Процедура импичмента

Конституцией РФ предусмотрена возможность досрочного отрешения Президента РФ от должности за совершения преступления, именуемая в международной практике процедурой импичмента.

Институт импичмента закреплен в конституциях многих стран, но он практически не применялся (например, в США за 200 лет были предприняты три безрезультатные, с юридической точки зрения, процедуры импичмента президента - в 1865, 1974 и 1999 гг.). В РФ дважды предпринимались тоже безрезультатные попытки импичмента - в 1993 и 1999 гг. В 2004 г. подвергся импичменту и был досрочно смещен с поста президент Литвы.

Процедура импичмента в РФ предусматривает 3 стадии:

- выдвижение Госдумой обвинения против Президента РФ - начало процедуры;

- заключения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ;

- отрешение президента от должности Советом Федерации.

Содержание стадий:

- обвинение выдвигается Госдумой ФС РФ большинством в 2/3 голосов по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной образованной Госдумой комиссии; президент обвиняется в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления;

- Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а Конституционный Суд РФ - о соблюдении порядка выдвижения обвинения;

- Совет Федерации ФС РФ принимает решение об отрешении Президента РФ от должности квалифицированным большинством голосов - 2/3 голосов от общего состава в 3-месячный срок после выдвижения Госдумой обвинения; импичмент считается отклоненным, если решение не принято в 3-месячный срок или за отрешение проголосовало менее 2/3 членов Совета федерации; в ином случае Президент РФ прекращает полномочия с момента принятия Советом Федерации соответствующего решения.

В случае досрочного прекращения Президентом РФ полномочий по любому основанию исполнение его обязанностей возлагается на Председателя Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права роспуска Госдумы.

Выборы нового Президента РФ проводятся в 3-месячный срок.

Законодательная власть в Российской Федерации

Законодательная власть – это право и возможность принимать общеобязательные правила в виде нормативных актов государственного значения, имеющих наиболее общий характер и высшую юридическую силу.

К ее задачам относится также дополнение или изменение уже существующих государственных законов, а в определенных условиях и их отмена.

В современном демократическом государстве, построенном на принципе разделения властей, обладателем законодательной власти выступают парламент - высший общенациональный представительный орган государства, образуемый посредством выборов, а также законодательные органы власти субъектов федерации.

Слово «парламент» - происходит от французского глагола «говорить», хотя родиной парламента считается Великобритания.

Институт парламента имеет многовековую историю. Предшественниками парламента были представительные органы рабовладельцев и других свободных лиц в древней Греции и древнем Риме, а также сословно-представительные учреждения в Европе (в том числе земские соборы в России), но происхождение современного парламента связывают с событиями XIII-XIV вв., в Англии, когда власть короля была ограничена собранием крупных феодалов, высшего духовен представителей городов и сельской местности (общин).

Современный парламент - это высший выборный законодательный орган власти, осуществляющий представительства основных составляющих и активных групп населения.

Формирование современного института парламента начинается со второй половины 19 начала 20 века и связывается с формированием представительной демократии в странах Западной Европы. Первое учреждение парламентского типа в России возникла в 1905 году, на основе царского манифеста регламентирующего выбора в Государственную Думу на основе непрямого, неравного, не всеобщего голосования.

Конституция Российской Федерации 1993 г. впервые в истории страны использовала понятие «парламент» для обозначения представительного и законодательного органов государства и по содержательным характеристикам приблизила его к сложившейся в мировой практике парламентской модели.

Порядок формирования современного парламента напрямую зависит от его структуры. Так, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов, как правило, формируются посредством прямых выборов.

Способы формирования верхних палат разнообразны. К основным из них относятся:

1. Формирование верхней палаты посредством непрямых (косвенных) выборов (Франция);

2. Формирование верхних палат посредством прямых выборов, но отличающиеся от системы выборов при формировании нижних палат. Такой порядок применяется в Италии, США, Австрии;

3. Формирование верхней палаты путем назначения применяется в наиболее чистом виде в Канаде и Германии;

4. Традиционно-феодальный способ Формирования верхней палаты применяется в Великобритании;

5. Смешанный способ формирования, при котором сочетаются элемент выборности, наследственности, назначения (Ирландия, Бельгия).

Функции парламента во многом зависят от формы правления:

- Выражают общее мнение, в то же время своим словом и делом влияют на избирателей, участвуют в политическом воспитании народа;

- Представляют, отстаивают важнейшие общественные интересы, и защищает их на высшем уровне государственной власти;

- формирование и утверждение бюджета;

- Законодательствуют, издают нормативно-правовые акты, а значит, прогнозируют, моделируют отношения, процессы в обществе;

- Формируют, утверждают бюджет, состав правительства, Верховного Суда, Генеральной Прокуратуры;

- Добиваются политической ответственности правительства, должностных лиц за соблюдение конституции и законов, исполнение бюджета, реализацию прав и свобод граждан (через отчеты правительства о выполнении бюджета, запросы и вопросы депутатов, импичмент, политическую оценку и политическое обвинение).

Законодательная власть в РФ представлена Федеральным собранием - это двухпалатный парламент, который состоит из Государственной Думы (нижняя палата) и Совета Федерации – верхняя палата. Его структура представлена на рис. 5.1.

Совета Федерации (верхняя палата) представляет интересы субъектов РФ (88). В его состав входят по два представителя от каждого субъекта РФ – по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Максимально возможное число мандатов Совета Федерации – 176.

Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" от 05.082000 № 113-ФЗ установил, что членом Совета Федерации может быть избран (назначен):

- гражданин РФ;

- достигший 30-летнего возраста;

- обладающий правом избирать и быть избранным в федеральные органы государственной власти РФ.

Федеральное Собрание Российской Федерации
Федеральное Собрание Российской Федерации
Государственная Дума
Совет Федерации

 

Комитеты
Комитеты
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти
Избирается гражданами РФ по одномандатным и многомандатным округам
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти
Постоянные комиссии
Избирается гражданами РФ по одномандатным и многомандатным округам
Постоянные комиссии
законотворчество

Рис. 5.1. Структура Федерального Собрания

От каждого субъекта РФ в Совет Федерации входят по 2 представителя:

- один назначается высшим должностным лицом субъекта РФ;

- один избирается представительным (законодательным) органом субъекта РФ,

Представитель в Совете Федерации от органов исполнительной власти субъекта РФ:

- назначается высшим должностным лицом субъекта РФ;

- в 3-дневный срок указанное решение направляется в представительный (законодательный) орган для утверждения;

- вступает в силу, если 2/3 от общего числа депутатов представительного (законодательного) органа не проголосуют против решения высшего должностного лица субъекта РФ о назначении данного кандидата;

- представитель от исполнительной власти назначается на срок полномочий главы соответствующего субъекта РФ.

Представитель в Совете Федерации от органов законодательной власти субъекта РФ:

- избирается депутатами представительного (законодательного) органа субъекта РФ;

- на срок полномочий данного представительного (законодательного) органа;

- если представительный (законодательный) орган субъекта РФ имеет двухпалатную структуру, представитель избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий данной палаты.

Представитель в Совете Федерации, избранный или назначенный от субъекта РФ, наделяется полномочиями члена СФ с момента вступления в силу соответствующего решения об избрании (назначении).

Представитель субъекта РФ в Совете Федерации может быть отозван досрочно органом, которым он был назначен (избран).

Совет Федерации ФС РФ в рамках собственной специальной компетенции:

- утверждает, изменяет границы между субъектами РФ;

- утверждает указы Президента РФ о введении чрезвычайного положения, военного положения;

- решает вопрос об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами страны;

- назначает выборы Президента РФ;

- отрешает Президента РФ от должности в порядке импичмента;

- назначает судей Верховного, Конституционного, Высшего Арбитражного Судов;

- назначает и смещает Генерального прокурора РФ;

- назначает и смещает заместителя председателя Счетной палаты РФ и половину состава ее аудиторов.

Государственная Дума (нижняя палата) выступает как прямое представительство различных групп населения, политических партий и движений и формируется путем общенациональных выборов. В ее состав входят 450 депутатов.

Выборы проходят по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе:

- половина депутатов (225) избирается по одномандатным округам (территория России делится на 225 примерно одинаковых по численности избирателей округов (и не менее одного округа в одном субъекте федерации), от которых избирается один депутат, - мажоритарная система;

- другая половина (225) депутатских мандатов распределяется между партиями (блоками партий) пропорционально числу поданных голосов – округом становится вся страна: чем больше голосов избирателей отдано за партию, тем больше депутатских мест она получит.

Во время выборов избиратель получает 2 бюллетеня: первый с именами кандидатов от округа, где он проживает; второй с названиями партий (блоков), участвующих в выборах стране в целом. Избиратель может голосовать только за одно кандидата в мажоритарном округе и только за одну партию (блок) по пропорциональному (общефедеральному) округу.

Право избирать депутатов Госдумы имеют граждане РФ, достигшие на день выборов 18 лет. Право быть избранными депутатом Госдумы имеют граждане РФ, достигшие 21 года.

Не имеют избирательного права лица, признанные судом недееспособными, и лица, по приговору суда отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы.

Законодательство о выборах депутатов Госдумы не отличается стабильностью. За 10 лет существования Госдумы каждые новые выборы (1993, 1995, 1999 ГГ.) проводились по новому закону о выборах, который принимался непосредственно «под» очередные выборы и менял правила их проведения. С 2007г. планируется избирать Госдуму только по пропорциональной системе (по партийным спискам) - соответствующие законопроекты уже внесены в парламент.

В мажоритарном округе избранным считается кандидат:

- набравший больше голосов, чем другие кандидаты;

- при условии, что в выборах приняло участие более 25% избирателей, зарегистрированных в округе (соблюден кворум);

- за победившего кандидата подано больше голосов, чем "против всех".

К распределению депутатских мандатов (всего 225) в общефедеральном (пропорциональном) округе допускаются зарегистрированные федеральные списки, которые:

- набрали 5 и более процентов голосов по стране, при условии, что таких списков не менее 3 и вместе они получили боле 50% голосов избирателей;

- если списки, получившие 5 и более процентов голосов, вместе набрали 50 и менее процентов голосов по общефедеральному округу, то к распределению мандатов допускаются также списки, набравшие менее 5% голосов, пока списки, допущенные к распределению мандатов, в сумме не наберут более 50% голосов;

- если менее чем за 3 списка кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов, подано в совокупности более 50% голосов, а остальные списки получили менее 5% голосов, к распределению мандатов допускаются списки, каждый из которых получил 5 и более процентов, а также в порядке убывания поданных голосов списки, набравшие менее 5% голосов, до того как общее число списков, допущенных к распределению, не достигнет 3.

Допущенные к распределению мандатов списки получают количество мандатов, пропорциональное итоговому результату в соответствии с очередностью кандидатов в списках.

Центризбирком признает выборы по общефедеральному округу не состоявшимися, если:

- ни один список не наберет 5 и более процентов голосов избирателей, пришедших на выборы;

- в выборах примет участие менее 25% зарегистрированных избирателей;

- списки, набравшие более 3% голосов, вместе наберут 50 или менее процентов голосов.

Основной функцией Федерального Собрания является функция законодательства. Статья 104 Конституции РФ содержит перечень субъектов законодательной инициативы: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные органы субъектов РФ, а также Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный суды. Вместе с тем, никто, кроме Федерального Собрания РФ, не имеет права принимать федеральные законы. Из двух палат парламента именно Государственная дума играет основополагающую роль в законодательном процессе.

Законодательный процесс – это установленный законами и регламентами порядок, этапы, процедуры прохождения закона от проекта до опубликования и вступления в силу, а так же взаимодействие всех участков законотворчества (рис.5.2).

Стадии законодательного процесса на уровне Федерального Собрания
1-й этап. Законодательная инициатива
Перечень субъектов законодательной инициативы содержится в ст. 104 Конституции
Рассматривается в Государственной Думе Федерального Собрания Российской федерации
2-й этап. Рассмотрение законопроекта
Принимается Государственной Думой большинством голосов. Конституционные законы требуют 2/3 голосов депутатов палаты
3-й этап. Принятие закона
Одобряется Советом Федерации большинством голосов. Конституционный закон требует ¾ голосов членов Совета Федерации
4-й этап. Одобрение закона
Президент Российской Федерации в течении четырнадцати дней подписывает закон и обнародует его
5-й этап. Предписание и обнародование законов

Рис. 5.2. Стадии законодательного процесса

1 этапзаконодательная инициатива. Она определяется как совокупность форм, процедур, операций, сопровождающих и обеспечивающих внесение в Государственную Думу проектов законов.

2 этап – рассмотрение законопроекта Государственной Думой. Регламентом Государственной Думы определен порядок рассмотрения законопроекта. Он осуществляется в три чтения, в ходе которых обсуждается концепция, оцениваются положения, отдельные статьи законопроекта, определяется необходимость принятия, вносятся поправки и т. п.

3 этап – принятие закона Государственной Думой. Согласно Конституции РФ и регламенту Государственной Думы федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (450). В течении 5 дней передаются в Совет Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течении четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Заключительный этап законодательного процесса – промульгация состоит в том, что принятый палатами парламента федеральный закон в течении 5 дней направляется главе государства, подписывается им, после чего публикуется. Подписывая закон, глава государства констатирует, что закон принят парламентом должным образом и подлежит исполнению; если в течении 14 дней Президент отклонит этот закон, обе палаты вновь рассматривают его, и, если он будет одобрен при повторном рассмотрении не менее чем 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания РФ - Госдумы.

Президент РФ вправе распустить Госдуму в случаях:

- трехкратного отклонения Госдумой кандидатур, предложенных Президентом РФ на должность Председателя Правительства Российской Федерации;

- двукратного в течение 3 месяцев вынесения Госдумой вотума недоверия Правительству РФ при несогласии Президента РФ принять отставку Правительства РФ;

- вынесения Госдумой недоверия Правительству РФ, если вопрос о доверии был вынесен по инициативе Правительства РФ.

Роспуск Государственной Думы невозможен:

- в течение одного года со дня ее избрания;

- в течение 6 месяцев до окончания полномочий Президента РФ;

- с момента выдвижения Госдумой обвинения против Президента РФ;

- в период действия в РФ военного или чрезвычайного положения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: