double arrow

Педагогическая профилактика различных отклонений в поведении военнослужащих

Для предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения у военнослужащих необходимо, чтобы офицеры и сержанты могли эффективно использовать такие способы профилактики и перевоспитания, которые стимулировали бы позитивное развитие личности трудного воина и искореняли его негативные качества. С этой точки зрения под методом процесса предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения военнослужащих понимаются способы совместной превентивной деятельности воспитателей и воспитуемых по искоренению негативных проявлений и формированию положительных правил и норм поведения.

На основе изучения и анализа опыта превентивной деятельности офицеров, специальных опросов различных категорий воспитателей, наблюдений за процессом профилактики и перевоспитания трудных воинов можно предложить следующую классификацию методов:

1) по реализации диагностической и восстановительной функций - методы переубеждения, переучивания, «реконструкции характера» и др.;

2) по реализации исправительной и компенсирующей функций - методы «взрыва», разрыва нежелательных контактов и др.

3) по реализации корректирующей и прогностической функций - методы критики и самокритики, опосредованного педагогического воздействия, перспективных линий и др.;

4) по реализации стимулирующей и побуждающей к самоисправлению функций - методы самоисправления, соревнования, поощрения, принуждения и др.

Вывешиваю схему (высвечиваю слайд) «Алгоритм предупреждения различных отклонений в поведении военнослужащих» и делаю по ней пояснения:

1) Основным способом реализации диагностической и восстановительной функций процесса профилактики и перевоспитания является метод переубеждения, который применяется в тесной связи с методами убеждения и самоубеждения.

Переубеждение понимается как целенаправленное влияние на внутренний мир и поведение трудного воина в целях восстановления, развития и закрепления положительных и преодоления отрицательных взглядов и качеств. Метод переубеждения дополняет другие методы педагогической профилактики и перевоспитания, объединяет их возможности в решении задач по искоренению негативных и формированию положительных качеств у трудных воинов.

Анализ перевоспитательной и профилактической деятельности офицеров и сержантов в частях свидетельствует о том, что эффективность метода переубеждения повышается тогда, когда он применяется авторитетными для воинов воспитателями. Переубеждение происходит интенсивнее в этих подразделениях потому, что трудных воинов удаётся включить в коллективную деятельность, где их негативные качества оказываются несовместимыми со сложившимися целями и нравственными установками.

Большой силой убедительности и доказательности в превентивной деятельности служит единство слова и дела воспитателей. Переубеждая делом, офицеры создают такие педагогические условия, при которых доказываемое положение вытекает из негативного жизненного опыта самого воспитанника и конкретной педагогической ситуации. Переубеждение словом органически сочетается с убеждением делом в превентивной теории и практике. Метод переубеждения реализовывается с помощью различных приёмов превентивных влияний, использование которых позволяет дифференцировать подход к воинам с различными отклонениями в поведении. В превентивной работе наиболее часто используются такие приёмы, как разъяснение, доказательство, опровержение, аргументация и др. Успешное применение данных приёмов в профилактической и перевоспитательной деятельности по преодолению педагогических трудностей предполагает высокую эрудицию воспитателей, их умение вести полемику с перевоспитуемыми, оперировать убедительными доказательствами, опровергать ошибочные взгляды и суждения воинов с негативными качествами личности.

В практике превентивной деятельности офицеров и сержантов переубеждение дополняется методом переучивания, тесно связанным с упражнением и самоупражнением в процессах воспитания и самовоспитания.

Переучивание предназначается для изменения отрицательного жизненного опыта, восстановления здоровых социальных потребностей и привычек трудных военнослужащих. Применяя данный метод, воспитатели учитывают, что исправление личности трудного воина совершается при замещении или компенсации устраняемых отрицательных качеств положительными, негативных форм поведения соответствующими уставными нормами и правилами поведения военнослужащих.

Переучивание в превентивной деятельности офицеров и сержантов опирается на переубеждение, закрепляет его результаты и тесно связано с методом «реконструкции характера».

Метод «реконструкции характера» способствует становлению всего ценного и положительного в характере и поведении трудного воина. Анализ применения данного метода офицерами и сержантами по отношению к трудным воинам показывает, что основное содержание «реконструкции характера» заключается в выявлении и развитии тех положительных качеств воина, которые можно использовать в перестройке характера, при прогнозировании позитивного и негативного поведения личности на основе выявленных качеств, в процессе видоизменения отрицательных качеств в положительные (самоуверенность - в уверенность, критиканство - в критичность, леность - в упорство и трудолюбие) и т.д. В превентивной работе «реконструкция характера» начинается с изучения и чёткого определения перспектив положительного развития личности трудного воина. При этом воспитатели уясняют для себя, какие положительные качества необходимо развить, а какие отрицательные качества следует устранить далее с помощью приёмов переоценки качеств повседневной регламентации поведения составления программы «реконструкции» и т.д.

2) Исследование показывает, что использование метода «реконструкции характера» в работе более длительно по времени, чем переубеждение или переучивание, и поэтому осуществляется частично на базе метода «взрыва», который широко применяется при реализации исправительной функции воспитательной работы.

Метод «взрыва» заключается в том, что при неожиданном стечении обстоятельств данные трудные воины оказываются в критической ситуации, когда конфликт в коллективе достигает наибольшей остроты в силу проявления отклоняющегося поведения военнослужащих. Перед ним встаёт вопрос: что делать дальше? Солдатам (матросам) видна неприглядность своего поведения, что помогает в определённой степени стать лучше и искоренить различные отклонения в поведении. В воспитании и перевоспитании военнослужащих с негативными качествами личности воспитателями подразделений используются такие приёмы метода «взрыва», как нагнетание отрицательных переживаний до предела; доведение до абсурда негативной линии поведения, когда собственные недостатки неприятны; столкновение ложных идеалов с настоящими; осуждение в коллективе, коллективный гнев, бойкот, отвращение и др.

При реализации исправительной и компенсирующей функций превентивной деятельности офицеров в подразделениях наряду со «взрывом» применяется метод разрыва нежелательных контактов трудных воспитанников. Как показывает практика, чаще всего данный метод осуществляется посредством следующих приёмов: перемещения воина внутри коллектива подразделения, перевода его в другое подразделение.

В педагогической деятельности перемещение трудных воинов из одного коллектива в другой бывает как временным, так и постоянным. Данный метод применяется в таких педагогических ситуациях, когда офицеры и сержанты бессильны убедить подчинённого в необходимости прекратить нежелательное поведение; исчерпали все методы, средства и формы, имеющиеся в их воспитательном арсенале; признали нежелательность дальнейших контактов трудного воина с некоторыми офицерами и сержантами, а также с сослуживцами по коллективу подразделения; осознали объективную необходимость снижения учебных и служебных нагрузок и др.

3) Корректирующая и прогностическая функции процесса предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения военнослужащих реализуются через методы критики и самокритики, опосредованного педагогического воздействия, перспективных линий и др. Метод критики и самокритики применяется воспитателями подразделений при устранении у трудных воинов негативных личностных качеств, развитии у них высокого чувства ответственности за своё поведение и состояние воинской дисциплины. В превентивной деятельности офицеров и сержантов критика и самокритика как метод профилактики и перевоспитания не ограничиваются только перечислением и признанием недостатков у трудных воспитанников. Основное внимание воспитатели уделяли раскрытию причин негативных качеств, поиску педагогических путей для их устранения и оперативному принятию профилактических мер для их предотвращения. Метод критики и самокритики осуществляется с помощью приёмов юмора, тактичного осуждения, самоосуждения, переориентации сознания и самоосознания.

В превентивной деятельности применяется метод опосредованного педагогического воздействия, тесно связанный с критикой и самокритикой. Чтобы искоренить те или иные негативные качества у трудных воинов, офицеры и сержанты вместо непосредственного воздействия на них обращаются к помощи коллектива роты (батареи), взвода и отделения. При этом создаётся такая обстановка, когда в процессе профилактики и перевоспитания участвует уже сам коллектив.

Условия результативности метода опосредованного педагогического воздействия: систематическая работа по созданию необходимого общественного мнения коллектива; забота о его непрерывном развитии и совершенствовании; создание такой педагогической обстановки, где сплетаются воедино индивидуальные и коллективные интересы; приоритет замечаний и требований, исходящих от товарищей по коллективу, перед замечаниями и требованиями офицеров и сержантов; актуальность и значимость общественного мнения, взглядов, суждений для перевоспитуемых; степень единодушия и сплочённости коллектива в предъявлении требований к трудным воинам.

В основе метода перспективных линий лежит выдвижение перед воспитанниками ближних, средних и дальних перспектив поведения. Но в превентивной деятельности офицеров данный метод имеет существенное отличие: в профилактической и перевоспитательной работе с трудными воинами, как правило, предпочтение отдаётся ближайшей перспективе, чтобы сразу увидеть определённые результаты процесса предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения военнослужащих.

Педагогическими условиями применения метода перспективных линий являются: выявление и анализ ошибочных взглядов, представлений, раскрытие их несостоятельности; переориентация негативных форм поведения на положительные; побуждение самих воспитанников к изменению собственного поведения; формирование убеждённой позиции в неприемлемости их в условиях воинской службы и др.

4) Стимулировать поведение и деятельность трудных военнослужащих в частях (на кораблях), побуждать их к самоперевоспитанию помогает метод соревнования.

Этот метод осуществляется воспитателями с помощью приёмов соперничества, состязательности, взаимопомощи, самоутверждения, борьбы за достижение наилучших результатов, стимулирования творческой активности, наставничества и др. Для обеспечения действенности метода соревнования целесообразно вовлекать трудных воинов в состязательность и здоровое соперничество; вызывать у них стремление догнать и перегнать своих сослуживцев; определять конкретные обязательства и рубежи в учёбе и службе; организовывать систематический контроль и учет результатов; оказывать повседневную помощь перевоспитуемым воинам, выделять им наставников и шефов; рекомендовать целесообразные формы и средства поощрения за достигнутые положительные результаты; обсуждать полученные на основе специальных рейтингов итоги учёбы и службы на собраниях и в личных беседах с трудными воинами; строить наставнические отношения между шефом и подшефным на взаимной моральной ответственности.

В целях усиления превентивных воздействий на трудных воинов, кроме перечисленных методов и приёмов, применяются методы поощрения и принуждения. Они стимулируют положительные личностные изменения, предупреждают и ослабляют отрицательные проявления поведения, поддерживают стремление воинов к самосовершенствованию.

В превентивной деятельности офицеров и сержантов частей и подразделений используется опыт применения педагогических приёмов поощрения и наказания с поправкой на социальную и педагогическую запущенность и трудновоспитуемость воинов. Поэтому сержантами и офицерами, помимо уставных дисциплинарных мер, применяются педагогические приёмы поощрения (доверие, одобрение, благодарность, выражение положительного отношения, награда, письмо на родину и др.) и принуждения (осуждение, огорчение, предупреждение, запрет, и др.) Особенности использования данных приёмов педагогического воздействия в процессе профилактики и перевоспитания заключаются в том, что воспитателям приходится нормализовать отношения с перевоспитуемым воином, включать его в деятельность воинского коллектива, раскрывать перед товарищами по службе положительные и отрицательные качества его личности, чётко аргументировать предпринимаемые превентивные меры и вызывать соответствующее психологическое состояние, перед тем как объявить то или иное поощрение или взыскание.

Помимо перечисленных методов, в процессе предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения военнослужащих используются различные приёмы, средства и формыпревентивных воздействий и взаимодействий. Исследование показывает, что комбинации методов, приёмов, средств и форм превентивной деятельности, определяющие основные её пути, являются многочисленными и разнообразными.

Известно, что каждый приём превентивной деятельности характеризуется созданием определённой педагогической ситуации. Поэтому под приёмами превентивных воздействий и взаимодействий подразумеваются частные, соответствующие конкретной педагогической ситуации способы решения задач превентивного характера. Такие приёмы разделены на две условные группы: созидающие, то есть способствующие формированию положительных норм, привычек поведения, и тормозящие, то есть способствующие преодолению различных отклонений в поведении военнослужащих. В превентивной работе методическая деятельность офицеров по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения военнослужащих осуществляется в основном путём использования во взаимодействии и взаимосвязи созидающих и тормозящих приёмов. На основе проведённых специальных исследований целесообразно дать следующую классификацию приёмов превентивных воздействий и взаимодействий:

Созидающие приёмы Тормозящие приёмы
- Разъяснение - Доказательство - Доверие - Доброта, внимание, забота - Акцентирование - Анализ ошибочных суждений - Косвенное воздействие - Просьба - Активизация духовных чувств - Вовлечение в интересную деятельность - Организация успеха в учёбе и др. - Опровержение - Осуждение - Возмущение - Приказание - Наказание - Педагогический упрёк - Намёк - Мнимое безразличие - Возбуждение тревоги о предстоящем наказании - Обострение борьбы мнений и др.

Под средствами понимаются различные виды воинской дисциплины, с помощью которых можно воздействовать на трудных военнослужащих.

Основными средствами профилактики и перевоспитания трудных военнослужащих в частях являются:

1) вовлечение воинов в систему воинской деятельности;

2) учебная деятельность по повышению военно-профессионального и интеллектуального уровня развития воинов;

3) организация нравственного и правового воспитания в ходе общественной и служебной деятельности;

4) развитие психологических качеств в процессе спортивной деятельности;

5) формирование невосприимчивости к отрицательным воздействиям окружающей среды;

6) возбуждение потребности и интереса в самовоспитании и др.

Рассмотренные методы, приёмы и средства реализовываются в практической работе через комплекс форм превентивной деятельности, к которым относятся: лекции, беседы, задания, поручения, шефство, обсуждение, тематические вечера и чтения, диспуты, дискуссии, вечера вопросов и ответов, телефоны «доверия» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: