Результатом анализа действующего «портфеля» должны быть:
- общие стратегические рекомендации относительно управления каждой СЗХ (бизнес-направлением): рост, поддержание (стабилизация), сокращение, «сбор урожая» или ликвидация;
- вывод об освоении (или нет) новых СЗХ для ликвидации «стратегической программы»;
- решение проблемы типа и масштабов диверсификации «портфеля»;
- отделение и удаление из портфеля неприбыльных «убыточных» бизнес-направлений для повышения их потенциала за счет синергии;
- пересмотр системы стратегических целей и общих целей предприятия.
Какие критерии влияют на выбор продуктово-товарных стратегий?
Любой «портфель» предприятия не может быть сформированный раз и навсегда. Изменения в спросе обуславливают необходимость изменений в продукции, а те, в свою очередь потребуют изменений в производственном процессе.
Критерии выбора продуктовых стратегий (стратегий работы на СЗХ) можно разделить на две основные группы.
Рыночные:
· емкость рынка;
|
|
· прогноз спроса (развитие/сокращение);
· общее положение на рынке (конкурентная позиция), часть рынка;
· уровень цен и прибыльность в отрасли;
· явные и возможные конкуренты, прогноз в развитии конкуренции;
· явные и возможные товары-заменители;
· возможная длительность жизненного цикла;
· влияние сезонных и других циклических факторов на спрос;
· характер и крепость барьеров входа/выхода;
· доступность и уровень качества поставок необходимыми компонентами;
· коммерческая эффективность явных и запланированных к выпуску товаров (результаты «анализа портфеля»);
· эффективность распределения каналов распределения и сбыта.
Производственные:
· возможные объемы производства;
· потребность в инвестициях (объемы и сроки);
· уровень патентной защиты (товара, технологии, способа производства);
· вероятность конкурентоспособного конструкторско-технологического решения проблем производства и использования товара;
· возможный уровень затрат на: экспериментальную стадию; модерни-зацию и реконструкцию действующего предприятия и на создание или приобретение нового производства;
· сроков завершения этапов работ и времени создания коммерчески завершенного товара;
· перечень возможных трудностей технического, финансового, кадро-вого и другого характера и способы их преодоления.