Банковский продукт – это экономическая категория, объект купли-продажи, рассматриваемый как конечный результат оказания банком услуги в соответствии с заранее заключенным договором. Таким образам, банковским продуктом может считаться только такая услуга, которая, будучи проданная покупателю приносит экономический и потребительский результат обеим сторонам. Специфические особенности банковского продукта связаны с тем, что основная часть банковской продукции – это услуги, характерными чертами которых являются:
· Абстрактность.
· Вербальная форма представления.
· Высокая социальная значимость (особенно вкладных продуктов).
· Несовпадение во времени момента продажи и получения конечного результата.
В соответствии с законом "О банках и банковской деятельности в России" банки могут оказывать клиентам следующие услуги, а соответственно продавать следующие продукты:
а) вклады (депозиты) и кредиты по соглашению с заемщиком;
б) расчетные услуги по поручениям клиентов и банков-корреспондентов, в том числе и их кассовое обслуживание;
|
|
в) открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов, в том числе иностранных;
г) выпуск, покупка, продажа и хранение платежных документов и ценных бумаг (чеки, аккредитивы, векселя, акции, облигации и другие документы);
д) выдача поручительств, гарантий и иных обязательств на третьих лиц;
е) покупка и продажа наличной иностранной валюты;
ж) покупка и продажа драгоценных металлов, камней, а также изделия из них;
и т.д.
В соответствии с общепринятой классификацией банковских услуг можно классифицировать также и продукты банка:
Кредитные продукты, как результат отношений между банком и клиентом (заемщиком или дебитором) по предоставлению определенных денежных сумм на основании принципов срочности, платности и возвратности.
Депозитные продукты, как результат оказания услуг, которые дают возможность банкам аккумулировать временно свободные денежные средства клиентов и рыночных экономических контрагентов.
Расчетно-кассовые продукты - расчеты и платежи с клиентами и банковскими учреждениями.
Инвестиционные продукты и ценные бумаги – необходимые для клиента для получения дохода и участия в капитале других предприятий.