Особенности психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста с дизартрией

Дети с резидуальными явлениями ДЦП и дизартрией по своим психолого-педагогическим характеристикам представ­ляют полиморфную группу.

Они характеризуются наличием психоорганического син­дрома, который проявляется разной сиптоматикой. Для мно­гих из них характерной является гиперактивность, которую следует рассматривать в рамках синдрома дефицита внима­ния с гиперактивностью или гипердинамического синдрома, церебрастеническом синдроме и гипертензионно-гидроцефальном синдроме.

Церебрастенический синдром проявляется в виде нервно-психической истощаемости. У одних детей он проявляется в виде общего эмоционального и двигательного беспокойства, у других в преобладании вялости и пассивности.

Наличие гипертензионно-гидроцефального синдрома ха­рактеризуется нарушением умственной работоспособности в виде быстрой истощаемости.

Эта симптоматика проявляется у детей с дизартрией на фоне изменений мышечного тонуса, нарушений координации движений, недостаточности дифференцированной моторики пальцев рук и артикуляционной моторики. Гипердинамичес­кая симптоматика проявляется в невнимательности, отвлекаемости, импульсивности и гиперактивности.

С раннего возраста у детей с органическим поражением мозга нарушается развитие психологической диады «мать-дитя». Связь в этой диаде обеспечивается значительным участием множества сенсорных функций (тактильные ощу­щения, запах, визуализация, слуховые ощущения и т.п.). При рождении ребенка с фактором риска дизартрии, а тем более, параличей, эти взаимоотношения искажаются. Со сто­роны ребенка отмечается снижение сенсорных ощущений, а со стороны матери — резкое изменение эмоционального от­ношения к ребенку. Реакции родителей по отношению к их «особому» ребенку являются важным фактором последующе­го развития его личности. Разочарование и боль родителей, страх за ребенка и озабоченность его судьбой существенно отражаются на формирующейся личности ребенка. Поэтому необходима работа не только с ребенком, но и с его семьей яв­ляется необходимой.

Дошкольники с дизартрией отличаются высоким уровнем тревожности, которая наиболее выражена у детей с мелан­холической и холерической структурой личности. Наименее выражена тревожность при сочетании с сангвиническим и флегматическим темпераментом. Отражая тенденцию к ано­мальной психотипологической изменчивости, у детей с дизартрией отмечается усиление тревожности в условиях фрустрации. Выявляется стереотипность в игре, примитивность узоров и сюжетов в рисунках, неуклюжесть на музыкальных, физкультурных занятиях, неумение объяснить причины не­удач.

Наблюдения за детьми с дизартрией в процессе общения показывают, что ограниченные возможности речевой комму­никации сопровождаются снижением мотивационно-потребностной сферы общения, трудностями реализации речевых средств, невыразительностью мимики лица и движений рук, что объясняется структурой дефекта при дизартрии.

Психолого-педагогическое обследование таких детей вы­являет нарушение у них познавательной деятельности, а так­же недостаточность отдельных видов гнозиса и праксиса, что проявляется дисграфиями и дислексиями. Эта психологичес­кая характеристика сочетается с нарушением взаимоотноше­ний с окружающими, трудностями обучения, слабой успеваемости в школе, низкой самооценкой. Нередко эти нарушения поведения сочетаются с отсутствием отклонений от нормы в интеллектуальном развитии.

При этом, как правило, усугубляется школьная дезадап­тация. У некоторых детей начинают развиваться вторичные психогенные психические нарушения в связи с реакцией на собственную несостоятельность и ситуацию «хронического неуспеха». Большинство детей с нарушениями письма и чте­ния переживают состояние протрагированной фрустрации (А.Н. Корнев, 1998). Чем жестче в семье и школе по отно­шению к ребенку, тем аномальнее его реакции на трудности.

Выраженность патологических форм реагирования зависит от степени эмоционально-волевой незрелости и выраженнос­ти психоорганического синдрома. У детей рано появляется опыт, связанный с неуспехом и состоянием непреодолимой преграды, в связи с чем они считают себя беспомощными. На этом фоне появляются нередко протестные формы реакции на любые виды трудных ситуаций: прогулы уроков, отказ по­сещать школу, отказ выполнять уроки и пр.

В младшем школьном возрасте у детей с дизартрией харак­терными являются нарушения формирования навыка письма и чтения. Кроме того, нарушения координации движений ус­ложняют обучение на уроках физкультуры. Эти школьники испытывают трудности на уроках пения, труда и рисования. Все проблемы, связанные с неуспешностыо в учебе, вызыва­ют фрустрационные переживания и невротические реакции.

У младших школьников признаками аномальной личнос­тной изменчивости являются дистимические и тревожные переживания, дезадаптивный девиантный стереотип пове­дения, сочетающийся с холерической или меланхолической структурами темперамента.

Проявления холерического типа темперамента отличают­ся большей яркостью и экспрессией, которые соответствуют высокому уровню нейротизма, лабильности нервной систе­мы, по сравнению с меланхолическим типом темперамента.

Наиболее благоприятными в отношении эффективности применяемых приемов психологической помощи являются дети с сангвиническим и флегматическим темпераментом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: