Присяга Президента Российской Федерации

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу"

Институт Президента как форма государственной власти функционирует длительный исторический период - более 200 лет. В разных странах процесс избрания президента, его полномочия и взаимоотношения с другими органами, а также сроки президентства различные и зависят от политических традиций и соотношения сил между президентом и другими ветвями власти.

Родиной института президента стали США. Первый президент - Джордж Вашингтон (1788-1797), с его именем связано становление независимой республики. Известно, что Вашингтон отверг предложение стать монархом. Свою позицию аргументировал тем, что все антиамериканские акции Лондона были от имени короля, что английский король царствует, но не правит, а президент должен управлять страной.

Институт президента за свою историю явно эволюционировал в направлении усиления его роли в жизни страны, но не плавным процессом, а со взлетами и падениями, рывками и застоем, испытывая зависимость от реального соотношения сил, в стране, экономической конъюнктуры, международного положения, немаловажного личностного фактора.

Президент - глава государства, должностное лицо (в отличие от монарха), избираемое гражданами либо парламентом (или избирательной коллегией с участием парламента) на установленный в конституции срок (обычно от 4 до 7 лет).

Участие президента в осуществлении реальной власти зависит также от избранной в стране формы правления.

Роль президента в парламентских республиках ограничена функциями главы государства, сводится к согласованию действий трех ветвей власти. Так, в Италии, в соответствии со ст.87 Конституции, президент республики является главой государства и представляет национальное единство. Согласно полномочиям президент Италии:

· может направлять палатам послания;

· назначает выборы новых палат и определяет день первого заседания;

· санкционирует представление палатам правительственных законопроектов;

· промульгирует законы, издает декреты, имеющие силу закона, и постановления;

· назначает народный референдум в случаях, предусмотренных конституцией;

· назначает в случаях, указанных законом, должностных лиц государства;

· аккредитует и принимает дипломатических представителей, ратифицирует международные договоры, в соответствующих случаях - с предварительного разрешения палат;

· является командующим вооруженными силами, председательствует в созданном согласно закону верховном совете обороны, объявляет, по разрешению палат, состояние войны;

· председательствует в высшем совете магистратуры;

· может даровать помилование и смягчать наказания;

· может, заслушав председателей палат, распустить обе палаты или одну из них (кроме как в последние шесть месяцев своих полномочий).

Обладая формально значительными полномочиями, роль главы государства в повседневной управленческой практике является по существу номинальной, ибо, как отмечается в ст. 89 Конституции Италии: «Никакой акт Президента республики не контрассигнован предложившими его министрами, которые за этот акт ответственны.

Акты, имеющие силу закона, и другие указанные в законе акты контрассигнуются также председателем совета министров».

Аналогичная норма имеется и в основном законе ФРГ: действительных приказаний и распоряжений федерального президента необходима их контрасигнатура федеральным министром» (ст. 58).

В руках президента президентской республики сосредоточена значительная повседневная власть, он - глава государства и глава исполнительной власти, ключевая фигура в государственном механизме управления. Так, исполнительная власть в США в соответствии со ст. II конституции США осуществляется президентом США. В своей деятельности он не подотчетен никаким органам. Должности премьер-министра в США не существует, кабинет состоит из министров, которые назначаются и освобождаются от должности президентом. Министры в своей деятельности целиком подотчетны главе государства.

Президент принимает непосредственное участие в законодательном процессе, подписывая или отклоняя все билли, принятые конгрессом. Используя свое право предоставлять конгрессу различного рода информацию, президент формулирует в своих посланиях конкретные законодательные предложения. Важная функция президента - нормирование и проведение кадровой политики. Он назначает на различного рода должности «по совету и с согласия» сената. Обширны его полномочия во внешней политике: назначает и отзывает послов и других полномочных представителей, заключает международные договоры, исполнительные соглашения.

Близкий к этому конституционно-правовой статус имеют президенты латиноамериканских стран с президентской формой правления.

Смешанная форма правления изначально предполагает цель сбалансирования власти, распределения полномочий между тремя ветвями таким образом, чтобы обеспечить и их взаимодействие, и их взаимный контроль, механизм сдержек. Наибольшую сбалансированность полномочий предусматривает, очевидно, конституция Французской республики.

Президент Франции во взаимодействии с парламентом реализует полномочия: промульгирует, законы и может потребовать от парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей; может передать на референдум любой законопроект. Он может объявить о роспуске национального собрания, однако, лишь после консультации с премьер-министром и председателями палат.

Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

В установленном Конституцией РФ порядке Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Конституционный Суд дает формулировке "гарант Конституции" довольно широкое толкование, признавая, в частности, за Президентом право издавать указы по вопросам, требующим законодательного решения, на период до принятия соответствующих законов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: