Тема 3.1. Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития

Основные понятия: Планы сравнения разных заданий или экспериментальных условий, внутрисубьектный план, межсубъектный план, корреляционный план.

Планы сравнения разных заданий или экспериментальных условий. Существует два основных подхода: внутрисубьектный, в котором каждый испытуемый выполняет все задания (или находится во всех типах экспериментальных условий); межсубъектный, при котором разные испытуемые должны выполнять разные задания (или находиться в разных условиях).

Внутрисубъектное исследование, как правило, более экономично, «статистически более достоверно и позволяет избежать ряда затруднений (например, систематической ошибки отбора), с которыми может столкнуться межсубъектное исследование. Внутрисубъектный подход незаменим для изучения внутригрупповых взаимосвязей и закономерностей. Межсубъектный подход незаменим в том случае, когда экспериментальное воздействие призвано произвести некоторые стойкие изменения.

В корреляционном плане независимые переменные не контролируются; измеряются две или более переменные и оценивается степень их совместной изменчивости. Корреляционный план – единственно приемлемая форма исследования, если изучаются переменные, манипулирование которыми невозможно или затруднительно. Кроме того, корреляционное исследование способно охватить более широкий диапазон уровней переменной. С другой стороны, отсутствие экспериментального контроля подразумевает невозможность корреляционного исследования дать информацию о причинно-следственных связях. К методам, используемым для снижения неопределенности и для уточнения характера причинно-следственных связей, относят логический анализ возможных направлений причинности; частичную корреляцию, при которой статистически устраняется влияние третьих факторов; перекрестную корреляционную группировку с лагом, в которой оцениваются корреля­ционные связи во временной перспективе; и экспериментальные манипуляции с одной из переменных.

План практического занятия

1. Влияние морфо-функциональных изменений на когнитивное развитие в старости.

2. Личность и старение.

План лабораторного занятия

1. Тестовый контроль по основным понятиям темы.

2. Разработка экспериментального исследования развития психологических особенностей в старости.

Литература:

1. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст] / О. Б. Дарвиш. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.

2. Психология развития [Текст] / под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2001.

3. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития [Текст] / Дж. Баттерворт, М. Харрис. – М.: Когито-Центр, 2000.

4. Волков, Б.С. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

5. Миллер, С. Психология развития: методы исследования [Текст] / С. Миллер. – СПб.: Питер, 2002.

6. Нартова-Бочавер С. К. Введение в психологию развития [Текст] / С. К. Нартова-Бочавер. – М., 2005.

7. Солодилова, О. П. Возрастная психология в вопросах и ответах [Текст] / О. П. Солодилова. – М.: Проспект, 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: