Контрольный тест на знание Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»

1. Конституционный Суд Российской Федерации создан в силу требований:

1) Конституции Российской Федерации;

2) Федерального конституционного закона;

3) Федерального закона;

4) указа Президента РФ.

2. К компетенции Конституционного Суда РФ не относится разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации:

1) федеральных законов;

2) указов Президента РФ;

3) постановлений Правительства РФ;

4) решений Верховного Суда РФ.

3. Конституционный Суд РФ состоит из:

1) 15 судей;

2) 19 судей;

3) 23 судей;

4) 25 судей.

4. Председатель Конституционного Суда РФ назначается на должность решением:

1) Президента РФ;

2) Совета Федерации;

3) Государственной Думы;

4) Конституционного Суда.

5. Конституционный Суд РФ вправе рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий заместителя председателя Конституционного Суда РФ в случае, если выражена инициатива не менее чем:

1) трех судей Конституционного Суда РФ;

2) пяти судей Конституционного Суда РФ;

3) семи судей Конституционного Суда РФ;

4) девяти судей Конституционного Суда РФ.

6. Решение Конституционного Суда РФ о досрочном прекращении полномочий заместителя председателя Конституционного Суда РФ считается принятым, если за него проголосовало не менее:

1) половины от общего числа судей;

2) двух третей от общего числа судей;

3) половины от числа судей, присутствующих на заседании;

4) двух третей от числа судей, присутствующих на заседании.

7. Обязанность информирования об исполнении решений Конституционного Суда РФ возлагается законом на:

1) Председателя Конституционного Суда РФ;

2) заместителя председателя Конституционного Суда РФ;

3) судью Конституционного Суда РФ, который выступал в качестве судьи-докладчика по соответствующему делу;

4) судей Конституционного Суда РФ, которые выступали в качестве судей-докладчиков по соответствующему делу.

8. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению:

1) Президента РФ;

2) председателя Правительства РФ;

3) председателя Верховного Суда РФ;

4) председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

9. Конституционный Суд РФ полномочен осуществлять свою деятельность, если в его составе находится не менее:

1) десяти судей;

2) тринадцати судей;

3) пятнадцати судей;

4) девятнадцати судей.

10. Судья Конституционного Суда РФ назначается:

1) сроком на пять лет;

2) сроком на семь лет;

3) пожизненно;

4) без ограничения срока, но до достижения им возраста 70 лет.

11. В состав квалификационных требований к судьям Конституционного Суда РФ не входит:

1) наличие гражданства РФ;

2) безупречная репутация;

3) наличие ученой степени в области права;

4) стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет.

12. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента:

1) принятия Советом Федерации решения о его назначении;

2) принесения им присяги;

3) начала работы ближайшего пленарного заседания Конституционного Суда РФ с его участием;

4) начала работы ближайшего пленарного заседания Конституционного Суда РФ или заседания палаты Суда с его участием.

13. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются в случае, если:

1) в отношении судьи возбуждено уголовное дело;

2) судья привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

3) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности;

4) судья продолжает, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда, занятия или совершает действия, не совместимые с его должностью.

14. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются решением Совета Федерации в случае:

1) нарушения порядка назначения на должность;

2) достижения предельного возраста;

3) личного письменного заявления об отставке;

4) утраты гражданства.

15. Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является:

1) факт обращения уполномоченного лица с запросом, ходатайством или жалобой;

2) факт обращения уполномоченного лица с запросом или жалобой;

3) обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемый правовой акт;

4) обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации.

16. К обращению в Конституционный Суд РФ не является обязательным приложение:

1) текста акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;

2) доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

3) списка свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание;

4) перевода на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

17. Граждане при подаче жалобы в Конституционный Суд РФ представляют необходимые документы с копиями в количестве:

1) трех экземпляров;

2) десяти экземпляров;

3) тридцати экземпляров;

4) пятидесяти экземпляров.

18. Государственной пошлиной при обращении в Конституционный Суд оплачиваются:

1) запросы о толковании Конституции Российской Федерации;

2) жалобы граждан;

3) ходатайства Президента Российской Федерации по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной;

4) запросы о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

19. Непосредственно после обращения уполномоченного лица в Конституционный Суд РФ и регистрации этого обращения:

1) Конституционный Суд РФ на пленарном заседании рассматривает вопрос о принятии обращения к рассмотрению;

2) председатель Конституционного Суда РФ поручает судье или судьям предварительно изучить вопрос;

3) обращение поступает в секретариат, который изучает вопрос о соответствии обращения закону;

4) законность и обоснованность обращения изучается судьей-секретарем Суда.

20. Обращение в Конституционный Суд РФ может быть отозвано заявителем:

1) до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда РФ;

2) до начала объяснения сторон;

3) до окончания слушания дела;

4) до начала совещания судей по принятию итогового решения.

21. Решение о назначении дела к слушанию принимается:

1) председателем Конституционного Суда РФ;

2) Конституционным Судом РФ на его пленарном заседании;

3) Конституционным Судом РФ на его пленарном заседании или на заседании палаты;

4) заместителем председателя Конституционного Суда РФ.

22. Основанием для соединения Конституционным Судом РФ дел в одном производстве является:

1) их одновременное поступление в Суд;

2) общность их предмета;

3) подача нескольких обращений одним и тем же лицом;

4) совпадение органов или должностных лиц, издавших либо подписавших акт, конституционность которого подлежит проверке.

23. Судья-докладчик не вправе единолично без согласия председательствующего в заседании:

1) истребовать необходимые документы и иные материалы;

2) поручать производство проверок, исследований, экспертиз;

3) направлять запросы;

4) определять круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание.

24. Участниками процесса в Конституционном Суде РФ не являются:

1) заявители;

2) ответчики;

3) свидетели;

4) эксперты.

25. Сторонами в конституционном судопроизводстве не могут быть:

1) заявители - органы или лица, направившие в Конституционный Суд Российской Федерации обращение;

2) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;

3) эксперты;

4) государственные органы, компетенция которых оспаривается.

26. Депутат Государственной Думы может быть представителем стороны в конституционном судопроизводстве по должности, если он:

1) является одним из депутатов, направивших обращение в Конституционный Суд РФ;

2) имеет статус адвоката;

3) обладает ученой степенью кандидата или доктора юридических наук;

4) обладает достаточной квалификацией в области права.

27. Неявка стороны или ее представителя в заседание Конституционного Суда РФ:

1) влечет за собой перенос заседания Суда;

2) не препятствует рассмотрению дела;

3) не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием;

4) не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

28. Основанием к проведению закрытого заседания Конституционного Суда РФ не может служить необходимость:

1) сохранения охраняемой законом тайны;

2) обеспечения безопасности граждан;

3) защиты общественной нравственности;

4) обеспечения независимости Суда.

29. Правом приносить замечания на протокол заседания Конституционного Суда РФ обладают:

1) стороны;

2) свидетели;

3) эксперты;

4) все участники процесса.

30. Исследование по существу рассматриваемого в заседании Конституционного Суда Российской Федерации дела начинается с:

1) выступления заявителя, в котором излагается его позиция по поставленному им вопросу и дается ее правовое обоснование;

2) выступления заявителя о поводах и основаниях к рассмотрению дела, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению;

3) сообщения судьи-докладчика, в котором излагается его позиция по поставленному им вопросу и дается ее правовое обоснование;

4) сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению.

31. Решение Конституционного Суда РФ не может быть принято в форме:

1) постановления;

2) определения;

3) интерпретационного акта;

4) заключения.

32. Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем:

1) поднятия руки или карточки для голосования;

2) использования электронной системы голосования;

3) поименного опроса судей, причем председательствующий голосует последним;

4) применения бюллетеней для голосования.

33. Решение Конституционного Суда Российской Федерации провозглашается:

1) в полном объеме немедленно после его подписания;

2) в объеме резолютивной части немедленно после подписания, в остальной части решение не провозглашается, а публикуется;

3) в объеме резолютивной части немедленно после подписания, в остальной части – не позднее десяти дней с момента провозглашения резолютивной части;

4) в полном объеме или в объеме резолютивной части по усмотрению суда.

34. Решение Конституционного Суда РФ:

1) может быть обжаловано председателю Конституционного Суда РФ;

2) может быть обжаловано в президиум Конституционного Суда РФ;

3) может быть обжаловано в Верховный Суд РФ;

4) окончательно и обжалованию не подлежит.

35. Решение Конституционного Суда РФ вступает в силу:

1) с момента его провозглашения;

2) с момента его подписания председателем Конституционного Суда РФ;

3) с момента его первого официального опубликования;

4) по истечении десяти дней с момента его официального опубликования.

36. Решение Конституционного Суда РФ может быть официально разъяснено Конституционным Судом РФ по ходатайству:

1) одной из сторон;

2) органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд РФ, а также других органов и лиц, которым оно направлено;

3) сторон либо эксперта;

4) любого лица, участвующего в конституционном процессе.

37. Правительство РФ обращается в Конституционный Суд РФ по делам о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними в форме:

1) запроса;

2) жалобы;

3) ходатайства;

4) заявления.

38. Запрос в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности нормативного акта субъекта Российской Федерации допустим, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению:

1) Российской Федерации;

2) субъекта Российской Федерации;

3) Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;

4) Российской Федерации, либо к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

39. Правом обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции Российской Федерации не обладает:

1) Президент РФ;

2) группа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы численностью не менее одной трети;

3) Правительство РФ;

4) законодательный орган субъекта Федерации.

40. Конституционный Суд Российской Федерации объявил мораторий на применение смертной казни в России, поскольку:

1) Российская Федерация есть конституционное государство, в котором применение смертной казни в принципе не допустимо;

2) Конституция Российской Федерации запрещает применять смертную казнь иначе как за преступления против жизни, в то время как уголовным законодательством предусмотрена более широкая область применения данного вида наказания;

3) Конституция Российской Федерации гарантирует каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого в качестве меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, однако такие суды созданы не во всех субъектах Федерации;

4) Российская Федерация должна отказаться от применения смертной казни в силу ее международных обязательств.


[1] См.: Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

[2] См.: Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 4 марта 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.

[3] См.: Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. с послед. изм. // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447. 2009. № 23. Ст. 2754. 2011. № 1. Ст. 1.

[4] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2008 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 5 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» в связи с жалобами граждан А.Ф. Кутиной и А.Ф.Поварнициной» // СЗ РФ. 2008. № 51. Ст. 6205.

[5] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 25 июня 2001 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // СЗ РФ. 2001. № 27. Ст. 2804.

[6] К компетенции Конституционного Суда РФ относится ряд иных полномочий и функций (например, заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления).

[7] См.: Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. с послед. изм. // ВВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792. СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4834. 2008. № 52. Ст. 6229. 2010. № 27. Ст. 3419. 2011. № 1. Ст. 1.

[8] Норма ч. 1 ст. 9 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» может быть истолкована двояко. При одном варианте интерпретации перечень указанных в ней лиц понимается в качестве исчерпывающего, при другом – допускается более широкий круг субъектов данного права, включающий самого соискателя должности. Неопределенность нормы обусловлена отсутствием слова «только» или его синонимов после слов «Президенту Российской Федерации».

[9] Ранее в составе Конституционного Суда РФ образовывались две палаты, в которые входили по 9 и 10 судей. В настоящее время подобная практика утратила силу.

[10] Ранее должностными лицами Конституционного Суда РФ являлись не только Председатель и заместитель Председателя, но еще и судья-секретарь.

[11] При этом следует учитывать, что к полномочиям Конституционного Суда РФ относится разрешение споров о компетенции с участием Президента РФ и Совета Федерации, а также проверка конституционности актов, издаваемых данными органами.

[12] В случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», может быть принято решение о проведении закрытого заседания Конституционного Суда РФ.

[13] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2007 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 402, 433, 437, 438, 439, 441, 444 и 445 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.Г. Абламского, О.Б. Лобашовой и В.К. Матвеева» // СЗ РФ. 2007. № 48 (Ч. 2). Ст. 6030.

[14] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1005. № 16. Ст. 1451.

[15] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 1998 г. № 11-П «По делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации, между Государственной Думой и Президентом Российской Федерации об обязанности Президента Российской Федерации подписать принятый Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1879.

[16] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2004 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона «Об акционерных обществах», регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, компании «Кадет Истеблишмент» и запросом Октябрьского районного суда города Пензы» // СЗ РФ. 2004. № 9. Ст. 830.

[17] См.: Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. с послед. изм. // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757. 2007. № 49. Ст. 6079.

[18] В научной литературе и нормативных правовых актах, регулирующих данные общественные отношения, нередко указывается на полномочие Государственной Думы ратифицировать международные договоры. Однако комплексное толкование норм Конституции РФ позволяет заключить, что в этот процесс вовлечены также Совет Федерации и глава государства.

[19] См.: Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. с послед. изм. // СЗ РФ. 2001. № 52 (Ч. 1). Ст. 4916. 2005. № 45. Ст. 4581.

[20] Автор настоящей работы высказывал в научной литературе точку зрения о тождественности понятий «государственный орган» и «орган государственной власти», равно как и терминов «муниципальный орган» и «орган местного самоуправления». Однако такое разграничение характерно для действующего законодательства России. Поэтому данный фактор нельзя произвольно исключать из правоприменительной практики, даже если в юридической науке будет признано иное.

[21] См.: Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. с послед. изм. // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005. 2003. № 27. Ст. 2709. 2005. № 1. Ст. 17, 25. 2006. № 1. Ст. 10. № 23. Ст. 2380. № 30. Ст. 3287. № 31. Ст. 3452. № 44. Ст. 4537. № 50. Ст. 5279. 2007. № 1. Ст. 21. № 13. Ст. 1464. № 21. Ст. 2455. № 30. Ст. 3747. 3805, 3808. № 43. Ст. 5084. № 46. Ст. 5553. 2008. № 29. Ст. 3418. № 30. Ст. 3613, 3616. № 48. Ст. 5516. № 52. Ст. 6236. 2009. № 48. Ст. 5711. № 51. Ст. 6163. 2010. № 15. Ст. 1736. № 31. Ст. 4160.

[22] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура» // СЗ РФ. 1998. № 9. Ст. 1142.

[23] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17 мая 1995 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 12 Закона СССР от 9 октября 1989 года «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (в редакции от 20 мая 1991 года) в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации, в связи с жалобой Профсоюза летного состава Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1976.

[24] См.: Постановление Конституционного Cуда РФ от 24 октября 1996 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» // СЗ РФ. 1996. № 45. Ст. 5202.

[25] См.: Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. № 257 «О порядке и размерах возмещения судебных расходов, понесенных гражданами и (или) объединениями граждан, а также их представителями в связи с участием в конституционном судопроизводстве» // СЗ РФ. 2005. № 18. Ст. 1684.

[26] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3004.

[27] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 ноября 1995 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 10 Закона Республики Северная Осетия от 22 декабря 1994 года «О выборах в Парламент Республики Северная Осетия – Алания» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4692.

[28] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 июня 1997 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статей 74 (часть первая) и 90 Конституции Республики Хакасия» // СЗ РФ. 1997. № 26. Ст. 3145.

[29] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 22 января 2002 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 69, части второй статьи 70 и статьи 90 Конституции Республики Татарстан, а также пункта 2 статьи 4 и пункта 8 статьи 21 Закона Республики Татарстан «О выборах народных депутатов Республики Татарстан» в связи с жалобой гражданина М.М.Салямова» // СЗ РФ. 2002. № 6. Ст. 627.

[30] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 апреля 1998 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан «О Президенте Республики Башкортостан» (в редакции от 28 августа 1997 года) и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан «О выборах Президента Республики Башкортостан» // СЗ РФ. 1998. № 18. Ст. 2063.

[31] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 21 июня 1996 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 20 Закона Республики Башкортостан «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан» // СЗ РФ. 1996. № 27. Ст. 3344.

[32] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июня 1998 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3002.

[33] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 апреля 1998 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан «О Президенте Республики Башкортостан» (в редакции от 28 августа 1997 года) и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан «О выборах Президента Республики Башкортостан» // СЗ РФ. 1998. № 18. Ст. 2063.

[34] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2000 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 11 статьи 51 Федерального закона от 24 июня 1999 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 19. Ст. 2102.

[35] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июня 2002 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 64, пункта 11 статьи 32, пунктов 8 и 9 статьи 35, пунктов 2 и 3 статьи 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Тульского областного суда» // СЗ РФ. 2002. № 25. Ст. 2515.

[36] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17 ноября 1998 г. № 26-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5969.

[37] В науке конституционного права равенство активного избирательного права обычно связывают с критериями равного количества и равного «веса» голосов избирателей, недопустимостью плюрального вотума, куриальных выборов и чрезмерных отклонений от нормы представительства, определяемой путем деления числа избирателей на количество депутатских мандатов.

[38] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 2000 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 года «О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области» в связи с жалобой граждан Г.С.Борисова, А.П.Бучнева, В.И.Лошманова и Л.Г.Маховой» // СЗ РФ. 2000. № 13. Ст. 1429.

[39] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 22 января 2002 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 69, части второй статьи 70 и статьи 90 Конституции Республики Татарстан, а также пункта 2 статьи 4 и пункта 8 статьи 21 Закона Республики Татарстан «О выборах народных депутатов Республики Татарстан» в связи с жалобой гражданина М.М.Салямова» // СЗ РФ. 2002. № 6. Ст. 627.

[40] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 марта 2008 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности подпункта «л» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 10 части 9 статьи 41 Закона Вологодской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Вологодской области» в связи с жалобой общественного объединения «Политическая партия «Союз правых сил» // СЗ РФ. 2008. № 11 (Ч. II). Ст. 1073.

[41] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 1995 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 42 Закона Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики» в редакции от 26 августа 1994 года» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2860.

[42] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 мая 1996 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Федерального закона от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 22 апреля 1996 года)» // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2811.

[43] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1997 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1996 года № 315 «О порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации», Закона Пермской области от 21 февраля 1996 года «О проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермской области» и части 2 статьи 5 Закона Вологодской области от 17 октября 1995 года «О порядке ротации состава депутатов Законодательного Собрания Вологодской области» (в редакции от 9 ноября 1995 года)» // СЗ РФ. 1997. № 20. Ст. 2383.

[44] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июня 1998 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3002.

[45] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2004 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 4 статьи 64 Закона Ленинградской области «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области» в связи с жалобой граждан В.И. Гнездилова и С.В. Пашигорова» // СЗ РФ. 2004. № 49. Ст. 4948.

[46] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июня 1998 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3002.

[47] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июня 2002 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 64, пункта 11 статьи 32, пунктов 8 и 9 статьи 35, пунктов 2 и 3 статьи 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Тульского областного суда» // СЗ РФ. 2002. № 25. Ст. 2515.

[48] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А.Бунтмана, К.А.Катаняна и К.С.Рожкова» // СЗ РФ. 2003. № 44. Ст. 4358.

[49] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2005 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 47. Ст. 4968.

[50] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2006 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области» // СЗ РФ. 2006. № 27. Ст. 2970.

[51] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2009 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности пункта 32 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункта «к» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О политических партиях», части 3 статьи 30 Закона Краснодарского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края» и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.З. Измайлова» // СЗ РФ. 2009. № 47. Ст. 5709.

[52] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 22 июня 2010 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности подпункта «а» пункта 1 и подпункта «а» пункта 8 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.М. Малицкого» // СЗ РФ. 2010. № 27. Ст. 3552.

[53] См.: Постановление Конституционного Cуда РФ от 25 декабря 2001 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 208 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Г.В.Истомина, А.М.Соколова, И.Т.Султанова, М.М.Хафизова и А.В.Штанина» // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. 2). Ст. 126.

[54] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 2002 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.М.Траспова» // СЗ РФ. 2002. № 6. Ст. 626.

[55] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2004 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности пункта 10 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 9. Ст. 831.

[56] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2005 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.Г. Одиянкова» // СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 337.

[57] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июня 1998 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3002.

[58] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 2007 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» в связи с жалобой граждан В.И. Лакеева, В.Г. Соловьева и В.Д. Уласа» // СЗ РФ. 2007. № 14. Ст. 1741.

[59] См.: Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. с послед. изм. // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710. 2008. № 17. Ст. 1754.

[60] См.: Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. с послед. изм. // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253. 2010. № 31. Ст. 4191.

[61] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июня 2003 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 25. Ст. 2564.

[62] См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности статей 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы, утвержденного постановлением Калининградской областной Думы от 8 июля 1994 года» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4969.

[63] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 10 декабря 1997 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5877.

[64] См.: Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

[65] В предыдущих случаях нормы содержались в законодательных актах субъектов РФ, в данном случае – непосредственно в федеральном законе. Этим блокировалась возможность рассмотрения конституционного спора с точки зрения разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ.

[66] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2002 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.П.Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края» // СЗ РФ. 2002. № 16. Ст. 1601.

[67] В ст. 98 Конституции РФ указано, что парламентарии не могут быть задержаны, арестованы или подвергнуты обыску кроме задержания на месте преступления, подвергнуты личному досмотру кроме случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Конкретно перед Конституционным Судом РФ был поставлен следующий вопрос: «Вправе ли дополнительно к этому федеральный законодатель ввести норму о недопустимости привлечения парламентариев без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания к уголовной ответственности, а также к ответственности за административные правонарушения, применяемой в судебном порядке»?

[68] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 828.

[69] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 29 мая 1998 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 28 Закона Республики Коми «О государственной службе Республики Коми» // СЗ РФ. 1998. № 23. Ст. 2626.

[70] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 1992 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности Указов Президента РФ от 23 августа 1991 года № 79 «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», от 25 августа 1991 года № 90 «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР» и от 6 ноября 1991 года № 169 «О деятельности КПСС и КП РСФСР», а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР» // ВВС РФ. 1993. № 11. Ст. 400.

[71] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина» // СЗ РФ. 2004. № 51. Ст. 5260.

[72] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации «Балтийская республиканская партия» // СЗ РФ. 2005. № 6. Ст. 491.

[73] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2007 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 3, 18 и 41 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой политической партии «Российская коммунистическая рабочая партия - Российская партия коммунистов» // СЗ РФ. 2007. № 30. Ст. 3989.

[74] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина» // СЗ РФ. 2004. № 51. Ст. 5260.

[75] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 декабря 1996 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 года «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации город Москва 24 декабря 1996 года» // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 348.

[76] Имеется в виду институт выборных должностных лиц субъектов РФ. В настоящее время высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов) субъектов РФ не избираются гражданами посредством прямых выборов, а наделяются соответствующими полномочиями законодательными (представительными) органами субъектов РФ по предложению Президента РФ. Поэтому они не могут быть досрочно отозваны решением избирателей.

[77] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728.

[78] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 декабря 1996 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 года «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации город Москва 24 декабря 1996 года» // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 348.

[79] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А.Г.Злобина и Ю.А.Хнаева» // СЗ РФ. 2002. № 14. Ст. 1374.

[80] Вместе с тем, отдельные положения оспариваемых указов были признаны Конституционным Судом РФ противоречащими Конституции РФ.

[81] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики)», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 года № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 года № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 года № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3424.

[82] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6447.

[83] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела» // СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6364.

[84] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 866.

[85] Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа РФ, утвержденного названным Указом» // СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2320.

[86] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 25 июня 2001 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // СЗ РФ. 2001. № 27. Ст. 2804.

[87] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. № 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия» // СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3118.

[88] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 16. Ст. 1451.

[89] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 1999 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 года «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 30. Ст. 3989.

[90] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года № 492-III ГД «О внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан» // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 3059.

[91] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17 ноября 1997 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июля 1995 года № 1090-I ГД «О некоторых вопросах применения Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и от 11 октября 1996 года № 682-II ГД «О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5492.

[92] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. № 15-П «По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5787.

[93] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 45. Ст. 4408.

[94] В связи с этим логичнее всего проводить следующую дифференциацию юридических процедур внесения поправок и пересмотра Конституции РФ: 1) положений глав 1, 2, 9 Конституции РФ; 2) статьи 65 Конституции РФ; 3) статей 66 – 133 Конституции РФ. При таком подходе исчезает необходимость оговорки «за исключением статьи 65 Конституции РФ» применительно к механизму внесения поправок в главы 3 – 8 Конституции РФ.

[95] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4868.

[96] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. № 1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 13. Ст. 1207.

[97] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2253.

[98] См. также: Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 1998 г. № 11-П «По делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации, между Государственной Думой и Президентом Российской Федерации об обязанности Президента Российской Федерации подписать принятый Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1879.

[99] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2253.

[100] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2006 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 100 Регламента Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5371.

[101] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Р.И.Мухаметшина и А.В.Барбаша» // СЗ РФ. 1996. № 14. Ст. 1549.

[102] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 марта 2009 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 8 статьи 5, пункта 6 статьи 6 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и пункта 1 статьи 23 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина В.Н. Рагозина» // СЗ РФ. 2009. № 14. Ст. 1771.

[103] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2009 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности статьи 7.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», части первой статьи 1, части третьей статьи 8 и статьи 297 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Милехина» // СЗ РФ. 2009. № 31. Ст. 3998.

[104] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2008 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6.1. и 12.1. Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статей 21, 22 и 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Г.Н. Белюсовой, Г.И. Зиминой, Х.Б. Саркитова, С.В. Семак и А.А. Филатовой» // СЗ РФ. 2008. № 10 (Ч. 2). Ст. 976.

[105] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 31 января 2008 г. № 2-П «По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 6. Ст. 540.

[106] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации», статьи 2 Федерального закона от 21 июня 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и части первой статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан - судей и судей в отставке» // СЗ РФ. 2002. № 19. Ст. 1015.

[107] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 25 марта 2008 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества «Товарищество застройщиков», открытого акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» и открытого акционерного общества «ТНК-ВР Холдинг» // СЗ РФ. 2008. № 13. Ст. 1352.

[108] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728.

[109] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» // СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 409.

[110] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области» // СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 700.

[111] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 10 декабря 1997 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5877.

[112] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» // СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 409.

[113] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея» // СЗ РФ. 2002. № 15. Ст. 1497.

[114] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края» // СЗ РФ. 1996. № 4. Ст. 409.

[115] Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан» // СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 336.

[116] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2002 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18 и статьи 30.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 108 Конституции Республики Татарстан, статьи 67 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) и части третьей статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) «О выборах Президента Республики Саха (Якутия)» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2909.

[117] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2004 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан», части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан «Об образовании» и пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина С.И. Хапугина и запросами Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан» // СЗ РФ. 2004. № 47. Ст. 4691.

[118] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области» // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3581.

[119] Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1996 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1 и пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года «О дорожных фондах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 29. Ст. 3643.

[120] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан» // СЗ РФ. 2003. № 30. Ст. 3101.

[121] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 16. Ст. 1774.

[122] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы» // СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1909.

[123] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 1997 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности частей первой, второй и третьей статьи 2 и части шестой статьи 4 Закона Московской области от 5 июля 1996 года «О сборе на компенсацию затрат бюджета Московской области по развитию инфраструктуры городов и других населенных пунктов области и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в Московскую область на постоянное жительство» в связи с жалобами граждан И.В.Шестопалько, О.Е.Сачковой и М.И.Крючковой» // СЗ РФ. 1997. № 27. Ст. 3304.

[124] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 1997 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта «б» части первой статьи 1 Закона Республики Мордовия от 20 января 1996 года «О временных чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью» в связи с жалобой гражданина Р.К.Хайрова» // СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3498.

[125] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т.В.Близинской» // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 5014.

[126] Постановление Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе» // СЗ РФ. 1997. № 11. Ст. 1372.

[127] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 3. Ст. 429.

[128] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2005 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 4 и части второй статьи 9 Федерального закона «О карантине растений» в связи с запросом Законодательного Собрания Краснодарского края» // СЗ РФ. 2005. № 7. Ст. 603.

[129] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2003 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 19 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в связи с запросом Арбитражного суда Псковской области и жалобой гражданина А.Н.Гасанова» // СЗ РФ. 2003. № 47. Ст. 4586.

[130] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 13 мая 2004 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона Псковской области «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в связи с запросом Администрации Псковской области» // СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2094.

[131] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 2009 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности положения подпункта «б» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан» // СЗ РФ. 2009. № 22. Ст. 2752.

[132] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2009 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности частей 1, 2, 3 и 4 статьи 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и пунктов 2 и 4 части 2 статьи 13 Закона Псковской области «О государственной гражданской службе Псковской области» в связи с запросом Псковского областного Собрания депутатов» // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 890.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: