Глава 6. Тестовые задания

Педагогический тест — это инструмент

оценивания обученности учащихся, состоящий

из системы тестовых заданий, стандартизованной

процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

Википедия

Активизация учебной деятельности достигается различными формами контроля и их правильным сочетанием. Ю. К. Бабанский.

Теоретической основой использования интерактивных методов контроля в высшей школе служат концептуальные положения: теории тестового педагогического контроля (В. А. Аванесов); теории создания тестов для системы образования (А. Н. Майоров); теории моделирования учебных технологий (В. П. Беспалько); теории оптимизации учебно-воспитательного процесса (Ю. К. Бабанский, Г. И. Щукина); теории ценностного восприятия личностью учебного материала (И. Я. Лернер); теории активизации познавательного интереса (Г. И. Щукина).

Тест рассматривают как систему заданий возрастающей трудности

специфической формы, которая позволяет объективно оценивать уровень и структуру знаний студентов. Для систематической проверки своих успехов в постижении педагогики по окончании изучения каждого модуля выполняйте предлагаемые Вам тестовые задания. Алгоритм работы с тестовыми заданиями достаточно прост: в рабочей тетради или на отдельном листе даёте ответы на тестовые задания, а потом сверяете с ответами в гл. 6. Если Вы ошиблись, то разбираетесь с причиной ошибки, а потом проходите тест заново.

1 вариант

001. Социология –

1) наука о культуре общества.

2) наука об обществе как социальной системе в целом

3) наука об историческом развитии общества

002. Как самостоятельная наука социология возникла

1) в 30-40-х годах 19 века

2) в 30-40-х годах 18 века

3) в 30-40-х годах 20 века

003. Анкетирование и интервью разновидности метода:

1) наблюдения.

2) эксперимента.

3) опроса

004. Вертикальная мобильность означает

1) повышение социального статуса

2) понижение социального статуса

3) переход в другую социальную группу на том же уровне

005. Безработица это пример

1) Массовой нисходящей мобильности

2) Массовой восходящей мобильности

3) Горизонтальной восходящей мобильности

006. Модель изучаемого объекта

1) Объект науки

2) Предмет науки

3) Функция науки

007. Включенное наблюдение это

1) Когда социолог ведет наблюдение со стороны

2) Когда социолог становится активным участником группы или явления,

3) Когда социолог ведет наблюдение, включая технические средства

008. Автор структурно-функционального подхода

1) Т.Парсонс

2) Э.Дюркгейм

3) Г.Гегель

009. Метод фокус-групп сформировал

1) Р.Мертон

2) П.Бурдьё

3) Ж.Деррида

010. социология возникла

1) в Западной Европе.

2) в США

3) в Восточной Европе

011. факторЫ возникновения и развития социологии

1) Крайне нестабильная эпоха. Кризис общественных отношений

2) Стабильная эпоха. Период гармоничных социальных отношений

3) Возникновение социалистической теории

012. основателЬ социологии

1) Огюст Конт

2) Герберт Спенсер

3) Эмил Дюркгейм

013. Ввел в научный оборот понятие «социология» ученый

1) М. Вебер

2) П.А. Сорокин

3) О.Конт

014. Социологию этот ученый называл позитивной, т. к.

1) Она полностью базируется на данных науки, а не на воображении или догадках;

2) Она полностью базируется на воображении или догадках; но не на данных науки;

3) Она полностью базируется на метафизических положениях

015. взаимосвязь капитализма и протестантской этики

1) В.И.Ленин

2) М. Вебер

3) Г. Спенсер

016. совокупность моделей рождаемости, смертности

1) Социометрический подход

2) Психологический подход

3) Демографический подход

017. т.е. общество разделено на классы и антагонизм между ними неизбежен) создал в 19 веке ученый

1) Э. Дюркгейм

2) К. Маркс

3) Г. Спенсер

018. Этот ученый рассматривал общество как живой развивающийся организм и провел параллели между социальными процессами и естественным отбором в природе

1) П.А. Сорокин

2) К. Маркс

3) Г. Спенсер

019. Согласно российскому мыслителю К.Н. Леонтьеву западное влияние и технический прогрес

1) ускоряет деградацию личности,

2) способствует совершенствованию личности,

3) никак не влияет на личность,

20. В 1918 г. кафедру социологии в России впервые открыл

1) Н.Я. Данилевский

2) К.Н. Леонтьев

3) П. А. Сорокин

021. Улучшение взаимопонимания между людьми,

1) Прогностическая функция социологии

2) Гуманистическая функция социологии

3) Идеологическая функция социологии

022. Процесс разложения предмета на отдельные элементы

1) индукция

2) синтез

3) анализ

023. УстойчивАЯ связь элементов в социальной системе

1) социальная стратификация

2) социальная структура

3) социальное действие

024. Постиндустриальное общество –

1) Появилось в период промышленного переворота

2) Сформировалось в результате НТР во второй половине XX века

3) Еще не появилось

025.Общество, имеющее в качестве своего образца для подражания магическое, племенное или коллективистское общество,

1) закрытое

2) открытое

3) постиндустриальное

026.Социальная роль

1) ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом

2) позиция человека в малой группе

3) позиция человека в общественном транспорте

027. Качественная методология социологического исследования

1) фиксирует необходимость репрезентативной выборки

2) изучает большие массивы статистических данных

3) использует кейс-стади

028. факторы влияюЮЩИЕ на формирование личности

1) исключительно биологические

2) только социальные

3) совокупность различных факторов: биологических, социальных и других

029.Игра является механизмом социализации согласно:

1) Дж.Миду

2) З.Фрейду

3) Ж.Пиаже

030. Познавательные процессы лежат в основе процессов социализации согласно

1) Э.Эриксону

2) Ж.Пиаже

3) Л.Колбергу

031. Проявления девиантного поведения, заключающемуся в бегстве от окружающей действительности

1) ретреатизм

2) конформизм

3) бунт

4) инновация

032 Личность - это

1) любой Homo Sapiens

2) индивид с набором социальных статусов и ролей

3) только человек с ярко выраженным конформизмом

033. Процесс и результат появления в обществе социального института называется

1) институционализация

2) дисфункция

3) стабилизация

034.Если лидер отстраняется от реального руководства

1) демократический стиль

2) авторитарный стиль

3) попустительский стиль

035.«Андерклассом» в социологии

1) высший класс

2) средний класс
3) низший класс

036.Горизонтальная мобильность означает

1) повышение социального статуса

2) понижение социального статуса

3) переход в другую социальную группу на том же уровне

037.Метод опроса в социологии включает:

1. Интервью

2. Анкетирование

3. Контент-анализ

4. Эксперимент

038. понятиЕ относЯЩЕЕСЯ к сфере изучения социологии

1) симпатия;

2) сублимация;

3) статус;

4) чувство

39. Какой из приведенных ниже комментариев принадлежит социологу

1) симптомы расстройства (плохой сон, подавленность, плохое эмоциональное состояние) являются следствием, а не причиной без­работицы, поскольку, перестав быть кормильцем семьи, мужчина теряет уверенность в себе и впадает и депрессию

2) люди, проявляющие признаки подавленности и расстройства,
не способны к активному поиску работы и не могут долго со­хранить за собой имеющуюся работу, поэтому душевное состоя­ние является причиной безработицы

3) длительная безработица вызывает вялость, апатию, снижает
остроту восприятия окружающего мира, поэтому при встречах с
потенциальным работодателем такие люди производят не самое
благоприятное впечатление

4) безработица очень часто является фактором семейных конфликтов, и даже разрушения семьи

040. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВО

1) понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей;

1) общество — самая большая группа из всех объединений людей, проживающих на данной территории;

2) если какое-либо объединение пополняет свою численность пре­имущественно за счет детей тех людей, которые уже являются
признанными его представителями, то оно обязательно называется обществом;

3) обществом называется такое объединение людей, которое является частью какой-либо более крупной системы

41. верное суждение

1) чтобы какое-либо объединение людей называлось обществом, у него обязательно должна существовать такая система ценно­стей, которую называют культурой;

2) современные державы, насчитывающие сотни миллионов граж­дан, не могут считаться обществом;

3) древние племена, размещавшиеся на территории, равной ны­нешнему городскому микрорайону, не являлись обществами;

4) общество возникает на определенной стадии развития государ­ства

042. ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

1) условия, в которых протекает наблюдаемый процесс, задаются исследователем;

2) наблюдатель находится в непосредственном контакте с наблю­даемыми объектами и принимает участие в их деятельности;

3) исследователь разъясняет участникам процесса цели и задачи исследования, тем самым «включая» их в качестве участников;

4) исследователь определяет заранее, какие именно элементы изу­чаемого процесса, явления должны быть включены в наблюде­ние

043. ОТКРЫТАЯ АНКЕТА

1) с вариантами ответов

2) без вариантов ответов

3) открытая для проверки

044. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ВВЕЛ

1) И.Кант

2) О.Конт

3) Г.Спенсер

4) К.Маркс

045. Понятие “социальной динамики” (паттерн) – однонаправленные поступательные процессы общественного развития, исключающие скачки и перерывы ввел социолог …

1) О.Конт

2) П. Сорокин

3) Г. Зиммель

4) Р. Мертон

046. Г. и Дж. Ленски (1970) разделяли общества на …

1) общество охотников и собирателей; садоводческое; аграрное и промышленное.

2) первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое.

3) закрытое и открытое

047. По К. Марксу общества делятся на …

1) общество охотников и собирателей; садоводческое; аграрное и промышленное.

2) закрытое и открытое.

3) первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое.

048. Карл Поппер разделял общество на …

1) закрытое и открытое.

2) общество охотников и собирателей; садоводческое; аграрное и промышленное.

3) первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое

049. Фердинанд Тенис (1887) разделял общество на …

1) традиционное (общинное) и современное (индустриальное)

2) доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное

3) закрытое и открытое.

050. Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер и А.Дж. Тойнби выделяли

1) закрытые и открытые общества

2) культурно-исторические типы

3) традиционное (общинное) и современное (индустриальное) общества

2 вариант

001. Предмет социологии это:

1) Закономерности развития общества

2) Закономерности развития личности

3) Закономерности развития социологии

002“Отцом-основателем” социологии принято считать:

1) О. Конта.

2) П. Сорокина

3) Т. Парсонса

003.Дедукция – это:

1) это выведение частных знаний об объектах из общих положений, посылок.

2) получение из частных знаний общего вывода.

3) выведение частных знаний из частных выводов

004. Какой из видов эксперимента характеризуется максимально естественной ситуацией?

1) лабораторный;

2) полевой

3) модифицированный

005. Под позитивизмом как социологическим методом понимается...
1) сравнение социальных явлений с эталоном
2) разработка качественных методов исследования социальных явлений и процессов
3) толкование социальных явлений
4) изучение социальных явлений с использованием методов, разработанных в рамках точных и естественных наук

006. Главное предназначение социальных институтов -
1) обеспечивать обществу динамизм, подвижность, изменчивость
2) удовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность
3) гарантировать человеку права и свободы
4) обеспечивать всех членов общества

007.Какие из перечисленных признаков относятся к характеристикам социальной роли (по Т. Парсонсу):

1) стереотипность.

2) эмоциональность.

3) коммуникативность.

4) масштаб.

5) формализация.

008. Что из приведенного отличает малую группу от большой:

1) относительная структурная простота;

2) размер группы не более десяти человек;

3) жесткая вертикальная иерархия;

4) демократический стиль лидерства.

009. Определите что такое интеракция?

1) общение;

2) взаимодействие;

3) метод социологического исследования.

010. Социализация - это:

1) сохранение общества путем формирования у людей определенных норм поведения.

2) процесс усвоения человеком социального опыта и тех социальных установок, которые соответствуют его социальным ролям

3) развертывание взаимодействия между различными социальными субъектами

011. Результатом процесса социализации является

1) формирование личности
2) формирование темперамента.
3) получение образования.

012. Механизм, с помощью которого общество регулирует поведение индивидов и поддерживает социальный порядок называется

1) социализация
2) обучение
3) социальный контроль

013. Социальная девиация - это:

1) форма контакта между людьми

2) осознанная реакция на внешнее или внутреннее воздействие

3) отклонение от групповых норм

4) несправедливое обращение с членами групп меньшинств.

014. Главное предназначение социальных институтов

1) удовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность
2) обеспечивать обществу динамизм, подвижность, изменчивость
3) давать дипломы выпускникам

015. Дисфункция социального института проявляется в следующем

1) институт полноценно удовлетворяет важные общественные потребности
2) институт неэффективен, его престиж в обществе падает
3) институт является престижным, авторитетным в обществе

016. К.Левин выделил три стиля лидерства, в число которых НЕ входит:

1) авторитарный

2) демократичный

3) анархический

4) промежуточный.

017. Аутсайдерами в социологии называются

1) отверженные в малой группе
2) авторитетные люди
3) лидеры

018. Исторически первой формой социальной стратификации являются

1) классы
2) сословия
3) рабство

019. Термин «социология» появился:

1) в начале XX в.;

2) в конце XVIII в.;

3) в первой половине XIX в.;

4) в античности.

020. Первым в научный оборот термин «социология» ввел:

1) Георг Зиммель;

2) Огюст Конт;

3) Герберт Спенсер;

4) Чарльз Хортон Кули.

021. Центральным в анализе религии Макса Вебера является

1) взаимосвязь религии и социальных институтов

2) взаимосвязь религии и капитализма

3) взаимосвязь религиозных войн и религий

022. Суть позитивизма как социологического метода заключается в …

1) отрицании основных принципов негативизма;

2) признании универсализма законов природы и целесообразности применения методов естественнонаучных дисциплин к изу­чению общества;

3) утверждении первостепенного и исключительного значения социальной реальности и социологических методов в объяснении бытия человека и его среды;

023.Автором классической социологической работы «Самоубийство» является:

1) Карл Маркс;

2) Макс Вебер;

3) Эмиль Дюркгейм;

4) Герберт Спенсер.

024. Эволюция, по Г. Спенсеру, — это:

1) синоним прогресса;

2) процесс быстрого, скачкообразного перехода материи из одного состояния в другое;

3) процесс плавного, постепенного накопления количественных изменений в состоянии материи;

025. Общественный прогресс, по О.Конту, является предметом изучения...
1) социальной физики
2) социальной динамики
3) социальной статики
4) социометрии математика

026. Создателем теории социального конфликта считают:

1) Огюста Конта;

2) Макса Вебера;

3) Карла Маркса;

4) Питирима Сорокина.

027. Какие из обществ, по Э. Дюркгейму, основаны на механической солидарности, где личность не принадлежит себе и поглощается коллективом:

1) архаические;

2) индустриальные;

3) гражданские;

4) постиндустриальные.

028. Теория классовой структуры общества принадлежит:

1) Карлу Марксу;

2) Питириму Сорокину;

3) Максу Веберу;

4) Эмилю Дюркгейму.

029. В какой работе О. Конт вперывые ввел понятие «Социология»:

1) «Капитал»

2) «Курс позитивной философии»

3) «Реабилитация прав женщины»

030. Кто из классиков социологии написал 6-томную работу «Курс позитивной философии»?

1) М. Вебер;

2) Э. Дюркгейм;

3) О. Конт;

4) Г. Спенсер.

031. Кого принято считать пионером социальной статистики в социологии:

1) О. Конта;

2) П. Сорокина;

3) Э. Дюркгейма;

4) К. Маркса.

032. Кто из социологов-классиков отдавал ведущее место при построе­нии своей теории производственным отношениям:

1) К. Маркс;

2) М. Вебер;

3) Г. Спенсер;

4) Э. Дюркгейм.

033. Кто из социологов предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически:

О. Конт;

К. Маркс;

3) М. Вебер;

4) Э. Дюркгейм.

034. Эмиль Дюркгейм изучал проблему:

1) самоубийств

2) терроризма

3) проституции

4) токсикомании

035. Современная индустриальная социология (Д. Белл, З. Бжезинский) ввела понятие:

1) общество охотников и собирателей; садоводческое; аграрное и промышленное.

2) доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества

3) закрытое и открытое.

4) первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое.

036. Структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий совершающихся благодаря представительству, и которая, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в той или иной степени, где основой является право это …

1) Общество

2) Социальный институт

3) Государство

037.Общество, основные черты которого – развернутый и действующий аппарат подавления с преследованием инакомыслия, отсутствия свободы слова, диктатура одной политической партии, монополия государственной собственности и в некоторых случаях геноцид против собственного народа. На месте свободы ставится дисциплина, а граждане превращаются в функционеров называется:

1) Первобытнообщинным

2) Аграрным

3) Закрытым

4) Тоталитарным

038. Исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему называется

1) Демократизация

2) Глобализация

3) Вестернизация

3) Дезинтеграция

039. Мировую систему сейчас делят на:

1) Ядро (постиндустриальные общества, концентрация экономической и политической власти), полупериферия (индустриальные общества), периферия (традиционные, аграрные общества)

2) Первобытнообщинные, аграрные, закрытые, тоталитарные

3) Капиталистические и коммунистические

040. Устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему это:

1) Социальная структура

2) Социальный институт

3) Социальная стратификация

041. Относительно жесткая связанная совокупность основных элементов общества:

1)Социальная система

2) Социальный институт

3) Социальная стратификация

042. Р. Парквыделил три формы социального контроля -

1) элементарные санкции, общественное мнение, социальные институты

2) армия, тюрьма, производство

3) полиция, образование, семья

043. М.Вебер предложил модель контроля, включавшую типы господства

1) армия, тюрьма, производство

2) эмоциональный, семейный, гендерный

3) рациональный (законы, власть), традиционный (обычай), харизматический (авторитет вождей, религия)

044. Тюрьма, армия, медицина (психиатрия), производство, школа являются механизмами социальнОго контроля согласно -

1) М. Ориу,

2) Ж. Ренар

3) М.Фуко

045. Типы формального социального контроля по Т.Парсонсу -

1) армия, тюрьма, производство

2) изоляция, обособление, реабилитация

3) элементарные санкции, общественное мнение, социальные институты

046. Для обеспечения его самовоспроизводства необходимо, чтобы сформировалась присущая только ему субкультура:

1) социальный институт

2) социальная мобильность

3) социальный статус

047. Существуют две разновидности функций социальных институтов – явная и …

1) закрепленная в уставах

2) формально заявленная

3) латентная

048. Падение авторитета социального института -

1) Институализация

2) Институциональный кризис

3) Ни то, ни другое

049. Если институт вместо пользы обществу приносит вред, то такое действие называют -

1) латентной функцией

2) дисфункцией

3) явной функцией

050. Восхождение, укрепление социальной практики до уровня института, законодательное оформление статуса, обрастание инфраструктурой и материальными ресурсами:

1) Институциональный кризис

2) Институализация

3) Латентная функция социального института

Вариант 3

001. Кто из классиков социологии изучал особое влияние религиозных воззрений на способы организации хозяйственной жизни:

1) М. Вебер;

2) Э. Дюркгейм;

3) О. Конт;

4) К. Маркс.

002. Аномическое самоубийство, согласно Э. Дюркгейму, в наибольшей
степени характерно для тех обществ, где:

1) господствует политеизм;

2) преобладает органический тип солидарности;

3) преобладает механический тип солидарности;

4) не наблюдается углубленного разделения труда.

003. Понятие локальной цивилизации как особого культурно-исторического типа ввел в научный оборот:

1) П. Сорокин;

2) О. Шпенглер;

3) Н. Данилевский;

4) А. Тойнби.

004. Социальным статусом называется:

1) степень уважения к человеку со стороны окружающих;

2) позиция человека в обществе с определенным набором прав и обязанностей;

3) достигнутый уровень продвижения по служебной лестнице;

4) характер чувств (симпатий или антипатий), испытываемых к че­ловеку со стороны друзей, сослуживцев и родственников.

005 Социальная роль — это:

1) понимание индивидом своего места среди окружающих людей;

2) отношение, выказываемое нами к окружающим нас людям;

3) характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса;

4) положение, занимаемое человеком в своей социальной группе и признаваемое окружающими как должное.

006. Под социальным институтом понимают:

1) объединение людей, создаваемое ими для удовлетворения опре­деленной совокупности личных и общественных потребностей;

2) организационную форму той или иной социальной системы, упорядочивающую совокупность отношений между людьми, образующими ее;

3) учебно-воспитательную организацию, в которой члены общест­ва проходят процесс вторичной социализации и приобщаются к предстоящей в будущем деятельности в рамках формальных организаций;

4) устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие лю­дей в определенной сфере общественной жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов.

007. Теорию социального действия создал …

1) Т. Парсонс

2) К. Поппер

3) Р.Дарендорф

008. Какой из приведенных ниже статусов является аскриптивным:

1) ректор;

2) студент;

3) принц;

4) кондуктор.

009. Социальная стратификация — это:

1) деление всех членов общества на группы в соответствии с опре­деленной заданной системой критериев;

2) сословная организация общества;

3) объединение людей для достижения конкретной цели;

4) приобретение человеком определенного социального статуса.

010. Деление общества на классы представляет собой:

1) ценностно-нормативную модель;

2) категориальную модель;

3) структурно-функциональную модель;

4) стратификационную модель.

011. Социальная мобильность — это:

изменение человеком места своего постоянного проживания;

смена ценностных ориентации личности;

3) изменение социального статуса индивида или группы;

4) расширение профессионального и общекультурного кругозора.

012. Создатели теории социального конфликта:

1) Зиммель, Коузер, Дарендорф

2) Тард, Парето, Шелдон

3) Дюркгейм, Мертон, Хоуманс

013. Понятие «институционализация» означает:

1) признание достигнутого социального статуса индивида;

2) учреждение социального института определенной группой лиц;

3) проверку степени соответствия поведения индивида тому, что
считается общепринятым;

4) закрепление общественной практики или какой-то области об­щественных отношений в виде закона, социальной нормы или общепринятого порядка.

014. Примером нисходящей социальной мобильности можно считать:

1) повышение в должности;

2) изменение вероисповедания;

3) увольнение по сокращению штатов;

4) смену профессии.

015. Важнейшим критерием экономической стратификации является:

1) уровень образования;

2) престиж профессии;

3) ранг в государственной иерархии;

4) место в организации труда.

016. Примером восходящей социальной мобильности является:

1) увольнение по сокращению штатов;

2) смена гражданства;

3) вступление в брак;

4) повышение в должности.

017. Примером горизонтальной мобильности является:

1) увольнение по сокращению штатов;

2) смена гражданства;

3) вступление в брак с представителем своей социальной группы;

4) повышение в должности.

018. Личный (личностный) статус — это позиция, занимаемая индиви­дом:

1) в общественном транспорте;

2) в производственном коллективе;

3) в первичной малой группе;

4) в большой социальной общности.

019. Социальный статус — это позиция, занимаемая индивидом:

1) в семье;

2) в школьном классе;

3) в первичной малой группе;

4) в большой социальной общности.

020. Системообразующим признаком в марксистской теории социаль­ной классификации является:

1) емкость рынков труда;

2) наличие или отсутствие собственности на средства производства;

3) распределение объема политической власти;

4) уровень образования и квалификации.

021. Для немарксистских социологических подходов характерно выделение в структуре современных обществ:

1) трех основных классов;

2) четырех основных классов;

3) пяти основных классов;

4) шести основных классов.

022. Согласно подходам западной социологии, низшие классы (under­class) состоят из:

1) представителей неквалифицированных и «полуквалифицированных» (semi-quaified) представителей индустриального и сель­скохозяйственного рабочего класса;

2) обитателей городских трущоб;

3) индивидов, занятых в наименее оплачиваемых, наименее безопасных и наиболее не­ приятных профессиях;

4) деклассированных элементов.

023. Примером горизонтальной социальной мобильности можно счи­тать:

1) переезд в другой город;

2) изменение предмета, преподаваемого учителем;

3) получение прибавки к жалованью;

4) увольнение по сокращению штатов.

024. Теории социальной мобильности органически связаны с:

1) концепциями социальной стратификации;

2) теориями социального господства;

3) теориями демографических изменений;

4) концепциями институциональной социологии.

025. Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. это:

1) Индивид

2) Личность

3) Лидер

026. Позиция человека в обществе с определенными правилами и обязанностями:

1) Социальный статус

2) Социальная роль

3) Социальная мобильность

27. Нормативно регулируемое на основе общепринятых ценностей; ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом:

1) Социальная роль

2) Социальная функция

3) Личный статус

028. Основные характеристики роли выделял социолог:

1) Т. Парсонс

2) Р. Мертон

3) Э. Гидденс

029. Интериоризация роли это:

1) отстранение от роли, когда человек не связывает с ней значимых ценностей

2) принятие роли как личностно значимой

3) демонстративное противопоставление себя своей роли.

030. Устойчивая связь элементов в социальной системе, строение общества в целом, система связей между его основными элементами:

1) Социальная стратификация

2) Социальная система

3) Социальная структура

031. Стратификация чаще всего осуществляется по 4-м параметрам:

1) пол, сексуальная ориентация, гендер, коммуникативность

2) доход, образование, власть и престиж

3) национальность, рост, внешность, вес

032. Большая социальная группа людей, с определенным отношением к средствам производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода:

1) каста

2) класс

3) профессиональная группа

033. Согласно 6-пунктной шкале социальной стратификации богатые люди со знатным происхождением это:

1) нижний средний класс

2)верхний высший класс

3)нижний высший класс

034. Согласно 6-пунктной шкале социальной стратификации канцелярские служащие и другие “белые воротнички” это:

1) нижний средний класс

2) нижний высший класс

3) верхний высший класс

035. Куда вы отнесли бы голливудского актера, выходца из бедных районов Нью-Йорка с состоянием 100000$:

1) Верхний высший класс

2) Верхний средний класс

3) Нижний высший класс

036.Согласно 6-пунктной шкале социальной стратификации заводские работники, “синие воротнички” это:

1) высший низший класс

2) нижний высший класс

3) верхний высший класс

037. Согласно точке зрения большинства социологов основой стабильности общества является:

1) высший класс

2) средний класс

3) низший класс

038. Состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворять даже базисные потребности в пище, жилье, одежде, тепле, либо способен удовлетворять только минимальные потребности:

1) абсолютная бедность

2) относительная бедность

039. Невозможность поддерживать уровень жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе:

1) абсолютная бедность

2) относительная бедность

3) отрицательнвая бедность

040. Совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в стратификационной структуре общества:

1) социальная дифференциация

2) социальная поляризация

3) социальная мобильность

041. Процесс «вымывания», исчезновения среднего класса называют:

1) бразилификация

2) социальная дифференциация

3) социальная поляризация

042. Социальный процесс, при котором увеличивается разрыв между богатыми и бедными:

1) социальная поляризация

2) социальная дифференциация

3) бразилификация

043. Термин социальная мобильность был введен в 1927 г.:

1) Р. Мертоном

2) П. Сорокиным

3) Э. Гидденсом

044. Выделите несуществующий тип социальной мобильности

1) Горизонтальная мобильность

2) Диагональная мобильность

3) Групповая мобильность

045. Социальная мобильность, при которой дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители.

1) Межпоколенная

2) Горизонтальная мобильность

3) Групповая мобильность

046. Этот процесс измеряется по числу индивидов или групп которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени; по дистанции – это количество ступеней, по которым удалось подняться или опуститься индивиду или группе:

1) социальная поляризация

2) социальная дифференциация

3) бразилификация

4) социальная мобильность

047. Совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно-необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности:

1) Социальная общность

2) Социальная группа

3) Социальная страта

048. Социальные группы в отличие от массовых общностей характеризуются (выделите неверное):

1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени

2) относительно высокой степенью сплоченности

3) отчетливо выраженной разнородностью состава, т.е. отсутствием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу

4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных элементов.

049. Группы, для которых характерен высокий уровень эмоциональной близости и социальной солидарности, малочисленный состав, пространственная близость членов, длительность существования:

1) Малые социальные группы

2) Формальные социальные группы

3) Большие социальные группы

050. Устойчивая совокупность значительного количества лиц, действующих совместно в социально-значимых ситуациях. В силу многочисленности этих групп члены могут быть разъединены во времени и пространстве и не вступать в непосредственное общение друг с другом.

1) Большие социальные группы

2) Формальные социальные группы

3) Малые социальные группы

Вариант 4

01.Классы, социальные слои, национально-этнические общности (народность, нация, раса), демографические объединения (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры) это:

1) Малые социальные группы

2) Большие социальные группы

3) Формальные социальные группы

02. Социальная общность, социальная связь и взаимодействие в которой носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Ориентация группы ориентирована на цель:

1) Большая социальная группа

2) Формальная социальная группа

3) Вторичная социальная группа

03. Социальная общность, положение и поведение отдельных членов которой регламентируется нормативными документами, где есть строгое разделение труда, структура, упорядоченная иерархия.

1) Большая социальная группа

2) Формальная социальная группа

3) Вторичная социальная группа

04. Реальная или воображаемая социальная общность, с которой индивиды соотносят себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой они ориентируются в своем поведении и самооценке.

1) Большая социальная группа

2) Референтная группа

3) Формальная социальная группа

4) Вторичная социальная группа

05. Интеграция и дифференциация в группе, сосуществование этих тенденций обуславливает неравномерность и пульсирующий характер процесса развития малой группы в рамках механизма:

1) Разрешение групповых противоречий.

2)Идиосинкразический кризис

3) Психологический обмен

06. Член группы может отклоняться от групповых норм пропорционально его прошлому вкладу в достижение групповых целей; это способствует переходу группы на более высокую ступень жизнедеятельности в рамках механизма:

1) Разрешение групповых противоречий.

2) Психологический обмен

3) Идиосинкразический кризис

07. Положение индивида в группе определяется (исключите неверное):

1) Личным статусом

2) Социальным статусом

Образцами поведения, принятыми в группе

08. Тип поведения индивида в группе, когда он наиболее продуктивно работает в условиях относительной независимости от группы:

1) Обособляющий

2) Ведомый тип

3) Сотрудничающий

4) Лидирующий тип

09. Тип поведения индивида в группе, когда для него характерен конформизм, подчиненное положение, а успешность его деятельности зависит от степени сотрудничества с более компетентными членами группы:

1) Лидирующий тип

2) Ведомый тип

3) Сотрудничающий

4) Обособляющий

010. Тип поведения индивида в группе, когда для него характерно стремление к совместному решению задач:

1) Ведомый тип

2) Обособляющий

3) Сотрудничающий

4) Лидирующий тип

011. Тип поведения индивида в группе, когда для него характерно стремление к занятию ключевых позиций в группе и наибольших результатов достигает когда другие члены группы ему подчиняются:

1) Ведомый тип

2) Обособляющий

3) Сотрудничающий

4) Лидирующий тип

012. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе, это:

1) Аутсайдер

2) Лидер

3) Обособляющийся индивид

013. Согласно М. Шоу, некоторые черты личности способствуют эффективности руководства (исключите неверное):

a) Доминантность – стремление влиять на подчиненных

b) Стремление к насильственным методам подавления других

c) Самоуважение и уверенность в себе

014. Согласно М. Шоу пол играет в руководстве следующую роль – в таком случае:

1). Эксперименты: если руководимая женщиной группа добивается успеха, то успех приписывается везению или лучшему составу группы; если руководимая мужчиной группа добивается успеха – то это объясняется его личными качествами

2) Эксперименты: если руководимая мужчиной группа добивается успеха, то успех приписывается везению или лучшему составу группы; если руководимая женщиной группа добивается успеха – то это объясняется ее личными качествами

3) Ни первый, ни второй вариант.

015. Этот ученый в 1947 г. выделил 3 стиля руководства:

1) П. Сорокин

2) Э. Гидденс

3) Д. Хоманс;

4) К. Левин

016. Практически отказ от управления характерен для..

1) Авторитарный стиль руководства

2) Демократический (коллегиальный) стиль руководства

3) Попустительский (анархичный) стиль руководства

017.Жесткие способы управления, пресечение инициативы и обсуждения принимаемых решений характерно для:

1) Демократический (коллегиальный) стиль руководства

2) Авторитарный стиль руководства

4) Попустительский (анархичный) стиль руководства

018. Толпа в социологии это:

1) множество лиц, собравшихся в одно и тоже время в определенном месте и объединенных чувством, верой и действием

2) социальная общность, положение и поведение отдельных членов которой регламентируется нормативными документами

3) социальная общность, социальная связь и взаимодействие в которой носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер

019. Личность в социопсихологии это:

1) системное качество индивида, обусловленное его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; человек – это, прежде всего, субъект социального развития и активный субъект саморазвития

2) любой индивид

3) лидер в группе

020. Процесс присвоения личностью системы статусов, ролей, ценностей. Смыслом и результатом этого процесса является интеграция человека в систему социальных отношений:

1) интериоризация

2) социализация

3) интеграция

021. Согласно положениям концепции социализации (выделите верное):

1) периоды роста и развития у разных людей не одинаковы; человек, отставший от сверстников на одной фазе, затем может наверстать упущенное.

2) периоды роста и развития у разных людей одинаковы; человек, отставший от сверстников на одной фазе, затем не сможет наверстать упущенное

3) периоды роста и развития у разных людей одинаковы; человек, опередивший сверстников на одной фазе, затем сможет потерять обретенное

022. Согласно положениям концепции социализации (выделите верное):

1) в жизни человека можно зафиксировать несколько кризисов развития, которые определяют сущность личности на длительный период.

2) в жизни человека нет кризисов развития, которые определяют сущность личности на длительный период.

3) в жизни человека можно зафиксировать несколько кризисов развития, но они не определяют сущность личности на длительный период.

023.Согласно эпигенетической теории Э. Эриксона (1902):

1) базовые черты личности формируются параллельно с развитием познавательных процессов

2) основная характеристика личности – идентичность – выражается в способности соотносить и отождествлять себя с социальной группой, ролью, самим собой. Идентичность меняется с переходом от одной фазы к другой в момент кризиса.

3) основным компонентом социализации является интериоризация (внутреннее принятие) социальных ролей. В этом процессе особую роль играет самоидентификация, способствующая наиболее полному освоению воли

024. Согласно теории когнитивного развития Ж.Пиаже:

1) основная характеристика личности – идентичность – выражается в способности соотносить и отождествлять себя с социальной группой, ролью, самим собой. Идентичность меняется с переходом от одной фазы к другой в момент кризиса.

2) базовые черты личности формируются параллельно с развитием познавательных процессов

3) основным компонентом социализации является интериоризация (внутреннее принятие) социальных ролей. В этом процессе особую роль играет самоидентификация, способствующая наиболее полному освоению воли

025. Согласно теории символического интеракционизма Дж. Г. Мида:

1) основная характеристика личности – идентичность – выражается в способности соотносить и отождествлять себя с социальной группой, ролью, самим собой. Идентичность меняется с переходом от одной фазы к другой в момент кризиса.

2) базовые черты личности формируются параллельно с развитием познавательных процессов

3) основным компонентом социализации является интериоризация (внутреннее принятие) социальных ролей. В этом процессе особую роль играет самоидентификация, способствующая наиболее полному освоению воли

026. Согласно психоаналитической теории З.Фрейда:

1) процесс формирования личности проходит через ряд стадий, на каждой из которых возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями:

2) базовые черты личности формируются параллельно с развитием познавательных процессов. Этапы когнитивного развития

3) основным компонентом социализации является интериоризация (внутреннее принятие) социальных ролей. В этом процессе особую роль играет самоидентификация, способствующая наиболее полному освоению воли

027. Тоталитарное государство характеризуется (исключите неверное):

1) развернутый и действующий аппарат подавления с преследованием инакомыслия,

2) наличие свободы слова,

3) диктатура одной политической партии

028. Гражданское общество характеризуется (исключите неверное):

1) верховенство права в обществе,

2) свобода людей, их равенство в правах в качестве прирожденных свойств человека

3) диктатура одной политической партии

029. Формы государственного управления выделяются следующие (исключите неверное):

1) аристократия

2) демократия

3) монополия

030. К.Поппер разделял общество на:

1) закрытое и открытое

2) гражданское и тоталитарное

3) доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное

031. В социологическом понимании закрытое общество это:

1) то, в котором индивидам сложно или практически невозможно переместиться из одной страты в другую

2) то, в котором индивидам легко переместиться из одной страты в другую

3) то, в котором индивидам сложно или практически невозможно переместиться из одной страны в другую

032. В политологическом понимании закрытое общество это:

1) то, в котором индивидам легко переместиться из одной страты в другую

2) то, в котором индивидам сложно или практически невозможно переместиться из одной страты в другую

3) то, в котором индивидам сложно или практически невозможно переместиться из одной страны в другую

033. Открытое – общество, в котором граждане:

1) вынуждены принимать личные решения, и являются личностями

2) не могут принимать личные решения, и не являются личностями

3) ни то, ни другое

034. Тоталитарное общество, имеющее в качестве своей предтечи и образца для подражания магическое, племенное или коллективистское общество, характерное для первобытности:

1) открытое

2) закрытое

3) гражданское

035. Социальная система это:

1) целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи и взаимоотношения

2) набор фактов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях и в конкретное время

3) процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга.

036. Социальная связь это:

1) целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи и взаимоотношения

2) процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга.

3) набор фактов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях и в конкретное время

037. Социальное взаимодействие это:

1) целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи и взаимоотношения

2) процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга.

3) набор фактов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях и в конкретное время

038. Наиболее яркая форма конкуренции:

1) конфликт

2) ассоциация

3) диссоциация

39. Воспринимаемая несовместимость действий или целей:

1) взаимодействие

2) конкуренция

3) конфликт

040. Выделял конфликты продуктивные (конструктивные) деструктивные:

1) М. Дойч

2) К. Томас

3) Э. Гидденс

41. Способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия это:

1) конфликтность

2) агрессивность

3) конфликтоустойчивость

042. Согласно концепции К. Томаса поведение людей в конфликтных ситуациях представлено соперничеством, т.е.:

1) стремлением добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому

2) принесением в жертву собственных интересов ради другого

3) взаимным отказом от чего-то

043. Согласно концепции К. Томаса поведение людей в конфликтных ситуациях представлено приспособлением, т.е.:

1) стремлением добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому

2) взаимным отказом от чего-то

3) принесением в жертву собственных интересов ради другого

044. Согласно концепции К. Томаса поведение людей в конфликтных ситуациях представлено компромиссом т.е.:

1) стремлением добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому

2) взаимным отказом от чего-то

3) принесением в жертву собственных интересов ради другого

045. Согласно концепции К. Томаса поведение людей в конфликтных ситуациях представлено избеганием т.е.:

1) стремлением добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому

2) взаимным отказом от чего-то

3) отсутствием стремления к сотрудничеству, уходом от решения

046. Согласно концепции К. Томаса поведение людей в конфликтных ситуациях представлено сотрудничеством, т.е.:

1) приходом к решению, полностью удовлетворяющим обе стороны.

2) взаимным отказом от чего-то

3) отсутствием стремления к сотрудничеству, уходом от решения

047. Особенности поведения, характерные для конфликтной личности это (исключите неверное):

1) Стремление всегда доминировать, быть первым; там, где это возможно и невозможно, сказать свое последнее слово;

2) Стремление к сотрудничеству;

3) Излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях;

048. Особенности поведения, характерные для конфликтной личности это (исключите неверное):

1) Критика других, особенно необоснованная, недостаточно аргументированная и переоценка своих возможностей и способностей

2) Консерватизм мышления, взглядов, убеждений

3) принесение в жертву собственных интересов ради другого

049. Конструктивное разрешение конфликтов зависит от (исключите неверное):

1) Адекватности восприятия конфликта;

2) Открытости и эффективности общения;

3) Создания атмосферы взаимного недоверия и диссоциации;

050. Девиация (от лат. deviatio – отключение) – это:

1) поведение, которое считается отклонением от общепринятых норм и установленных стандартов (юридических, моральных или социальных)

2) поведение, которое считается соответствующим общепринятым нормам и установленным стандартам (юридическим, моральным или социальным)

Проверьте себя!

1. Какие виды тестов существуют?

2. Каков алгоритм работы с тестовыми заданиями?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: