Культурологическая концепция С.М. Соловьева

Культурологическое сочинение, опубликованное С.М. Соловьевым в 1876 г. "Наблюдения над исторической жизнью народов", представляет собой прямую антитезу гегелевской "Философии истории". Отказавшись от спекулятивных построений в обобщающей характеристике исторических форм культуры, он путем их сравнительного изучения – стремиться к детерминистическому объяснению своеобразия культурно-исторических индивидуальностей. В этом осмыслении тринадцати выделенных им в результате анализа обществ-цивилизаций (Китай, Египет, Вавилония, Ассирия, Финикия, Израиль, Индия, Мидия, Персия, Греция, Рим, Западной Европы и России) Соловьев использует четыре основных критерия-различителя: географический, ("природа страны"), этнографический ("характер племени"), культурологический и исторический (характер "народного воспитания" и "исторические обстоятельства его внутренней и внешней жизни"), религиозный (антитезиса "язычество-христианство").

Культурологическая теория В.С. Соловьева

В русле философско-исторической традиции и также не без влияния Гегеля, создается культурологическая теория В.С. Соловьева (сын историка С.М. Соловьева). Смысл человеческой истории – считал мыслитель, заключается в выходе эмпирического человеческого (греховного по своей природе) к Богу. Искушения плоти, духа и власти препятствуют этому. Но Бог своим открытием помогает состояться грядущему богочеловечеству. Это метафизическая основа концепции В.С. Соловьева раскрывается в двух основных измерениях – историческом и типологическом. Исторический аспект представлен через осмысление процесса развития общества и культуры. Развитие, ведущее от начала, через ряд промежуточных состояний, целей. Первый этап с необходимостью выражает принципиальную слитность всех сфер (творчество – знание – практика) и степеней (материальная – формальная – абсолютная) общечеловеческой жизни. Уже в древности эта слитность не сохранилась в своей первоначальной чистоте, но в корне своем она была решительно «потрясена» только с появлением христианства. С этого времени начинается второй этап исторического развития культуры, представленный западной цивилизацией. В средние века, начатое Возрождением Новое время и XIX столетие – три стадии её собственного развития, последним словом которого является социализм. На подходе третий, заключительный момент мирового культурно-исторического развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: