double arrow

Личность как деятельный субъект. Индивид, усвоивший в достаточной степени культурные и социальные нормы, становиться личностью

Индивид, усвоивший в достаточной степени культурные и социальные нормы, становиться личностью. В то же время, культурные и социальные нормы, идеалы, наука, техника – весь массив человеческой культуры создавался деятельными личностями.

Для любого человека наивысшее предназначение – сотворение (в сотрудничестве с другими, с обществом) нового, прибавление по своим силам в массив человеческой культуры личного вклада.

Однако формы взаимодействия личности и общества многообразны и определяются некоторыми механизмами. В зависимости от результата социа­лизации личность стремится к сохранению, упрочению, развитию, обновлению или разрушению окружающей его социальной среды.

Деятельность является практическим выражением, итогом мыслительного процесса личности. Любая деятельность основана на использовании двух механизмов: мотивационного и диспозиционного. Мотивационный механизм представляет собой способ выработ­ки мотива деятельности и включает последовательность следующих операций:

1) ощущение потребности (в еде, одежде, жилище);

2) осознание интереса в удов­летворении данной потребности (мне нужно поесть, одеться, построить дом);

3) выработку мотива - побудительной причины, повода к деятельности (еды нет, одежда износилась, дом развалился).

Диспозиционный механизм определяет пред­расположенность личности к тому или иному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. Он включает стимулы - внешние побу­дители к деятельности (благоприятная или неблагоприятная ситуация, наличие или отсутствие средств, возможностей, навыков, умений) и установки – общую ориентацию, направленность сознания личности на тот или иной вид деятельности (например, еду можно купить, приготовить самому или украсть). Существуют три уровня диспозиций личности: высший – формирование у личности концепции жизни и ее воплощение в ценностных ориентациях (получить образование, упорно трудиться, родить и вырастить детей); средний – обобщенная установка личности на социальные объекты и институты (вуз, в котором я учусь - лучший в городе, моя семья - моя крепость); нижний – саморегуляция действий личности в кон­кретной ситуации (у меня есть свободное время - схожу в кино).

Смотри также вопросы 12. и 25.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: