Вероятно, самый полезный вывод исследований, поддержанный многочисленными работами, заключается в том, что отвлечение (например, от таких элементов рекламного исполнения, как персонажи или музыка), может влиять на количество аргументов за и против, вызванных рекламой у потребителя (рассмотренных в главе 5). В некоторых ситуациях это может добавить убедительности: враждебно настроенных представителей аудитории, которые в ином случае искали бы контрдоводы, можно отвлечь, чтобы сделать общение более эффективным. Отвлекающие задачи, затрагивающие познавательную деятельность, приводят к большему отвлечению, чем те, которые просто предоставляют визуальное отвлечение.
Рекламодатель, заинтересованный в использовании отвлечения для преодоления сопротивления своим доводам, сталкивается с деликатной задачей — придумать нечто, что будет мешать находить контраргументы, но одновременно не будет препятствовать восприятию или прослушиванию рекламного сообщения. Это очень трудная задача, которая должна учитывать все аспекты общения и аудитории. Как объясняет Дэвид Гарднер (David Gardner), решающий вопросом в определении отвлечения — помешает ли он процессу формирования контраргументов. Если изменение позиции можно вызвать благодаря перекрыванию контраргументов, то это определяется как отвлечение. Основываясь на этом определении, отвлечение охватывает много направлений. Если элемент общения создан для того, чтобы усилить рекламное заявление, — это может быть музыка для создания соответствующего настроения или произведение искусства — это нельзя назвать отвлечением, поскольку это не мешает процессу выработки контраргументов; то, что служит поддержкой в одной рекламной информации, может быть отвлечением в другой в зависимости от продукта, аудитории, каналов связи, множества особых факторов [54].
|
|
Хороший пример использования отвлекающих факторов при попытке общения с недружелюбно настроенной аудиторией — рекламная компания, разработанная компанией Standard Oil из Калифорнии для своей марки Chevron [55]. В этот период многие потребители были настроены весьма враждебно по отношению к нефтяным компаниям вообще; имидж нефтяной компании как приличного объединения заметно потускнел. Одна из первых кампаний, начавших непосредственную демонстрацию сюжетов, показывала строительство танкеров, изыскательские работы и другую деятельность. Хотя это было более или менее успешно, компания последовательно разработала эксцентричную рекламную кампанию вокруг темы: "Мы произошли от динозавров", чтобы поддержать усилия по сохранению энергии. Рекламная кампания не только оказалась эффективной в объяснении потребителям энергетической ситуации, но, что более важно, привела к значительному сдвигу в сторону доброжелательного отношения к Standard Oil.
|
|
Резюме
Прежде чем рекламному агентству будет передано задание на разработку рекламы и начнется реальная творческая работа, важно определить границы и творческие подходы, дозволенные составителям текста и художественным руководителям. В этой главе рассматриваются некоторые рациональные и эмоциональные подходы и некоторые исследования, проведенные по каждому из них.
Данная глава построена вокруг дискуссии рациональных подходов, таких как сравнительная реклама, прививочная реклама, и использовании опровергающих и эмоциональных подходов, поддержки сторонников и отвлечения в рекламе. Сравнительная реклама — это реклама, в которой две или больше конкретно названных марок одного продукта сравниваются по одному или нескольким параметрам. В настоящее время такой вид рекламы широко используется, несмотря на то, что она была вне закона до 1970 года. Исследования по сравнительной рекламе представляют сложную картину большей или меньшей ее эффективности, чем рекламы без сравнения, в зависимости от возникновения контрдоводов и других механизмов информационного процесса, вступающих в игру. С точки зрения стратегии, сравнительная реклама больше подходит для марок второго плана, чем для марок лидеров.
Прививающая реклама использует принципы прививки в медицине. Ее задача — привить аудиторию малыми дозами оскорбляющей кампании (аргументами конкурента) для того, чтобы, когда разразится полная кампания, они (потребители) были менее восприимчивы и устойчивы по отношению к этим аргументам. Продемонстрировано, что предварительное воздействие слабыми формами контраргументов более эффективно для создания устойчивости, чем предварительное предъявление поддерживающих аргументов. Хороший пример — известная рекламная кампания, проведенная фирмой А Т& Т против нападения фирмы MCI.
Опровергающая реклама включает подробное изложение заявлений конкурентов и затем их опровержение. Обычно она контрастирует с поддерживающей рекламой, которая сосредоточена на одностороннем представлении только преимуществ марки. Примером может служить рекламная компания фирмы USAir под названием "Лучшие времена, худшие времена".
Есть целая категория подходов, рассчитанных на эмоции и ощущения, а также на пафос, как существенный ингредиент. Подходы, вызывающие эмоции, наиболее удобны, когда покупка основывается на "ощущении" преимущества — или получения немудреных маленьких удовольствий типа конфет или шипучего напитка, или на весьма запутанных ощущениях, ассоциирующихся с продуктами типа духов, спортивных автомобилей или ювелирных изделий.
Сторонников рекламируемой марки обычно используют в рекомендательной рекламе, что яатяется примером подхода, ориентированного на источник обращения. Существует много видов источников в рекламе, а модель факторов источника показывает диапазон компонентов источника и познавательный и эмоциональный способы, которыми можно определить надежность любого компонента. Теории согласованности заключают в себе ряд теорий изменения позиции (равновесия, несовпадения и соответствия) индивидуума, которые объясняют влияние сторонника и источника. Исследования по надежности источника показали, что в некоторых случаях источник с низкой надежностью может быть бо-•~>ее эффективным, чем высоконадежный источник. В рекламе особенно важны три параметра надежности — престиж, сходство и физическая привлекательность.
|
|
Последний подход назван отвлечением и направлен на отвлечение аудитории о Формирования контраргументов в процессе просмотра или прослушивания РеКЛ1™ь' Примером этого подхода служит рекламная компания фирмы Chevron dinosaur МЫ произошли от динозавров", призванная рассеять некоторую враждебность аудитории гю отношению к нефтяным компаниям в эпоху энергетического кризиса.
Вопросы для обсуждения
1. Используя примеры сравнительной и несравнительной рекламы одной и той же категории продуктов, объясните своими словами, почему одна из них более эффективна или почему другая — менее эффективна. Определите разновидности сравнительной рекламы, которые включают больше/меньше точных характеристики для сравнения, и обдумайте, почему эти изменения будут повышать или понижать эффективность. Будьте точными при определении критериев, по которым вы будете оценивать эффективность.
2. Обсудите желательность использования терапевта вместо дантиста как персонажа в рекламе зубной пасты. Допустим, что в каждом случае определены одинаковые задачи рекламы и реклама рассчитана на один и тот же тип аудитории.
3. Выберите две рекомендательных рекламы. Определите их относительную убедительность, используя модель факторов источника, приведенную в этой главе.
4. Разработайте рекламу пива Coors Lite, основанную на опровергающем подходе (например, по отношению к пиву Bud Lite). Обсудите, что лучше всего сделать: создать у нынешних любителей пива устойчивое отношение или привлечь новых любителей пива этой марки.
5. Что понимают под отвлечением в рекламе? Какова его цель? Что дало отвлечение в рекламе фирмы Chevron? Предложите другие примеры отвлечения в рекламе.
6. Разработайте модель согласованности изменения позиции, которая прогнозировала бы изменение позиции потребителя к фирме Jell-O, зная, что существующее на данный момент отношение оценивается как -5 (жесткое неприятие), до нуля (нейтральное), до уровня +5 (устойчивые симпатии); имеющееся отношение к Косби как источнику также по шкале от -5 до +5; связь между источником и маркой на уровне 0 (слабая связь) до уровня +5 (сильная связь).
|
|
7. Что такое напряжение сознания? Приведите пример из личного опыта. Как измерить напряжение сознания?
8. Объясните, почему работает опровергающая реклама и рассмотрите ситуацию, в которой она была бы более (и менее) эффективной.
9. Какой критерий вы используете при выборе персонажа для новой линии на "чипсовом" рынке (картофельные или кукурузные чипсы)? Обсудите важность каждого из персонажей в своей оценке потенциальных кандидатов и то, как бы вы принимали окончательное решение.