Тема 1.2. Возникновение, становление и развитие педагогики в России

Активно разрабатывались идеи воспитания в российской педагогике. В России с давних времен открывались школы. Сохранились сведения об открытии школы для 300 детей в Новгороде в 1030 году.

Плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики выходца из Белоруссии Симеона Полоцкого(16929 – 1680). Он разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 году, которая значительно расширила высшее образование в российском государстве. С.Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию.

Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М.В.Ломоносов (1711 – 1765). Он создал ряд учебных книг: «Риторику, «Российскую грамматику».

Заметный след в российской педагогике оставил Н.И.Новиков (1744 – 1818). Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. Он впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой.

В 1779 году учреждается учительская семинария при Московском университете, а с 1804 года последовало открытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой научной дисциплины, а в 1840 году в Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики.

В России цельную дидактическую систему разработал К.Д.Ушинский. Его можно считать основоположником русской педагогики.

XX в. с его бурными социально-политическими измене­ниями во многих странах поставил перед педагогикой про­блему воспитания человека в новом обществе. Ее исследо­вали Станислав Теофилович Шацкий, Павел Петрович Блонский.

В послереволюционной России строительство системы школьного образования шло в течение почти десятилетия. В декабре 1917 года все учебные заведения были переданы Народному комиссариату просвещения. В его деятельности большую роль сыграли А.В.Луначарский и Н.к. Крупская.

В 1920 году Наркомпрос опубликовал учебный план единой советской школы. Школа имела 2 ступени: начальную и среднюю. В 1930 году было объявлено о всеобщем обязательном начальном обучении. Школе был четко сформулирован социальный заказ: воспитание человека определенного типа. Это определило жесткую нормативно-охранительную систему воспитания: введение единой детской организации(пионерской), идеологизация воспитательной и учебной работы.

Педагогическая теория 1920 – 30-х годов в России имела ряд характерных особенностей: основная педагогическая идея того времени – идея трудовой школы, основанная на принципах политехничности и индустриализации. Политехнический принцип заключается в том,что трудовые занятия любого специального вида являются средством изучения общих основ производства. Наибольшее развитие этот принцип получил в трудах Н.К.Крупской.

Другой важной проблемой педагогической теории1920 – 30-х была организация детского коллектива. Вопросы формирования детского коллектива и творческой целеустремленной личности разрабатывались в трудах практически всех крупных ученых – педагогов того времени.

Константин Дмитриевич Ушинский. 1823 – 1870 «Детский мир», «Родное слово» Принципы дидактики Ушинского: посильности, последовательности, наглядности, осмысленности и прочности усвоения знаний. При обучении необходим: твердый состав учащихся, расписание, фронтальные и индивидуальные занятия. Учитель не только преподаватель дисциплин, но и воспитатель. Система воспитания должна соответствовать потребностям народа, идея народности. Родной язык – энциклопедия народной мудрости.
Лев Николаевич Толстой 1828 – 1910 «Азбука» и «Книги для чтения» Содержание обучения определяет религиозно – нравственное воспитание. Особую роль уделял таким методам обучения как слово учителя (рассказ, беседа). Широко использовал наблюдение и опыты, экскурсии – природосообразность обучения. Подчеркивал творческое начало всей деятельности учителя. Организовал начальную школу для крестьянских детей в Ясной поляне.
Надежда Констан-тиновна Карупская 1869-1939 «Народное образование и демократия», «Женщина – работница» Цель воспитания: воспитание коллективиста, всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать. Считала необходимостью сочетать воспитание с общественным трудом. Внесла вклад в разработку основ детского и молодежного общественного движения.
Павел Петрович Блонский 1884 – 1941 «Педология» Сформулировал основополагающие педагогические идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка; уважение личности ребенка, его потребностей и интересов; разностороннее развитие личности ребенка. Он дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных сними особенностей воспитания и обучения. Выдвинул теорию памяти, изучал эмоциональную сферу ребенка, сформулировал принцип индустриализации.
Антон Семенович Макаренко 1888 – 1939 «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» и т.д. Основной принцип воспитания – единство личности и общества. Осуществил беспрецедентный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей – правонарушителей. Соединил обучение и воспитание с производительным трудом. Принципы воспитания: через коллектив, в коллективе, уважение и требования к личности.
Василий Александро-вич Сухомлин-ский 1918 - 1970 «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Павлышская средняя школа», «Методика воспитания коллектива» Педагогика строится на принципах: ü Любви к ребенку ü Защитном воспитании (защищать от окружающего ü зла) ü Учить учиться. ü Разработал вопросы дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Разработал новый метод исследования в педагогике – эксперимент

Русская педагогика - Н.Н.Пирогов, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др.

Советская педагогика - А.С.Макаренко, Н.К.Круп­ская, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, В.А.Сухомлинский.

Влияние деятельности педагогов-новаторов на раз­витие и совершенствование педагогической теории и практики

Педагоги-новаторы развивают педагогику сотрудничества (80-е годы 20в.), которая основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценностям и качествам. Вслед за Сухомлинским педагоги-новаторы претворяли в образовательной работе с детьми идеи нацеленности обучения на общее развитие ребенка, оптимистичного подхода к возможностям учеников, свободного выбора и т.д. Изменились отношения педагога с детьми: сообучение, сотворчество, сотрудничество. Учение без принуждения – основной термин. Оценивается продвинутость ребенка в знаниях, умениях и навыках по отношению к вчерашнему дню. Педагоги использовали опорные схемы и сигналы.

Система В.Ф.Шаталова   учебный материал объясняется максимально четко, логично, с использованием блок-схем, которые отражают логические связи учебного материала; ученики отвечают, опираясь на блок-схему, которую держат в уме; дома первоначально решаются те же задачи, что и на уроке; оценивание знаний производится после усвоения темы каждым учеником. В своей книге «Учить всех, учить каждого» Шаталов рассказывает об использовании «уроков открытой мысли в обучении». Считал, что педагогу необходимо давать знания в необычной форме, это лучше запоминается. Рекомендовал в обучении использовать метод цепочки (решивший правильно, проверяет работу другого).
Система С.Л.Лысенковой   изучение нового материала «крупными блоками», идея опережающего обучения (когда несколько минут на уроке уделяются знакомству с новыми понятиями, которые будут изучаться в скором времени). Свой опыт описывает в книге «Когда легко учиться». Она разработала опорные схемы по математике, русскому языку для 1-3 классов.
Система Ш.Амонашвили   идея «гуманной педагогики», которая в состоянии приобщить ребенка к процессу изучения самого себя; идея педагогического сотрудничества в системе «учитель-ученик». Автор книг: «В школу с 6 лет», «Здравствуйте дети». Считал, что доброта и любовь должны быть главным мотивом педагогической деятельности. Доброта дает возможность не замечать недостатков, видеть только хорошее. У Амонашвили много находок в обучении шестилеток: намеренно делать ошибки при решении задач, при написании слов, чтобы дети их искали.
Система И.П.Волкова   использование различных видов деятельности для развития склонностей и способностей учащихся; идея «свободной мастерской», где каждый может выбрать дело по душе, при этом нет ограничения инициативы школьника, творческая реализация принципа: «научился сам - научи товарища». В книге «Учим творчеству» Волков рассказывает о разработанных им уроках творчества для начальных классов.
  Система Е.Н.Ильина   нашел путь к ускорению духовного развития учеников, сделав уроки литературы уроками познания себя в жизни, уроками «нравственного прозрения». Его опыт нашел отражение в книге «Искусство общения». Придавал большое значение в обучении постановке вопроса, считал, что на уроках важно использовать музыку.
Система И.П.Иванова   методика коллективного творческого воспитания на основе идей А.С.Макаренко. Раскрывает пути воспитания коллективистов в современных условиях. Опыт его можно проследить в книге «Воспитывать коллективистов».

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: