| Научные направления и ключевые положения концепций | Основные идеи, используемые в современном менеджменте |
| 1. Научный менеджмент и классическая административная школа | |
| Научные принципы Рационализация выполнения работ Разделение труда в управлении | Научный подход к менеджменту и принципы управления Анализ способов выполнения работ с целью совершенствования Оплата труда как важнейший элемент мотивации |
| 2. Школа человеческих отношений и поведенческие науки | |
| Коллектив как особая социальная группа Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работающего | Использование в менеджменте факторов коммуникации, групповой динамики и лидерства Исследование поведения людей в организациях Отношения к членам организации как к активным человеческим ресурсам |
| 3. Количественный подход (исследование операций) | |
| Применение методов математических исследований, моделирования и вычислительной техники | Использование математических моделей в принятии решений Использование автоматизированных информационных систем, специальных программ и программных комплексов |
| 4. Системный и ситуационный подходы | |
| Взаимодействие и взаимозависимость всех компонентов организации Выявление и учет ситуационных переменных окружающей среды | Рассмотрение организации как системы, состоящей из взаимосвязанных частей Значение окружающей среды в обратной связи для достижения целей организации Принятие управленческих решений на основе анализа всей совокупности ситуационных факторов |
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ:
1. В чем особенности школы научного управления?
2. Чем отличается административная школа от школы научного управления? В чем суть основных принципов администрирования А. Файоля, каких аспектов деятельности организации они касаются?
3. Опишите суть и особенности школы человеческих отношений. Чем отличаются основные постулаты этой школы от принципов использования поведенческих наук в управлении организацией?
4. Что такое «исследование операций»? Когда возникло это направление в менеджменте, как оно развивалось?
5. Что такое «подходы» в менеджменте? На чем основаны современные подходы?
6. В чем особенности каждого подхода? Как связаны современные подходы со школами управления?
ТЕСТ ПО ТЕМЕ:
1. Объектом школы научного управления являются:
а) рабочее место;
б) организация в целом;
2. главной целью административной школы управления является:
б) универсальные принципы организации в целом;
в) метод управления.
3. Объектом исследования школы человеческих отношений является:
а) интеллектуальные ресурсы человека;
б) межличностные взаимоотношения;
в) производственные отношения.
4. развитие современного менеджмента основывается:
а) на элементах внутренней среды организации;
б) на адаптации организации к внешней среде;
в) на совершенствование организационных структур управления.
5. Системный подход позволяет:
а) выявить общие закономерности и проблемы организации.
б) выявить функции управления;
в) определить организационную структуру.