В жизненном цикле товара различают пять основных фаз.
1. Фаза внедрения начинается с выхода товара на рынок. При выведении товара высокой рыночной новизны предприятие занимает монопольную позицию на рынке.
С точки зрения управления фазой внедрения для товаров массового потребительского спроса проводится «политика низких цен», для престижных потребительских товаров чаще применяется «политика высоких цен».
Так как в фазе внедрения товара медленно растущей выручке противостоят высокие затраты в сфере производства и освоения рынка, предприятие как правило, работает с убытками.
2. В фазе росте, которая ведет к достижению максимальной выручки предприятием, для успешных товаров наблюдается так называемый «сбытовой бум», характеризующийся быстрым ростом оборота. В этой фазе на рынок выходят новые конкуренты. В этот период обеспечивается наивысшая прибыль. Продолжает активно использоваться реклама.
3. В фазе зрелости выручка от продаж продолжает расти, пока не достигнет максимума.
|
|
В тоже время темпы ее прироста уменьшаются и к концу фазы зрелости достигают нулевой отметки. Компания начинает прибегать к дифференциации продукции, чтобы обеспечить спрос со стороны возросшего количества потребителей.
4. В фазе насыщения выручка снижается и темп ее роста становится отрицательным. Идет поиск новых рынков. Усиливается конкуренция качества.
5. В фазе спада обеспечить прибыльность продукта становится практически невозможно. Затраты на рекламу постепенно снижаются. В то же время цены часто повышают из-за низкой ценовой эластичности спроса, а также для сокращения убытков.