Особенности инвестиционного анализа для малого предприятия

Временной горизонт инвестирования в малом бизнесе, к сожа­лению, зачастую ограничен продолжительностью жизни владель­ца, да и глубокий инвестиционный анализ сам по себе — дорогое удовольствие, и затраты на него далеко не всегда имеют реальный шанс окупиться поступлениями от данного проекта. Суммируя сказанное и руководствуясь собственным практическим опытом, Автор полагает, что на малом предприятии для внутреннего ана­лиза проектов инвестиций проще и надежнее пользоваться методами срока окупаемости инвестиций* — бездисконтным (т. е. неучитывающим временную стоимость денег и возможности их аль­тернативного использования), либо дисконтным (включающим указанные факторы и поэтому предпочтительным). И, естествен­но, при оценке прибыльности вложений и выборе источников финансирования необходимо следить, чтобы дифференциал фи­нансового рычага сохранял положительное значение.

Сейчас мы овладеем применением методов срока окупаемости инвестиций на примере, все суммы в котором представлены в долларах, чтобы снять вопрос об инфляции. Сегодняшняя (при­веденная, или текущая) стоимость проекта — 50 тыс. ам. долл. Владелец считает для себя желательным и достаточным получение 15-процентной прибыли (положи он эти деньги в банк, пришлось бы, видимо, довольствоваться меньшим процентом). Необходимо узнать, когда денежные потоки доходов покроют денежные пото­ки расходов, т. е. определить срок окупаемости инвестиций, по следующим данным (ам. долл.):

Годы Прогнози­руемые денежные доходы Прогнозиру-емые денежные доходы нарастающим итогом Приведенная стоимость прогнозируемых денежных доходов Приведенная стоимость прогнозируемых денежных доходов нарастающим итогом
         
        21 021
      11 178  
      11 435  
         
ИТОГО приведенная стоимость денежных доходов  

Вниманию специалистов по инвестиционному проектированию: применение классических методов инвестиционного анализа на пред­приятиях малого бизнеса затруднено, и главное препятствие — неаде­кватность рассчитываемой средневзвешенной стоимости капитала, ес­ли дивиденды не выплачиваются. Особенно нереалистичным оказыва­ется вычисленное значение средневзвешенной стоимости капитала, если малый бизнес обеспечивает повышенную рентабельность дея­тельности, но не дает высоких выплат инвесторам на каждый рубль их вложений. Выходом из положения могло бы послужить дисконтирова­ние по взятой «извне» ставке, например, по среднему уровню ссудного процента или по ставке рефинансирования. Но и это представляется неразумным из-за того, что эти ставки не отражают действительной стоимости ресурсов, доступных для малого бизнеса. Так что примени­тельно к внутренней оценке малым предприятием своих проектов сле­дует, на наш взгляд, предпочесть методам NРV и 1RR методы срока окупаемости инвестиций.

Как считаются те или иные суммы нарастающим итогом, из­вестно всем, а вот как получены данные колонки 4, следует пояс­нить:

12000/(1+0,15)=10,435; 14000/(1+0,15)2=10586; 17000/(1+0,15)3=11178 и т.д.

Таким способом и закладывается в расчет желательная при­быльность. Теперь предстоит обработка результатов и собственно решение задачи.

1. По бездисконтному методу срока окупаемости инвестиций. Ес­ли не принимать во внимание желательную 15-процентную рен­табельность инвестиций, то нетрудно заметить, что окупаемость будет достигнута где-то между третьим и четвертым годами. Еще точнее, за три года будет возмещено 43 000 долл. затрат, а на по­крытие остающихся 7 000 долл. потребуется (7 000: 20 000) =0,35 года, т. е. период окупаемости равен 3,35 года.

2. По дисконтному методу срока окупаемости инвестиций. На возмещение затрат и получение 15-процентной рентабельности потребуется больше времени — 4,64 года. 43634 ам. долл. окупа­ются в течение полных четырех лет, а далее (6366: 9944) == 0,64 года.

При поиске источников финансирования владельцу нужно бу­дет учесть, что брать кредит под более, чем 15% годовых, ему явно невыгодно, поскольку тогда эффект финансового рычага сработа­ет против предприятия.

По поводу выбора наиболее дешевого источника финансирования проекта Автор этой главы может рассказать поучительную историю. Это было в начале 90-х годов, перед выходом первой в России книги по финансо­вому менеджменту, авторский коллектив которой мне по­счастливилось возглавить. Мой Издатель попросил меня подтвердить или опровергнуть правильность его выбора источника финансирования проекта. А обстоятельства бы­ли таковы. Издателю хватало собственных средств, чтобы покрыть примерно половину стоимости издания книги, а за недостающей половиной он обратился в банк и получил кредит под 100% годовых (и сам проект был также рассчи­тан на год). В то же время, у Издателя была возможность привлечь к долевому финансированию своего давнего ком­мерческого Партнера на условиях пропорциональности за­трат и прибыли. То есть, если бы Партнер покрыл половину затрат, то он получил бы и половину прибыли. Как бы Вы поступили на месте Издателя? Он же прежде всего оценил рентабельность проекта — 300% годовых, а дальше рассуждал так: «За каждый рубль, который я получу от своего Партнера, я должен буду ему выплатить по 3 рубля. А за каждый рубль, полученный из банка, мне нужно будет заплатить по 2 рубля (один – в возмещение кредита и еще один – как проценты). Выгоднее взять кредит».

Я подтвердила правоту Издателя, воспользовавшись концепцией эффекта финансового рычага. Действительно, при долевом финансировании дифференциал оказывается нулевым (300% - 300%), что вообще сводит на нет весь эффект финансового рычага и лишает долевое финансирование смысла. Оно оказывается равновыгодным с вариантом опоры исключительно на собственные средства. А вот при банковском кредите не только положительный, но и весьма высокий дифференциал (300% - 100%) даже в сочетании со спокойным плечом рычага (1/3: 2/3 = ½) и не самым легким налогом на прибыль дает весомую прибавку к рентабельности использования собственных средств. Высокая ставка процентов за кредит оказывается для предприятия посильной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: