Перечисленные отношения структуры речи к неречевым структурам участвуют в осуществлении коммуникативного процесса, графическая модель которого может быть использована для более наглядного представления и дополнительного пояснения коммуникативных качеств речи.
Эта графическая модель позволяет увидеть, какие шаги должны быть сделаны, чтобы замкнулся коммуникативный круг, какие отношения речи к неречевым структурам на каждом шаге работают, ошибки и неуверенность каких шагов сказываются на общем качестве, на уровне культуры речи.
Модель показывает, что в коммуникативном круге прежде всего необходим шаг: действительность — сознание Л1, т. е. необходимо, чтобы автор имел некоторый предмет для разговора, некоторую информацию о действительности. Первым шагом будет вызван шаг второй: сознание — язык, т. е. сознание автора, получив «задание» от действительности, обратится к механизму языка за знаковым материалом для построения речи. Третий шаг: язык — речь будет вызван и обусловлен предшествующими двумя и приведет к построению речи как хорошей или плохой знаковой модели действительности. Четвертый шаг: речь — сознание адресата (получателя), опознающего речевую модель и обозначенную ею действительность, а также работу сознания Л1, т. е. сознания автора. Опознавание сознанием Л2 действительности в соответствии с тем, как будет опознана речь, и составит пятый шаг коммуникативного круга. Если адресат, осуществив пятый шаг, пожелает ответить на полученную информацию, он станет автором речи и коммуникативный круг будет повторен, но в обратном направлении.
|
|
На каких же шагах коммуникативного круга, ослаблением и нарушением каких коммуникативных отношений речи к неречевым структурам может ухудшаться ее качество?
На первом шаге (действительность — сознание Л1) могут появиться помехи в результате плохого видения, знания действительности или в результате недостаточной переработки сознанием (мышлением) поступившей от действительности информации. Это приведет к ошибкам в выборе и речевой организации средств языка, а затем и к тому, что речь как модель действительности будет искажать ее, т. е. утратит необходимую точность и логичность.
На втором шаге (сознание Л1 — язык) также могут появиться помехи в результате неокрепшего владения языком и слабого знания его материала и его свойств, а также в результате недостаточной переработки сознанием Л1 поступившей от языка информации, т. е. плохого контроля сознанием создаваемой структуры речи. Это, как и в первом случае, приведет к ошибкам в выборе и речевой организации средств языка, а затем и к тому, что речь как знаковая модель действительности будет искажать ее (или видение и понимание ее сознанием Л1), т. е. утратит необходимую точность, логичность и ослабит другие свои коммуникативные качества.
|
|
На третьем шаге (язык — речь) по причинам только что названным, речь может ослабить свои коммуникативные качества, и это может произойти даже при условии, что первый и второй шаги были сделаны удовлетворительно, но на третьем шаге был ослаблен контроль сознания за построением речи.
На четвертом шаге (речь — сознание Л2) будет возбуждена работа сознания (мышления) Л1 в результате воздействия речи. При этом может произойти следующее:
а) из-за помех, возникших на первом или втором (или том и другом) шагах коммуникативного круга, сознание Л2 воспримет такую модель действительности (и работы сознания Л1), которая в той или иной степени эту действительность искажает; результат — большее или меньшее непонимание адресатом той информации, которую был намерен выразить автор речи;
б) из-за помех, возникших на третьем шаге коммуникативного круга и вызванных ошибками предшествующих, сознание Л2 также будет введено в заблуждение и не осуществится нужное взаимопонимание автора речи и ее адресата;
в) могут появиться собственные помехи в распознавании языковой структуры речи и выраженной ею информации либо из-за недостаточного владения языком, свойственного адресату, и недостаточного знания им материала и свойств языка, либо из-за ослабленного контроля сознания за процессом восприятия речи.
Наконец, на пятом шаге коммуникативного круга могут появиться помехи из-за неверного соотнесения сознанием Л2 речи и действительности, что будет обусловлено либо неполным знанием и пониманием самой речевой структуры, либо недостаточной (для восприятия выраженной ею информации) осведомленностью о действительности, либо ослаблением контроля сознания над соотношением речи и сознания, речи и действительности.
Так, в общих чертах, рисуется коммуникативный круг, по которому движутся знаки языка и выражаемая построенными из них речевыми цепями информация.