Отношения речи к неречевым структурам в осуществлении коммуникативного процесса

Перечисленные отношения структуры речи к неречевым структурам участвуют в осуществлении коммуникативного процесса, графическая модель ко­торого может быть использована для более нагляд­ного представления и дополнительного пояснения коммуникативных качеств речи.

Эта графическая модель позволяет увидеть, какие шаги должны быть сделаны, чтобы замкнулся комму­никативный круг, какие отношения речи к неречевым структурам на каждом шаге работают, ошибки и не­уверенность каких шагов сказываются на общем каче­стве, на уровне культуры речи.

Модель показывает, что в коммуникативном круге прежде всего необходим шаг: действительность — со­знание Л1, т. е. необходимо, чтобы автор имел неко­торый предмет для разговора, некоторую информа­цию о действительности. Первым шагом будет вызван шаг второй: сознание — язык, т. е. сознание автора, по­лучив «задание» от действительности, обратится к ме­ханизму языка за знаковым материалом для построения речи. Третий шаг: язык — речь будет вызван и обусловлен предшествующими двумя и приведет к построению речи как хорошей или плохой знаковой модели действительности. Четвертый шаг: речь — сознание адресата (получателя), опознающего речевую модель и обозначенную ею действительность, а также работу сознания Л1, т. е. сознания автора. Опознава­ние сознанием Л2 действительности в соответствии с тем, как будет опознана речь, и составит пятый шаг коммуникативного круга. Если адресат, осуществив пятый шаг, пожелает ответить на полученную инфор­мацию, он станет автором речи и коммуникативный круг будет повторен, но в обратном направлении.

На каких же шагах коммуникативного круга, ослаб­лением и нарушением каких коммуникативных от­ношений речи к неречевым структурам может ухуд­шаться ее качество?

На первом шаге (действительность — сознание Л1) могут появиться помехи в результате плохого ви­дения, знания действительности или в результате недостаточной переработки сознанием (мышлением) поступившей от действительности информации. Это приведет к ошибкам в выборе и речевой организации средств языка, а затем и к тому, что речь как модель действительности будет искажать ее, т. е. утратит не­обходимую точность и логичность.

На втором шаге (сознание Л1 — язык) также могут появиться помехи в результате неокрепшего владения языком и слабого знания его материала и его свойств, а также в результате недостаточной переработки сознанием Л1 поступившей от языка информации, т. е. плохого контроля сознанием создаваемой структуры речи. Это, как и в первом случае, приведет к ошибкам в выборе и речевой организации средств языка, а за­тем и к тому, что речь как знаковая модель действи­тельности будет искажать ее (или видение и понима­ние ее сознанием Л1), т. е. утратит необходимую точность, логичность и ослабит другие свои коммуни­кативные качества.

На третьем шаге (язык — речь) по причинам только что названным, речь может ослабить свои ком­муникативные качества, и это может произойти даже при условии, что первый и второй шаги были сделаны удовлетворительно, но на третьем шаге был ослаблен контроль сознания за построением речи.

На четвертом шаге (речь — сознание Л2) будет воз­буждена работа сознания (мышления) Л1 в результате воздействия речи. При этом может произойти следую­щее:

а) из-за помех, возникших на первом или втором (или том и другом) шагах коммуникативного круга, сознание Л2 воспримет такую модель действительно­сти (и работы сознания Л1), которая в той или иной степени эту действительность искажает; результат — большее или меньшее непонимание адресатом той информации, которую был намерен выразить автор речи;

б) из-за помех, возникших на третьем шаге ком­муникативного круга и вызванных ошибками предше­ствующих, сознание Л2 также будет введено в заблу­ждение и не осуществится нужное взаимопонимание автора речи и ее адресата;

в) могут появиться со­бственные помехи в распознавании языковой струк­туры речи и выраженной ею информации либо из-за недостаточного владения языком, свойственного адре­сату, и недостаточного знания им материала и свойств языка, либо из-за ослабленного контроля сознания за процессом восприятия речи.

Наконец, на пятом шаге коммуникативного круга могут появиться помехи из-за неверного соотнесения сознанием Л2 речи и действительности, что будет обусловлено либо неполным знанием и пониманием самой речевой структуры, либо недостаточной (для восприятия выраженной ею информации) осведомлен­ностью о действительности, либо ослаблением конт­роля сознания над соотношением речи и сознания, речи и действительности.

Так, в общих чертах, рисуется коммуникативный круг, по которому движутся знаки языка и выражае­мая построенными из них речевыми цепями инфор­мация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: