается в депозиты, кредиты и инвестиции.

Необходимо отметить, что разделение видов банкротств возможно при анализе стадии банкротства предприятия, так как ретроспек­тивные исследования предприятий-банкротов показывают, что, банкротство, как правило, назревает постепенно.

Целесообразно выделение следующих стадий банкротства:

- скрытая стадия;

-финансовая неустойчивость;

-явное банкротство.

Проведем их анализ.

1) Скрытая стадия банкротства.

Характеризуется в первую очередь снижением "цены предпри­ятия". Ученые Высшей школы предпринимательства и приватиза­ции предлагают цену предприятия определять капитализацией при­были но формуле

V = Р / К,

где: V - ожидаемаяцена предприятия;

Р— ожидаемая прибыль до выплаты налогов, а также процентов по займам и дивидендов;

К-- средневзвешенная стоимость пассивов (обязательств) фирмы (средний процент, показывающий проценты и дивиденды, которые необходимо будет выплачивать в соответствии со сло­жившимися на рынке условиями за заемный и акционерныйкапиталы).

Практика показывает, что если при снижении цены предпри­ятия провести полный финансовый анализ состояния компании, то действитель­но станет очевидным ухудшение финансовой ситуации на предприятии. Таким образом, при снижении цены предприятия, рассчитанной данным способом, можно утверждать, что предприятие из стадии устойчивости (зрелости) переходит (или уже перешло) на стадию спада. Скрытая стадия банкротства свидетельствуето наступающем финансовом кризисе. Необходимы срочные меры по выведению предприятия из наступающего кризиса,так как именно на этом этапе для этого понадобятся минимальные усилия и средства.

2) Финансовая неустойчивость.

Характеризуется первыми трудностями с наличными деньгами,на этой стадии проявляются некоторые ранние признаки банкротства: резкие изменения в структуре баланса и отчета о финансовых результатах.

Успешное и быстрое «лечение» предприятия еще возможно, однако достигаться это будет гораздо большими усилиями и сред­ствами, чем на стадии скрытого банкротства.

3) Явное банкротство.

Характеризуется тем, что предприятие не может своевременно оплачивать долги, банкротство становится юридически очевидным. Пред­приятие переходит из стадии спада на кривой своего жизненного никла на стадию умирания. Своевременным становится вопрос о начале арбитражного процесса о несостоятельности (банкротстве).

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ:

1) Каковы законодательные основы государственной политики в области несостоятельности и финансового оздоровления предприятий?

2) На каких уровнях осуществляется государственное управление в сфере несостоятельности (банкротства)?

3) Что относится к федеральному уровню системы управления в области несостоятельности (банкротства)?

4) Какие этапы прошла в своем развитии система управления в сфере банкротства в РФ?

5) Каковы особенности региональных органов управления в сфере несостоятельности в РФ?

6) Что понимается под несостоятельностью (банкротством) законодательно?

7) Перечислите виды банкротства.

8) Какие стадии включает в себя банкротство?

9) Что понимается под термином «недобросовестный менеджмент»?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура. Отв. ред. Александров Г.- М.: изд-во БЕК, 2002.

2. Беляев С, Кошкин В. Отношения банкротства и их государственное регулирование// Росс. экон. журнал. - 1994. - №8.

3. Беляев С., Кошкин В. Банкротство в России: роль государственного регулирования // Человек и труд. - 1994. - №10.

4. Нормативно-методические материалы о несостоятельноети
(банкротстве) предприятий. Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. М., 1998.

5. ПостановлениеПравительства РФ от 17 февраля 1998 г. №202 «О
государственном органепо делам о банкротстве и финансовом оздоровлении».

6. Республика Татарстан: Формула финансового здоровья Т.1 - 3./ Абсалямов Р., Агафонова М., Алаев Ю. и др. - Казань: Издательский Дом "Образование", 2000.

7. Уткин Э.А. Аудит и управление несостоятельным предприятием: Учеб. пособие/ Уткин Э.А., Бинецкий А.Э. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем"; ЭКМОС, 2000.

8. Федеральный закон oт 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: