Особенности финансового менеджмента малого бизнеса

Между крупным и малым бизнесом имеются существенные различия. Это порождает проблему серьезного пересмотра основ­ных принципов «большого» финансового менеджмента примени­тельно к малым предприятиям, — иначе эти принципы в малом бизнесе просто не работают. Наиболее важные (и тесно связанные между собою!) различия состоят в доступе к ресурсам, в постанов­ке целей, несомых рисках и в уровне ликвидности.

Доступ на финансовый и денежный рынки для малых предпри­ятий чрезвычайно затруднителен: об эмиссии акций в боль­шинстве случаев речи быть не может, а получить кредит не удается не только из-за его дороговизны, но и вследствие рис­кованного финансового положения предприятия и отсутствия кредитной истории. В таких условиях малому бизнесу остает­ся уповать лишь на талант руководителя, его ловкость и изо­бретательность в «добыче» достаточного для деятельности объема денежных средств.

Малое предприятие обычно не ставит перед собой цель макси­мизировать курс акций, показатель капитализации (суммарную курсовую стоимость акций) и уровень дивиденда. Стоимость малого бизнеса публично не оценивается финансовым рын­ком, и ее очень трудно определить, но в принципе владельцы малых предприятий чрезвычайно заинтересованы в максими­зации рыночной стоимости своих предприятий: одни мечтают рано или поздно все-таки выпустить акции и выйти с ними на «светлый путь» биржевой котировки, другие хотят подоро­же «продаться» крупной компании. Весьма нередка, впрочем, и противоположная, сугубо личная, но заслуживающая не мень­шего уважения мотивация деятельности: «Хочу быть сам себе господином». И тогда вообще вопрос максимизации рыноч­ной стоимости предприятия и повышения его рентабельности отходит на второй план. При подобной мотивации, кстати го­воря, собственник обычно избегает пополнения капитала предприятия взносами новых потенциальных совладельцев, даже если на то есть и экономическая целесообразность, и все необходимые финансовые и юридические предпосылки.

В малом бизнесе иной набор, иной уровень и иная иерархия рисков, нежели в крупных компаниях. Благосостояние и даже судьба собственника небольшой фирмы напрямую зависит от ее успеха или неуспеха. Возможности диверсификации порт­феля личных инвестиций для владельца небольшого бизнеса также ограничены горизонтом собственного предприятия: любая лишняя копейка тут же идет в дело. Таким образом, собственник малого предприятия подвергается гораздо боль­шему риску, чем держатель акций акционерного общества, могущий в любой момент скинуть акции и/или диверсифи­цировать свой портфель. Окупается ли повышенный риск и прямое отвлечение денег от семейного бюджета повышенным уровнем доходности?..

Вообще, парадоксальное сочетание наибольшего риска с наименьшей доходностью сопутствует ма­лому предприятию на первых стадиях его существования. Поэтому частное финансирование (кредиты банков, инвес­тиции хозяйствующих субъектов частного сектора, физи­ческих лиц) для малого бизнеса сильно затруднено, и на этих стадиях была бы уместна помощь со стороны общест­венных организаций и государства, заинтересованных в развитии малого бизнеса.

Предприятия малого бизнеса имеют, как правило, пониженный, по сравнению с крупными предприятиями, уровень ликвидности. О факторах, дающих такую картину, пойдет речь чуть ниже.

Отмечаемые здесь нами особенности малого бизнеса подтверж­даются богатой статистикой показателей финансово-хозяйствен­ного положения небольших предприятий, — правда, к сожале­нию, пока не отечественной, а зарубежной. Но, по нашим наблю­дениям и собственной практике финансового менеджмента, ос­новные балансовые структурные параметры российских предпри­ятий малого бизнеса уже сегодня весьма близки к американским и западноевропейским. Поэтому есть смысл обратиться к дан­ным по малым и крупным предприятиям соответственно, полу­ченным американскими исследователями У. Уолкером и Дж. У. Петти II:

показатель Среднее значение показателя
Предприятия малого бизнеса Крупные предприятия
Показатели ликвидности и оборачиваемости
Коэффициент текущей ликвидности (Текущие активы /Текущие пассивы) Оборачиваемость дебиторской задол­женности (Выручка/Дебиторская за­долженность) Оборачиваемость запасов Оборачиваемость основных активов (Выручка/Основные активы)   2,00 7,04 8,47 9,40   2,77 6,40 5,31 3,50
Показатель рентабельности
Чистая коммерческая маржа (Чистая прибыль/Выручка) 10,91% 9,20%
Показатели структуры источников средств
Доля заемных средств в общей сумме пассивов Доля текущих обязательств в общей сумме заемных средств 49,00% 83,70% 38,06% 62,99%
Показатель предпринимательского риска
Вариация нетто-результата эксплуатации инвестиций ±21,94% от среднего уровня НРЭИ ±7,71% от среднего уровня НРЭИ
Показатель дивидендной политики
Доля чистой прибыли, направляемая на выплату дивидендов 2,9% 40,52%

Приступаем к анализу этих данных. Прежде всего бросается в глаза совершенно разная дивидендная политика, свидетельствую­щая не только о неодинаковых возможностях, но и о различных целях малых и крупных предприятий. Если крупные предприятия вознаграждают (или вынуждены вознаграждать?) своих акционе­ров более чем сорока процентами чистой прибыли, то предпри­ятия малого бизнеса, если и выплачивают дивиденды, то чисто символические, расходуя на них в среднем лишь 2,9% чистой при­были. Кстати, поучительный факт: различие в дивидендной поли­тике сохраняется, даже когда малое предприятие преобразуется в акционерное общество и выходит на фондовый рынок. 74 процен­та таких предприятий не выплачивают дивидендов в течение года после первичного размещения своих акций.

Далее, нельзя не отметить пониженную ликвидность малых предприятий по сравнению с крупными (средний коэффициент текущей ликвидности для малого бизнеса показывает двукратное превышение текущих пассивов текущими активами, а для круп­ного — почти трехкратное). Это значит, что малое предприятие испытывает гораздо большие трудности с мобилизацией «живых денег» для выполнения своих текущих обязательств по кредитор­ской задолженности и банковскому кредиту, т. е. в целом оказы­вается менее платежеспособным, нежели крупное.

Коэффициент текущей ликвидности на уровне двух — само по себе не так уж плохо, однако не сле­дует забывать, что мы имеем здесь дело с данными, не только усредненными, но и — «импортными». Так или иначе, пониженная ликвидность предприятия малого биз­неса налицо.

За счет чего же малое предприятие оказывается менее ликвид­ным? Цифры дают такие ответы на этот вопрос:

в малом бизнесе относительно меньше денег вкладывается в запасы и дебиторскую задолженность (об этом говорят и бо­лее высокие показатели оборачиваемости запасов и дебитор­ской задолженности);

у предприятий малого бизнеса относительно выше текущие обязательства (83,70% суммарной задолженности против 62,99% у крупных предприятий).

Ликвидность — самое больное место малой фирмы. Поэтому мы не устаем повторять, что

Наиважнейшей целью финансового менеджмента малого бизне­са является грамотное управление оборотным капиталом: запа­сами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными обязательствами. Это приносит предприятию достаточное количество ликвидных средств и делает его плате­жеспособным.

Необходимость эффективного управления оборотным капита­лом диктуется, кроме всего прочего, и затрудненностью доступа на рынки капиталов для малых предприятий: раз средств мало, их тем более надо использовать так, чтобы каждый рубль приносил максимум максиморум экономического эффекта.

Многие опытные и удачливые предприниматели даже считают рациональное управление оборотным капиталом — тактику фи­нансового менеджмента — главным содержанием финансовой ра­боты на малом предприятии. Но самые опытные и удачливые зна­ют: нет тактики без стратегии. Именно поэтому в нашем учебнике стратегия (инвестиционная политика) и тактика (комплексное уп­равление текущими активами и текущими пассивами) рассматри­ваются в их нерасторжимом единстве.

Заканчивая рассуждения о ликвидности, констатируем, что в пониженном ее уровне находит выражение повышенная склон­ность очень многих владельцев и руководителей малых предпри­ятий к риску. По-житейски это понятно: рискнуть десятком мил­лионов легче, чем десятком миллиардов, тем более, что принима­ешь решение не в соответствии с бюрократической процедурой крупной корпорации, а единолично. Это не означает, впрочем, что миллионы зарабатываются легче, нежели миллиарды. Перей­дем, однако, к рискам — предпринимательскому и финансовому.

О повышенном уровне предпринимательского риска свидетель­ствует очень большая изменчивость НРЭИ, величина которого может в различные периоды отклоняться от средней на 22% в ту или иную сторону. У крупных предприятий этот показатель втрое «спокойнее» — 7%. Думается, что повышенную вариацию финан­совых результатов дает ограниченность возможностей диверсифи­кации портфеля инвестиций, хотя бы и географически. Действи­тельно, предприятие, вынужденное «складывать все куриные яйца в одну корзину», подвергает себя огромному риску получить не просто убыток, а убыток, который невозможно компенсировать за счет других своих проектов, потому что этих других проектов про­сто нет. Что же касается финансового риска, то о повышенном его уровне говорит более выраженная ориентация на заемное фи­нансирование (обязательства составляют у малых предприятий 49% пассивов против 38,06% у крупных фирм) в сочетании с яв­ственно просматривающейся тенденцией к преобладанию кратко­срочного кредита. Руководители малых предприятий набирают (если могут, конечно) деньги в долг не из прихоти или болезнен­ного пристрастия к риску, а вынужденно, стараясь во что бы то ни стало избежать гибели своего бизнеса.

Теперь — о проблемах анализа, возникающих при оценке фи­нансовой устойчивости малого предприятия.

Как уже, видимо, понял Читатель, главным инструментом фи­нансового анализа деятельности малого предприятия является ко­эффициентный метод. Но его применению для реалистичной оценки положения малой фирмы препятствует недостаточная уве­ренность в адекватности представленных в отчетности данных. Если сомнения сняты, лучшего метода, чем расчет финансовых коэффициентов, нечего желать. Нужно проанализировать платежеспособность, ликвидность, деловую и рыночную активность предприятия так, как это показано в главе 1 части I.

Проблема достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности наводит на мысли о культуре и этике деловых отношений, об известных аспектах налого­обложения... Не будем, однако, морализировать. Для нас здесь важнее, пожалуй, другое: давно замечено, что не­брежная, неграмотная бухгалтерия и отчетность без­ошибочно указывают на плохой финансовый менедж­мент. Действительно, невозможно принимать рациональ­ные финансовые решения на основе искаженных данных либо вообще при отсутствии таковых. В обратную сторону, впрочем, это правило не работает: отличная бухгалтерия и достоверная отчетность сами по себе еще не явля­ются гарантированным свидетельством высокого профессионализма финансового менеджмента на предприятии.

Количественные значения рассчитанных для предприятия ма­лого бизнеса финансовых коэффициентов обычно свидетельству­ют о повышенном предпринимательском и/или финансовом и др. рисках, генерируемых этим предприятием. Поэтому коэффици­ентный (количественный) анализ должен обязательно сопровож­даться качественным исследованием природы рисков. Необходимо ответить по крайней мере на три жизненно важных для малого бизнеса вопроса:

1) достаточно ли диверсифицирована клиентура? Большое пред­приятие с многочисленными клиентами вряд ли будет выбито из седла потерей одного-двух крупных покупателей. Для небольшого же предприятия это катастрофа;

2) достаточно ли диверсифицирована гамма производимых това­ров (услуг)? Ориентация на монотонное производство доводит предпринимательский риск до опасного предела, поскольку даже незначительное ухудшение конъюнктуры способно ввергнуть не­большое предприятие в зону убыточности. Плюс к тому, в кон­тексте концепции эффекта операционного рычага, порога рента­бельности и «запаса финансовой прочности» предприятия ориен­тация на один «звездный» товар далеко не всегда оправдывается снижением порога рентабельности и укреплением финансовой устойчивости, потому что постоянные затраты не раскладываются на несколько товаров, а ложатся тяжелым бременем на один товар, перспективы наращивания выручки от которого зачастую весьма проблематичны из-за ограниченности спроса;

3) будет ли продолжаться бизнес в случае внезапной утраты «ду­ши и мозга предприятия» — его нынешнего владельца (руководите­ля), или погибнет вместе с ним, вводя в убытки или упущенную выгоду кредиторов, поставщиков, остальных совладельцев? При всей щекотливости такого вопроса —c,est la vie.

Таким образом, речь, действительно, идет об оценке жизнеспо­собности малого бизнеса — оценке, в результатах которой заинте­ресованы не только владельцы малого предприятия, но и его кре­диторы.

Кроме расчета коэффициентов, западные банкиры обычно про­водят анализ деятельности предприятия малого бизнеса по пяти основным параметрам (подобную систему оценки в США назы­вают «системой пяти Си»):

1. Личность ключевой фигуры предприятия (Character): заслу­живает ли владелец (директор) доверия? Какова его деловая репу­тация? Всегда ли он выполняет свои обязательства?

2. Способность к грамотному управлению (Capacity to manage):

может ли руководитель обеспечить качественный менеджмент и привести предприятие к успеху?

3. Денежные потоки (Cash flows ): способно ли предприятие сге­нерировать достаточно денежных средств для возмещения креди­та и выплаты процентов?

4. Активы, могущие служить обеспечением кредита (Collateral):

какова стоимость, структура, качество, ликвидность активов? Мо­гут ли они служить залогом? Действительно ли такой залог в слу­чае необходимости способен компенсировать кредитору его поте­ри по данному кредиту?

5. Условия бизнеса (Conditions): благоприятствует ли общеэко­номическая, отраслевая, конъюнктурная, налоговая ситуация ус­пеху предприятия?

Обращаясь за кредитом, руководителю предприятия надо не только четко определить целевое использование ссуды (как будут потрачены деньги?), но и быть готовым к ответу на «коронные вопросы» банкира:

Почему требуются дополнительные деньги? Почему предприя­тие не генерирует достаточно средств для своей деятельности? Действительно, одно дело, если кредит объективно необходим для наращивания оборота, для расширения бизнеса, попав­шего в ловушку «рентабельность или ликвидность», и совсем другое — если речь идет о латании дыр в бюджете предпри­ятия, порожденных непрофессионализмом, расточительнос­тью или нерадивостью;

За счет чего будет возмещена ссуда и выплачены проценты?Если ставка делается на рост выручки, то насколько реалис­тичен прогноз объема продаж? Если сбыт подвержен сезон­ным колебаниям, то сообразуется ли срок возмещения креди­та со временем притока денежных средств на предприятие? Насколько грамотно и эффективно ведется дебиторский кон­троль, а также управление запасами? Если выручка не подвер­жена серьезным сезонным колебаниям, то достаточна ли ва­ловая маржа для возмещения кредита и процентов (проценты, как известно — условно-постоянные затраты)?

Какова самая большая проблема предприятия? За рубежом считается, что бизнес без проблем не существует по опреде­лению, и, если руководитель не желает указать на «ахиллесову пяту» предприятия, то он демонстрирует закрытость по отно­шению к банкиру и не заслуживает доверия.

Многовато вопросов, да и каждый не из легких. Но разве кли­ент, в свою очередь, не вправе выбирать? Выбирать банк надеж­ный, обладающий достаточным капиталом и высокой репутацией, банк, где деятельность предприятия встречает понимание, где де­монстрируют заинтересованность в процветании этого предпри­ятия, где имеется достаточный опыт работы с малым бизнесом и где не только предоставляют кредит, но и предлагают дополни­тельные банковские услуги. Кроме того, можно посоветовать ру­ководителю малого предприятия стараться получать кредиты у разных банков, а не у одного и того же. Во-первых, ориентация на единственного кредитора ставит заемщика в исключительную зависимость от этого кредитора. Во-вторых, обращаясь к разным банкам, клиент повышает свои шансы получить больший объем денежных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: