Восток – Запад в концепции В.С. Соловьева

Типологический (культурологический) аспект теории В.С. Соловьева выражен в его осмыслении схемы "Восток – Запад - Россия". С этими культурно-историческими образованиями и ассоциируется "три силы". Каждая из них представлена им не только в качестве доминирующей на одном из трех обозначенных периодов мирового развития, но и во взаимном типологическом соотношении – в качестве некоторых постоянных моментов культуры. Символ культуры Востока, по В.С. Соловьеву, - "бесчеловечный Бог", Запада - "безбожный человек". Западная цивилизация не стала общечеловеческой и поэтому оказывается бессильной против целой культуры – мусульманского Востока. "Третья сила" России должна дать человеческой культуре и историческому развитию "безусловное содержание", т.е. может быть лишь "откровением… высшего божественного мира".

Роль России в концепции В.С. Соловьева

Позднее В.С. Соловьев отказался от абсолютизации России и от ряда пунктов своей культурно-исторической схемы. Особенно интересны новации на этот счет в его "Оправдании добра". Три главные формации культурно-исторического процесса теперь обозначены следующим образом: родовая, национально-государственная и универсальная. Эпоха цивилизации начинается военно-теократическими деспотиями древнего Востока. Другим вариантом национально-государственного существования и соответствующей культуры стали греческие и римские полисы. Но уже в древнем мире закладываются основания третьей культурной эпохи универсализма, представленной сначала буддизмом, затем греческой философией, и наконец, христианством. Нельзя не отметить особо и мистически-символическую окраску представлений В.С. Соловьева об истории и культуре, чем они существенно отличаются от способа мышления в традиционных рационалистических философиях истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: