В работе офицеров необходимо гибкое и оперативное управление поведением трудных
военнослужащих на основе диагностической и прогностической деятельности. Педагогическая диагностика осуществляется на основе комплексной методики. Необходимые данные могут быть получены с помощью общих психолого-педагогических методов:
- психолого-педагогических наблюдений;
- познавательных бесед;
- изучения результатов деятельности;
- обобщения независимых характеристик;
- опросов;
- эксперимента;
- изучения документальных источников и др.
Педагогическая диагностика проводится в несколько этапов.
На предварительном этапе осуществляется психолого-педагогическая подготовка офицеров к диагностической деятельности с "трудными" военнослужащими.
На основном этапе применяются надежные в теории и доступные для практики способы
изучения "трудных" военнослужащих. В ходе работы осуществляется:
Накопление первичной информации исоставление самого общего представления о "трудных" военнослужащих: изучение сущности, характера иналичия у изучаемых военнослужащих негативных качеств личности с последующей их классификацией; выявление негативных симптомов отклоняющегося поведения до иво время службы в армии.
|
|
На заключительном этапе создается комплексная модель воспитательной работы офицеров с "трудными" военнослужащими. В ходе работы осуществляется:
1. Постановка заключительного диагноза. Она включает: окончательное распределение "трудных" по типам педагогической трудности; уточнение причин и условий проявления
негативного поведения военнослужащих в конкретных частях и подразделениях; обоснование основных отклонений в поведении "трудных" военнослужащих и путей их исправления; оценку результатов профилактики и воспитания.
2. Составление модели воспитательной работы офицеров. Она включает: подготовку офицеров к деятельности с «трудными» военнослужащими в частях и подразделениях; совершенствование индивидуальной воспитательной работы с военнослужащими; усиление возможностей воинских коллективов и педагогической профилактике и воспитании военнослужащих с отклоняющимся поведением; активизацию процесса самовоспитания "трудных" военнослужащих и руководство им.
В результате педагогической диагностики составляется характеристика на каждого "трудного" военнослужащего. Она включает:
- общие данные о военнослужащем;
- особенности формирования личности до призыва в армию;
- особенности физического развития, состояния здоровья;
- особенности развития психических процессов, их свойств, состояний и образований;
- особенности деятельности и поведения;
- общие психолого-педагогические выводы;
- рекомендации по исправлению "трудных" и оценку результатов процесса воспитания. Таким образом, своевременное диагностирование и типизация "трудных" военно-служащих "позволяют тщательно спланировать процесс воспитательной работы с ними.