И.В. Киреевский о культурной роли России

Близка аргументация в пользу тезиса о приоритете России в развитии истинно-хритианской культуры у И.В. Киреевского. В Западной Европе и церковь и общество оказались под двойным влиянием культурного наследия древнего мира – христианским и языческим. Это последнее выразилось, во-первых, в опоре на античный рационализм, что привело в церковной жизни к изменению догмата о Троице, к превращению папы в главу церкви вместо Иисуса Христа, практике логических доказательств бытия Божьего, к инквизиции, иезуитизму и, наконец, протестантизму. А во-вторых, к полной индивидуализации личности, к частной собственности и договору, к чисто правовой основе государственности. Напротив, Россия, находившаяся вне влияния классического древнего мира, оказалась под прямым воздействием христианства, принятого от Византии, а с другой стороны отправной точкой общественного развития у русских славян стала их община и связанная с ней конкретная человеческая личность. Это создало почву для преобладающего значения не юридических, а нравственных отношений.

Дискуссии между славянофилами

И все же во взглядах основателей славянофильского учения на русскую культуру и её место в истории имелись существенные расхождения. Для Киреевского - "древняя Россия была обществом вполне и всецело христианским", тогда как Хомякову "переустройство общества на христианских началах любви" представлялась лишь той "сверхзадачей" которая ещё только стоит перед Россией.

Вместе с тем критическое отношение западноевропейской цивилизации, убеждения в принципиальном своеобразии русской истории и культуры, общее православно-хритианская ориентация объединяла обоих мыслителей и предавала ценность славянофильскому учению.

К средине XIX в. славянофильство стало антитезой не только западнической культурологической теории Чаадаева, но и западническим концепциям либерального и социалистически революционного толка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: