Основной недостаток господствующих исторических теорий Данилевский усматривал в общепринятом разделении всемирной истории на древнюю, среднюю и новую в неправильном понимании отношения национального к общечеловеческому, в "предрассудочном понимании о характере того, что называется Западом и Востоком". Основную мысль собственной культурологической теории он выразил следующим образом: "Формы исторической жизни человечества … не только изменяются и совершенствуются повозрастно, но ещё и разнообразятся по культурно-историческим типам". Каждый такой тип представляет собой, прежде всего, некоторый специфический для данного народа или группы родственных народов, самостоятельный и независимый от других "план" религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного исторического развития.
Этапы жизни культурно – исторических типов
Данилевский Н.Я. выделят следующие исторические образования:
· Племена, составляющие "этнографический материал" для собственно исторических организмов.
|
|
· Народы, совершающие лишь "разрушительный подвиг" в истории (гунны, монголы, турки).
· Народы, достигшие "исторической индивидуальности" и являющиеся "положительными деятелями в истории человечества". Народы этой группы составляют десять основных культурно-исторических типов.
Выделяя три периода в исторической жизни народов (культур), а именно: этнографический, политический (государственный) и цивилизационный, - Данилевский отмечал, что некоторые из них не достигли третьей, цивилизационной, стадии: вследствие воздействия других народов (Иран), или же славянский (российский) тип – в силу исторической молодости.