Понятие о здоровье
В 1948 году Всемирная организация здравоохранения приняла следующее определение здоровья: «Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия".
Характеристика здоровья детей более сложна и включает уровень их физического, умственного, духовного развития в различные возрастные периоды, физическую и нервно-психическую адаптацию к меняющимся условиям внешней среды, уровень их неспецифической резистентности и иммунной защиты.
Основные критерии оценки состояния здоровья детей:
1. Анамнез.
2. Физическое развитие.
3. Нервно-психическое развитие.
4. Уровень резистентности.
5. Функциональное состояние организма.
6. Наличие или отсутствие хронических заболеваний или пороков развития.
Распределение детей и подростков по группам здоровья
Учитывая основные критерии здоровья, выделяют следующие группы здоровья:
I группа – здоровые дети.
II группа:
· II А - дети раннего возраста с отклонениями в анамнезе;
|
|
· II Б - дети, имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения со стороны органов и систем, часто и длительно болеющие дети, реконвалесценты после острых заболеваний, с отклонениями в физическом развитии.
III группа – дети, имеющие хронические заболевания в стадии компенсации.
IV группа – дети, имеющие хронические заболевания в стадии субкомпенсации.
V группа – дети, имеющие хронические заболевания в стадии декомпенсации.
Определение физического развития детей и подростков.
Факторы, влияющие на физическое развитие
Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных свойств организма в различные возрастные периоды, которые отражают динамику развития. С этих позиций физическое развитие понимается как процесс обусловленных возрастом изменений размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности детского организма.
Нарушения темпов роста и развития возможны при хронических заболеваниях, адекватно отражают наличие любых интоксикаций, в том числе и экологически обусловленных. Физическое развитие зависит от многих факторов внешней среды, социально-гигиенических условий, особенностей питания, обмена веществ, двигательной активности, физической подготовленности и т.д.