Основными принципами формирования системы гoсударственного управления являются:
v принцип разделения властей;
v принцип комплементарности;
v принцип субсидиарности;
v принцип суверенности;
v принцип демократизма;
v принцип гомогенности.
Принцип разделения властей, введенный в 1748г. французским энциклопедистом Монтескье (1698-1755), предполагает разделение единоличной государственной власти на три сферы законодательную, исполнительную и судебную, что должно служить условием эффективного контроля за деятельностью государственного аппарата.
Итак, современное содержание разделения властей, включает:
v Четкое распределение функций, предметов ведения и полномочий органов государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной, их структурных подразделений должностных лиц, регулируемое законами, указами, постановлениями, положениями и другими правовыми актами.
v Независимость и самостоятельность в оперативной деятельности каждой ветви власти, каждого органа и должностного лица в границах права и компетенции.
|
|
v Обеспечение в системе государственной власти механизма взаимного уравновешивания всех ветвей власти и контроля, сдерживания.
v Гарантированное конституцией, законами, административно-правовыми актами реальное вовлечение общественных объединений, организаций в процесс принятия политико-управленческих решений и их реализации.
v Социальный (общественно-гражданский) контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный правовыми и организационно-структурными механизмами.
Принцип комплементарности характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание условий ранномерного распределения властных функций в разрезе всей вертикали управления по различным территориальным уровням.
Принцип субсидиарности определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между уттравленческими уровнями государственной власти. Действие принципа определяет устойчивую последовательность исполнения властных полномочий управленческими органами и порядок распределения ответственности этих орга нов перед населением.
Принцип суверенности предполагает наличие фактической независимости как сущностного признака государства. Государственный суверенитет означает еверховенство и независимость власти, суверенитет предполагает набор специальных институтов, обеспечивающих данному государству статус самостоятельного субъекта международных отношений.
Принцип демократизма нацеливает на необходимость активного участия городского населених в принятии решений государственного и муниципального значения: избрании государственных и муници цальных органов власти, разработке программ территориального раз вития, базирующихся на овладенин механизмами вовлечения общественности в текущие дела региона либо муниципалитета, выделение зон полномочий за организованными на территориях общественными объединениями.
|
|
Принцип гомогенности отображает преимущество федерального права перед региональным. Сущность принципа гомогенности проявляется в соответствии и соподчиненности регионального законодательства федеральному, чем обеспечивается единство государства и всеобщая подчиненность всех институтов власти его Основному закону.
Конституция РФ принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г. закрепляет следующие основополагающие принципы государственной власти и управления.
• республиканскую форму правления - государство может быть
только республикой, исключено учреждение должности монарха и монархического правления как в России в целом, так и в ее отдельных частях;
• принадлежность власти народу, признание народа единственным
источником власти (это значит, что ни один человек, ни одна
партия не может присвоить власть, провозгласить себя источником власти);
• осуществление власти народом непосредственно или через органы государственной власти:
§ народ может осуществлять свою власть или путем голосования (на выборах, референдуме), или через своих представителей в выборных или назначаемых органах власти;
§ власть может осуществляться только через официально установленные органы власти - ее нельзя осуществлять через какие-либо органы, учрежденные неправовым путем (на пример, через самопровозглашенный реввоенсовет или ка кой-либо личностью от собственного имени;
· разделение государственной власти на 3 ветви - законодательную, исполнительную и судебную (это значит, что власть нельзя концентрировать в одних руках – невозможно, чтобы один и тот же орган принимал законы, исполнял их и судил (что было принято в средние века);
разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субьектов РФ.
· самостоятельность местного самоуправления. Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти:
§ право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные жалобы в органы государственной власти и местного самоуправления;
§ право граждан обжаловать в суд решения и действия органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц.
Раздел 2. Система государственного управления в Российской Федерации и зарубежных странах