Экономическая теория, как и любая другая наука, обладает не только специфическим предметом, но и особым методом познания. Если предмет науки характеризует «что она изучает», то метод – «как», т.е. с помощью каких инструментов. Слово «метод» происходит от греческого «methodos», что буквально означает «путь к чему-либо», поэтому метод можно определить как совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.
Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы окружающего мира, а с другой – выступает как средство последующего познания. Поэтому, метод одновременно является и результатом процесса познания и его предпосылкой. Сохраняя свойства и законы изучаемого объекта, метод в то же время несет на себе отпечаток целесообразной деятельности познающего его субъекта. Объективное переходит в субъективное, и наоборот.
Основными методами, используемыми экономической теорией при изучении хозяйственных явлений выступают:
|
|
- метод формальной логики;
- диалектический метод;
- метод экономико-математического моделирования;
- экономический эксперимент.
Формальная логика – это изучение мысли с точки зрения ее структуры, формы. Основные категории, законы и формально-логические методы и приемы познания приведены в табл. 1.3.
Таблица 1.3
Категории | Законы | Методы |
- понятие - суждение - умозаключение - силлогизм - проблема - антиномия | - закон тождества - закон противоречия - закон исключенного третьего - закон достаточного основания | - анализ и синтез - индукция и дедукция - сравнение - аналогия - гипотеза |
Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей в отдельности. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.
Индукция – это метод познания, основанный на умозаключениях от частного (особенного) к общему, дедукция, наоборот, от общего к частному.
Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются в экономической теории в единстве. Их сочетание обеспечивает системный подход к сложным явлениям хозяйственной практики.
Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов, широко используется при систематизации и классификации понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через имеющиеся понятия и категории.
Аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Многие открытия в экономической науке были сделаны по аналогии. Ф. Кенэ известный экономист XIX в., будучи по образованию врачом предложил, например, плодотворную аналогию между кровообращением в человеческом организме и движением товарных и денежных потоков в социальном экономическом организме. В результате была построена первая макроэкономическая модель воспроизводства.
|
|
Изучение механического равновесия подсказало А. Курно идею экономического равновесия. Аналогия, таким образом, играет важную роль в рождении новых идей и формулировке гипотез.
Гипотеза – это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Гипотеза возникает тогда, когда появляются новые факты, противоречащие прежней теории.
Качественно новый этап развития экономической науки связан с применением диалектического метода. Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы общества и человеческого мышления. Основными принципами систематизации понятий в диалектике стали принципы взаимосвязи и развития. Экономическая система впервые была рассмотрена как развивающаяся взаимосвязь категорий и законов. Основные категории, законы и методы диалектической логики приведены в табл. 1.4.
Таблица 1.4
Категории | Законы | Методы |
- единичное и общее - часть и целое - причина и следствие - сущность и явление - содержание и форма - необходимость и случайность - возможность и действительность | - взаимопереход количества и качества - единство и борьба противоположностей - отрицание отрицания | - восхождение от абстрактного к конкретному - единство исторического и логического |
Метод научной абстракции предполагает отвлечение от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить в них существенное и постоянно повторяющееся.
Движение от конкретного, данного в представлении (реальной действительности) к все более высоким абстракциям и от них вновь к конкретному, но уже обогащенному знанием – таким представляется путь познания в диалектике. При сравнении исторического и логического методов они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исходный пункт исторического исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования.
Экономическим процессам и явлениям присуща как качественная, так и количественная определенность. Поэтому экономическая теория широко использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования.
Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. Исходные данные модели наряду с бесспорными фактами и понятиями содержат гипотезы и постулаты, истинность которых может быть еще не доказана. Решение модели состоит в выявлении новых ранее неизвестных свойств изучаемого объекта. Связь модели с объективной экономической действительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, является его условным воспроизведением, с другой – служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями.
Известные величины, вводимые в модель в готовом виде, называются экзогенными. Величины, которые получаются в рамках модели при решении поставленной задачи, называются эндогенными.
Различают следующие виды моделей:
- в зависимости от объекта исследования: оптимизационные и равновесные;
- по сфере охвата: макро-, мезо- и микроэкономические;
|
|
- по времени и характеру действия: статические и динамические;
- по степени структуризации: малоразмерные и многоразмерные;
- по характеру взаимосвязи элементов: линейные и нелинейные, детерминистские и стохастические и т.д.
Простейшим видом экономико-математического моделирования является моделирование в двумерном пространстве, при помощи графиков.
Графики – это изображение зависимости между двумя и более переменными.
Зависимость может быть линейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями – вертикальной (ее обычно обозначают буквой Y) и горизонтальной (Х).
Если линия графика идет слева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратная связь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объем его продажи – рис. 1.4, а). Если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере роста издержек производства товара обычно растут цены на него – рис. 1.4, б). Зависимость может быть нелинейной (т.е. изменяющейся), тогда график приобретает форму кривой линии (так, по мере уменьшения инфляции безработица имеет тенденцию к увеличению – кривая Филлипса, рис. 1.4, в).
Цена Y
товара
X | Цена Y
товара
X | ||||||
Объем продаж | Издержки производства | ||||||
а | б | ||||||
Темп инфляции (%) | Y
X | ||||||
Доля безработных | |||||||
в | |||||||
Рис. 1.4. Графики: а – обратная линейная зависимость;
б – прямая линейная зависимость; в – нелинейная зависимость
Другим методом экономической теории является экономический эксперимент, т.е. искусственное воспроизведение или изменение экономического явления с целью достижения ожидаемых, заранее предсказанных результатов. Экономические эксперименты проводимые на микроуровне, на уровне отдельных предприятий или отраслей помогают отработать и проверить эффективность отдельных рычагов и инструментов хозяйственного механизма. Если эксперимент оказывается удачным, то он быстро превращается в обыденную хозяйственную практику. Экономическое экспериментирование на макроуровне (уровне отдельной национальной экономики) практически сливается с государственной экономической политикой (например, НЭП в СССР, введение ИНН, монетизация льгот в России). Несмотря на стремление любого правительства осуществлять экономическую политику научными методами в соответствии с познанными экономическими закономерностями, оно никогда не имеет абсолютной уверенности в том, что выбран наиболее оптимальный путь. Следовательно, при современном уровне экономических знаний, любое правительство обречено на постоянное экономическое экспериментирование.
|
|
вопросы для самопроверки
1. Что следует понимать под термином «экономика»?
2. Что такое экономические потребности и какие виды экономических потребностей вам известны?
3. Что такое экономические блага и экономические ресурсы и как они различаются?
4. Что вы можете сказать об эффективности?
5. Охарактеризуйте проблему выбора, альтернативные (вмененные) издержки и кривую производственных возможностей.
6. Что следует понимать под экономической системой?
7. Какие экономические системы вам известны?
8. Как в рамках различных экономических систем решаются основные экономические проблемы?
9. Как определялся предмет экономики как науки в различные исторические периоды?
10. Какие разделы выделяют в структуре экономической теории? Охарактеризуйте их.
11. Какова взаимосвязь экономической теории и экономической политики?
12. Что понимается под методами экономической науки? Перечислите их.